Фёдор Фёдоров (ярославский живописец)
Фёдор Фёдоров (1654, 1662 или 1664 – 1732), русский живописец-монументалист, иконописец, знаменщик.
Родом из Ярославля. Сын кормового иконописца Фёдора (Феодора) Карпова Попова и внук иконописца, священника ярославской церкви Космы и Дамиана – Карпа Трофимова. Старший брат живописца Леонтия Фёдорова, вместе с которым работал в составе артелей. В переписной книге Ярославля 1669 г. значится пятилетним, спустя два года в аналогичном источнике указано, что ему девять лет, однако в переписной книге Никольской сотни Ярославля 1710 г. он упоминается 56-летним; согласно этому документу, в его семье три дочери: «Во дворе посацкой человек Федор Федоров сын иконник пятидесят шести лет, у него жена Парасковья сорока лет, у него дочерей девка Марья четырнадцати лет, Офимья двенадцати лет, Овдотья семи лет, у него сестра Матрона сорока лет, у нее дочь Федора двенадцати лет, у него нищая вдова Дарья пятидесят лет, у нее дочь Ирина…» (цит. по: Словарь русских иконописцев ... 2009. С. 718).
Вероятно, раннее профессиональное становление Фёдора Фёдорова обусловлено обучением у отца и деда с детства. В 1679 г. изограф уже работал в Московском Кремле в церкви Спаса за Золотой решёткой (Верхоспасский собор), где в 1670 г. его отец писал иконы местного ряда (Словарь русских иконописцев ... 2009. С. 318). В 1681 г. Фёдору Фёдорову было поручено «чистить и мыть» сени и переднюю комнату в царских покоях, т. е. поновлять там стенную живопись (цит. по: Словарь русских иконописцев ... 2009. С. 718).
В 1690–1691 гг. Фёдор Фёдоров работал в большой ярославской артели Введенского собора Толгского монастыря, которую возглавляли Дмитрий Семёнов Сибиряк и Василий Осипов. В 1693 г. при росписи ярославской церкви Спаса на Городу Фёдор был вторым знаменщиком, о чём свидетельствует стенописный текст в круглом клейме на южной стене храма у солеи, где имя художника упомянуто сразу после имени главного мастера артели: «Трудившиися сию церковь святую изографы ярославские Лаврентий Севастьянов, Федор Федоров, Иван Димитриев, Михайло Андроников…» (цит. по: Васильева. 2011. С. 147). Росписям присущи декоративность, обилие орнаментов и деталей, повествовательность: сюжетные циклы строятся как непрерывные рассказы, внутри которых изображённые в динамичных позах персонажи движутся от сцены к сцене. Поскольку главный престол храма освящён в честь праздника Происхождения честных древ животворящего Креста Господня, росписи содержат уникальный по сюжетному составу цикл, посвящённый истории креста, на котором был распят Иисус Христос. Его предположительный литературный источник – «Русский Хронограф» (Денисов. 2023. С. 116). Росписи демонстрируют выдающееся иконографическое мастерство русских художников: композиции цикла разворачиваются в подробный рассказ об обретении Креста Еленой – матерью императора Константина Великого, чудесах, совершённых от Креста, перемещении реликвии из Иерусалима в Константинополь (ныне Стамбул) и т. д. Фёдору Фёдорову приписываются евангельские сюжеты, занимающие верхние ярусы храма (Казакевич. Церковь Спаса на Городу в Ярославле).
В 1705–1707 гг. Фёдор Фёдоров возглавил ярославскую артель изографов, расписавших церковь Николы в Меленках. Вероятно, это первый ансамбль храмовой живописи, где мастер выступил главным знаменщиком. Здесь Фёдор Фёдоров сохранил тот же принцип повествовательности, что и в церкви Спаса на Городу, подробно иллюстрируя как традиционные евангельские композиции, так и новые сцены из сборника сказаний о чудесах Пресвятой Богородицы «Небо Новое», составленного в конце 17 в. Иоанникием Галятовским. В 1715–1716 гг. вместе с другим ярославским знаменщиком, Фёдором Игнатьевым, Фёдор Фёдоров расписывал церковь Феодоровской иконы Божией Матери в Ярославле: «В то же лето на оныя деньги нарядиша града Ярославля посадских людей иконописцев Федора Игнатьева да Федора Федорова с товарищи церковь пресвятыя Богородицы стенным письмом подписати…» (Повесть о начале зачатия и поставлении первыя древяныя церкве святаго Николая Чудотворца, что на Пенье, како и кем доброхотных жителей и в которыя лета нача созидатися, и о явлении и написании и пренесении честнаго образа пресвятыя Богородицы, Одигитриа нарицаемыя, Феодоровския... Ярославль : Типография Г. Фальк, 1873. С. 37–38). Последней работой Фёдора Фёдорова, осуществлённой уже в преклонном возрасте, стало руководство артелью молодых иконописцев, выполнявших росписи в ярославской церкви Архангела Михаила (1730–1731).
На основании стилистического анализа В. Г. Брюсова предполагала участие Фёдора Фёдорова в росписи церкви Рождества Христова в Ярославле (1682–1683 или после пожара в 1700; Брюсова. 1984. С. 134). С. С. Чураков считал, что мастер также работал в ярославской церкви Благовещения на Волжском берегу (около 1709, по другим данным, 1713–1714; Суслов. 1960. С. 226). Предположительно Фёдор Фёдоров – автор сложной многофигурной композиции с изображением Куликовской битвы на горизонтальной панели (около 1680), которая была надставлена по нижнему краю житийной иконы преподобного Сергия Радонежского из собрания Ярославского художественного музея (Кузнецова. 2001).