Тег

Песни

Песни
Найденo 10 статей
Направления, стили, жанры в музыке
Колядки
Коля́дки, народные новогодние и рождественские поздравительные песни; часть обряда колядования. Один из основных жанров календарного фольклора славян. Основное содержание колядок – пожелания здоровья, долголетия, приумножения семьи, величание хозяина; заклятия на урожай, приплод скота; требования подаяния и благодарение за него и др. Первые русские колядки опубликованы во 2-й половине 19 – начале 20 вв. Различаются 3 основных локальных типа русских колядок: западнорусские (Брянская, Смоленская области), северные и северо-западные (Псковская, Вологодская, Архангельская области), среднерусские (Рязанская, Пензенская области).
Константин Трутовский. Колядки в Малороссии. Не позднее 1864.
Авторские музыкальные сочинения
«Susanne un jour»
«Susanne un jour», старинная французская песня. Наиболее ранний вариант – 4-голосная шансон Дидье Люпи на стихи Гийома Геру. Впервые опубликована в 1548 г. в сборнике Люпи «Духовные песни» («Chansons spirituelles»). В основе содержания – популярная ветхозаветная история о Сусанне и старцах (Дан 13:1). Текст представляет собой одну 10-строчную строфу с 3 рифмами. Музыкальная форма шансон Люпи не определяется логикой поэтической формы: она образована из двух разных по музыке разделов, первый из которых повторяется после окончания второго. Песня приобрела большую популярность в Западной Европе во 2-й половине 16 в. и в начале 17 в.; её разработку разные авторы (в том числе О. ди Лассо) запечатлели в многоголосных вокальных произведениях (всего более 30).
Музыка
Жанры и формы. Техника композиции
Lied
Lied, в широком смысле – любая песня на немецкие стихи. В Германии этот термин употребляется по отношению к анонимным народным песням, песням миннезингеров и мейстерзингеров, церковным песням лютеран, песням композиторов-романтиков 19 в., популярным и авторским песням 20–21 вв. В узком смысле Lied – немецкая композиторская многоголосная песня 15–16 вв., светская по содержанию и строфическая по форме, написанная на светский cantus firmus.
Музыка
Авторские музыкальные сочинения
«Подмосковные вечера»
«Подмоско́вные вечера́», популярная песня В. П. Соловьёва-Седого на слова М. Л. Матусовского. Написана в 1955 г. Впервые исполнена В. К. Трошиным в 1956 г. С начала 1960-х гг. получила всесоюзное распространение, её исполняли известные российские и зарубежные певцы: Петер Александер, Л. Г. Зыкина, И. Д. Кобзон, М. М. Магомаев, М. Матьё, А. Ю. Нетребко, Г. Отс, Э. С. Пьеха, Д. А. Хворостовский и многие другие.
Музыка
Традиционная музыка
«Дубинушка» (революционная песня)
«Дуби́нушка», русская народная революционная песня. Сложилась в городской среде в 1870-е гг. на основе стихотворения В. И. Богданова «Много песен слыхал я в родной стороне…» (1865) с включением припева из трудовой «Дубинушки» («Ухни, дубинушка, ухни»). Песня, посвящённая теме тяжёлого труда и эксплуатации бурлаков и пролетариев, получила широкое распространение среди студенчества, интеллигенции и рабочих в 1870–1910-е гг., в период развития в российском обществе демократического движения. В крестьянской среде большой популярности не обрела.
Музыка
Традиционная музыка
«Дубинушка» (трудовая песня)
«Дуби́нушка», традиционная русская трудовая припевка, сопровождавшая различные виды артельных бурлацких работ, с припевом «Эх, дубинушка, ухнем». Бытовала в разных регионах России. В 19 – 1-й половине 20 вв. фиксировалась собирателями случайно; в 1960-х гг. в ходе специализированных экспедиций были сделаны многочисленные записи «Дубинушки» на сплавных реках в бассейне Волги, на реках Русского Севера, Сибири. Тексты и напевы «Дубинушки» записаны в разнообразных вариантах; относительно стабильными отличительными признаками выступают музыкально-поэтическая форма и припевные слова. «Дубинушка» нашла широкое отражение в русском музыкальном искусстве и литературе 2-й половины 19 – начала 20 вв.
Музыка