Тамате
Тама́те, сеть тайных мужских союзов у австронезийского народа мота (о-ва Банкс, Вануату). Основной функцией союзов было поддержание сегментарной модели деления общества, с предоставлением особых прав членам каждого из них. Их роль в социальной жизни была намного выше, нежели в сакральной.
Название та-мате переводится с языка мота как «мёртвый человек, умерший», антоним к слову та-нун – «живой человек». Бестелесные «мёртвые люди» отличаются местными жителями от духов – вуи, которых также можно рассматривать как божеств. Последние играли в мифологии мота гораздо более значимую роль, но не рассматривались в качестве предков.
Для обрядов члены союза делали особые стрижки или надевали шляпы, которые также назывались тамате. Как отмечал англиканский миссионер 19 в. Р. Кодрингтон, головные уборы тамате имеют отдалённое сходство с фуражками морских офицеров (Codrington. 1891. P. 78). Члены тамате не проводили специальных ритуалов запугивания, как, например, члены союза дук-дук, однако регулярно собирались в тайном месте (салагоро), расположенном недалеко от поселения. Одетые в траву и маски фигуры регулярно появляются в деревне, а странные звуки и громкий шум слышен каждые несколько дней (Codrington. 1891. P. 72). Члены союзов тамате регулярно демонстрировали своё присутствие во время общедеревенских церемоний. Каждый мужчина должен был вступить в одно из обществ тамате. На о. Мота, имеющем диаметр 3,5 км и население около 500 человек, У. Риверс насчитал не менее 77 тайных союзов тамате. Он разделил их на три группы: тамате непосвящённых – тамате матвоновоно (мота matawonowono, буквально – те, чьи глаза закрыты); тамате среднего уровня – тамате тало маэа; тамате тайных мест – тамате салагоро. Высшим союзом тамате был союз тамате ливоа (мота tamate liwoa; список союзов см.: Rivers. 1914. Vol. 1. P. 110–119). В некоторые союзы могли вступать мальчики, в другие – молодые мужчины, в третьи – старшие взрослые. Нередко один человек мог быть членом дух обществ тамате. Только некоторые из обществ тамате – тамате кискислаг – специализировались на запугивании людей, вымогании собственности (Rivers. 1914. Vol. 1. P. 87–88). Принадлежность к такому типу тайного союза давала их членам преимущества. Например, они могли маркировать специальными знаками (также называемыми салагоро) собственность, которая считалась табуированной для обычных жителей деревни. Союзы часто носили названия в виде имён животных. Члены союза имели исключительное право в поедании мяса того животного, в честь которого названы. Членство в главном союзе тамате – тамате ливоа – позволяло состоявшим в нём пить каву и причислять себя к высшему слою общества.
Англиканский священник и этнограф У. Айвенс выделил три аспекта взаимоотношений людей с мертвецами тамате: им возносят молитвы о помощи, им приносят пищу и каву в дар, также некоторые люди бывают одержимы ими. В отличие от тамате, духам вуи преподносят в дар раковинные деньги и пищу, а не каву. Вуи также никогда не овладевают людьми и не являются причиной сумасшествия. Он считает, что практика молитв, которая оказывается общей для тамате и вуи, сложилась относительно поздно, в конце 19 в. Это сравнение также демонстрирует меньшую привязанность общества тамате к мифологии и большую к социальным практикам.
Союзы тамате существовали на о-вах Банкс параллельно с союзами сукве, которые были больше связаны с родовой организацией, мифологией, силой мана и духами вуи, нежели с выстраиванием социальной стратификации. При этом члены различных союзов тамате могли быть частью и других союзов, например сукве или ингиет. Австралийский антрополог М. Аллен считал, что распространение тайных мужских союзов характерно для региона с матрилинейными обществами, в которых мужские союзы выполняют ту же роль, что открытое почитание мужской производительной силы в патрилинейных обществах. Он считал эти два типа мужских обществ взаимодополняющими.
Р. Кодрингтон писал, что после распространения христианства в 1880-х гг. вера в то, что фигуры в масках – это духи, совершенно исчезла. Однако социальное значение союзов тамате было настолько велико, что они продолжили своё существование (Codrington. 1891. P. 78). У. Риверс писал в начале 20 в., что большинство обществ тамате находится на грани исчезновения. Однако ещё в 1930-х гг. незначительная часть из них продолжала своё существование (Ivens. 1931). К началу 21 в. союзы тамате на о-вах Банкс исчезли.