Дук-дук
Дук-дук, тайный союз у меланезийского народа толаи (о. Новая Британия), существовавший во 2-й половине 19 – начале 20 вв. Ключевая особенность организации – атмосфера тайны, которая окутывала все ритуалы, а также знания о союзе. Исследователи (Р. Паркинсон, Й. Пфайль, С. А. Токарев) полагают, что организация выполняла скорее социальную, нежели сакральную функцию: она поддерживала иерархию в обществе.
Название тайного общества происходит от слова дука – умерший. Основные персонажи – женский дух тубуан и мужской дух дук-дук. Тубуан – «хозяйка» союза, обладает неограниченной властью над его членами, а также над рядовыми общинниками. Этот дух считался более важным в ежегодной церемонии тайного общества. Дух дук-дук регулярно погибает (исчезает) и возрождается для проведения церемоний, во время которых духи посещали определённое селение. Его роль исполняли наиболее статусные мужчины. Во время церемоний использовались характерные конические маски из листьев, которые изготавливались членами тайного мужского союза; целью его было держать в повиновении жителей своей и близлежащих деревень. Маски дук-дук получали все участники тайного союза. В то время как маски тубуан сохранялись в тайном месте (тараиу), маски дук-дук сжигались в конце церемонии.
Церемония визита духов в деревню устраивалась несколько раз в год, и в каждой деревне она длилась до двух недель. Женщины на протяжении всей церемонии должны либо оставаться в домах и не показываться, либо уходить из деревни. В конце 19 в. обряд описал один из немногих очевидцев, английский капитан Хью Хейстингс Ромилли: «С первым лучом света, со стороны моря слышится пение и бой барабанов. Как только немного светает, можно различить, как пять или шесть каноэ, скреплённых вместе надстроенной над ними платформой, медленно двигаются к пляжу. На платформе танцуют две самые необыкновенные фигуры, издающие пронзительные крики, словно визг щенков. Они, кажется, около десяти футов в высоту. Движения танцоров настолько быстрые, что их трудно рассмотреть в деталях. Обличье танцоров олицетворяет гигантского казуара с самым отвратительным и гротескным из человеческих лиц. Платье, сделанное из пальмовых листьев, несомненно, похоже на перья этой птицы, но голова не похожа ни на что, кроме головы Дук-дук» (Romilly. 1886. P. 29–30).
Когда танцующие оказывались на берегу, никто не имел права прикасаться к ним. Считалось, что нарушителя дух может наказать ударом топорика. Фигуры в листьях танцевали и гуляли, где им заблагорассудится. Главной целью ритуала было поддержание страха перед духами дук-дук и тубуан среди рядовых жителей селения. Члены союза, участвующие в ритуале, отбирали у рядовых общинников ценные вещи, а малейшее неповиновение каралось штрафом. Затем участники ритуала уходили в тараиу. Туда старейшины приносили огромное количество еды, которую собирала вся деревня. Если духам казалось, что пищи было собрано мало, они начинали скулить и выражать своё недовольство, и люди вновь вынуждены были собирать приношения. Во время подобных визитов происходило посвящение новых членов союза: вечером, с наступлением темноты, духи испытывали молодых людей, желавших вступить в союз. Испытание заключалось в ударе палкой или дубиной, после которого юноша должен, не обращая внимания на боль, упасть на раненую часть тела на землю. Испытания повторялись каждый вечер на протяжении всего времени пребывания духа в том или ином селении.
Смысл существования союза С. А. Токарев, основываясь на описаниях немецких этнографов рубежа 19–20 вв. (Р. Паркинсон, Й. Пфайль), видел в создании искусственной социальной иерархии, возвышении членов тайных союзов над обычными членами общества (Токарев. 1990. С. 309).
Традиции, связанные с союзом дук-дук, стали постепенно исчезать после Первой мировой войны. В начале 21 в. они возрождаются как зрелищное мероприятие для туристов.