Дёрнер Дитрих
Дёрнер Ди́трих (Dörner Dietrich) (род. 28.9.1938, Берлин), немецкий психолог. В сферу его научных интересов входят мышление и решение проблем, компьютерное моделирование, искусственный интеллект, обучение и память, когнитивная нейронаука. Провёл эксперимент по управлению сложными системами «Лохаузен» (нем. Lohhausen). Автор «PSI теории» (нем. PSI-Theorie; англ. PSI theory).
Обучался в Кильском университете имени Кристиана Альбрехта. В 1965 г. получил диплом по психологии, получил степень доктора философии в 1969 г., хабилитированного доктора философии в 1973 г.
В 1965–1973 гг. занимал должность научного ассистента (Wissenschaftlicher Assistent) в Кильском университете имени Кристиана Альбрехта, где занимался построением компьютерных моделей для формирования понятий и принятия решений. Позже работал в разных немецких университетах: Дюссельдорфском университете имени Генриха Гейне (1973–1974), Гисенском университете (1974–1979), Бамбергском университете имени Отто Фридриха (1979–1989). В 1989–1991 гг. директор рабочей группы по когнитивной антропологии в Обществе Макса Планка. С 1979 г. занимает должность старшего научного сотрудника в Институте психологии Бамбергского университета. По некоторым данным, в 1991–2005 гг. занимал должность директора этого института.
Разработал «PSI теорию», которая представляет формализованную вычислительную архитектуру психологических процессов человека. Теория описывает когнитивные процессы как взаимодействие мотивации, восприятия, познания и действий (Dörner. 1999; Dörner. 2013). Теория пытается объяснить взаимодействие когнитивных, аффективных и мотивационных процессов. «PSI теория» охватывает все 3 уровня теории, по Д. Деннету (Dennett. 1971): физический, дизайна и намерений. Физический уровень «PSI теории» включает описание работы нейронов и нейронных связей. На уровне дизайна в «PSI теории» описывается взаимодействие компонентов, функций и целей. На уровне намерений «PSI теория» объясняет поведение в терминах мотивации, намерений, эмоций, восприятия, памяти и схем, планирования и решения проблем и т. д.
Известен проведением эксперимента по управлению сложными системами «Лохаузен» (Lohhausen. 1983; Дернер. 1997). Задача испытуемых (в оригинальном исследовании 48 человек) – виртуально управлять вымышленным г. Лохаузен.
На основе исследования с использованием задачи «Лохаузен» Дёрнер разделил «хороших» (кто справлялся успешно с задачей) и «плохих» (кто не справлялся успешно с задачей) испытуемых. Они отличались:
по количеству решений. «Хорошие» испытуемые генерировали больше решений, чем «плохие», что давало им больше возможностей изменять ход событий в городе;
числу решений на одну цель. У «хороших» испытуемых было большее количество решений на одно намерение, чем у «плохих». Дело в том, что при управлении городом испытуемым необходимо было учитывать, что одно их действие в одной из сфер жизни города может повлиять на другие сферы;
типу решения. «Хорошие» испытуемые сначала решали критически важные проблемы города, а «плохие» сначала искали возможность занять свободное время жителей Лохаузена;
проверке гипотез. Хотя и «хорошие», и «плохие» испытуемые выдвигали гипотезы о связи переменных в городе, тем не менее только «хорошие» старались проверить эти гипотезы;
содержанию вопросов. «Хорошие» испытуемые чаще задавали вопросы «Почему?», «плохие» – «Есть ли?». При этом «хорошие» участники пытались выявить причинно-следственные связи в работе городских систем;
частоте смены темы. «Плохие» испытуемые чаще меняли темы, перескакивая с одной на другую;
отвлекаемости. «Плохие» участники чаще отвлекались на текущие стимулы – новые возникающие проблемы в городе;
индексу инновации (степени, в которой решения в новой экспериментальной сессии отличаются от решений в предыдущей) и индексу стабильности (степени, в которой решения в новой экспериментальной сессии сходны решениям в предыдущей). У «хороших» испытуемых индекс инновации низкий, а индекс стабильности высокий. Это говорит о том, что «хорошие» испытуемые отбирали успешные стратегии действий и воспроизводили их в следующей сессии;
степени самоорганизации. «Хорошие» испытуемые регулярно критически анализировали свои действия в ходе сессий и корректировали по необходимости, а также вербально структурировали свои действия. «Плохие» испытуемые последовательно повторяли от сессии к сессии свои действия;
делегированию ответственности. «Плохие» испытуемые чаще перекладывали ответственность за свои решения на других, часто прибегая при этом к демагогическим приёмам (Дернер. 1997).
Опубликовал более 170 научных работ.
В 1986 г. получил премию имени Готфрида Вильгельма Лейбница Немецкого общества научных исследований.
В 1989 г. стал членом Общества Макса Планка и членом Европейской академии. В 1996 г. избран в немецкую академическую научную организацию «Леопольдина».
В 2005 г. удостоился звания почётного профессора в Институте теоретической психологии Бамбергского университета, в 2010 – звания Emeritus of Excellence в Исследовательской академии Тримберга при Бамбергском университете. Такое звание присуждается уволившимся или вышедшим на пенсию профессорам, имеющим выдающиеся заслуги в области научных исследований перед Бамбергским университетом. Профессора со званием Emeritus of Excellence руководят и курируют исследовательские проекты, проводят консультации и образовательные мероприятия в университете.
В 2016 г. Гейдельбергским университетом Дёрнеру присуждено звание почётного доктора.