Знаменщик (в искусстве)
Зна́менщик (от др.-рус. знамени́ть, знамени́ти – чертить, рисовать), ведущий и наиболее опытный мастер-иконописец, рисовальщик; художник, делавший подготовительный рисунок для икон, фресок, гравюр, предметов декоративно-прикладного искусства и др.
В середине 17 в. мастером-знаменщиком при царском дворе числился С. Ф. Ушаков, чертивший географические карты, делавший предварительные рисунки для монет, знамён, икон, выполнявшихся в том числе в технике лицевого шитья: «А знаменил под шитьё покров Алексея митрополита, да на куколи деисус, да поверх деисуса Херувимы, да пелену Рождества Пречистыя Богородицы с действы, по камке под шитье ж, да цветил с тое пелены красками лист, да воздух по камке знаменил» (цит. по: Словарь русских иконописцев XI–XVII веков. 2003. С. 684). И. Е. Забелин привёл имена более 30 художников-знаменщиков, работавших в 17 в. в царицыных светлицах и выполнявших рисунки по бумаге или по ткани (Забелин. 1869. С. 169–174). В сфере декоративно-прикладного искусства принадлежность знаменщика к тому или иному художественному направлению или центру в большинстве случаев определяла основные стилистические особенности произведения (Маясова. 1973. С. 112).
Знаменщиками были не только иконописцы: так, в 1676–1699 гг. эту должность в придворной Серебряной палате занимал гравёр Л. К. Бунин.
Роль мастеров-знаменщиков была велика в создании монументальных ансамблей, где они «знамени́ли» (размечали) композицию будущей росписи. Их имена стояли первыми в т. н. настенных летописях с перечислением художников, украшавших храм. Крупнейшие мастера-знаменщики 2-й половины 17 в. – Гурий Никитин, руководивший созданием росписей в церкви Илии Пророка в Ярославле (1680), в соборе Ипатьевского монастыря в Костроме (1684) и других, и Дмитрий Плеханов, под началом которого были расписаны Успенский собор Троице-Сергиева монастыря (1684, ныне в черте г. Сергиев-Посад), Софийский собор в Вологде (1686–1688) и другие храмы.