Любим Агеев
Люби́м Аге́ев, Иоаким Агеев Елепенков (упоминается в 1630–1643, ум. около 1644), русский живописец-монументалист, знаменщик.
Впервые упоминается в 1630 г. среди жителей погоста Шунга (Шуньга; ныне село близ Костромы) – вотчины московского Чудова монастыря, где проживали иконописцы, специализировавшиеся в написании раздаточных образов святителя Московского – митрополита Алексия (Каткова. 2015. С. 332). На погосте были две церкви, шесть келий и 31 двор, в том числе «дв[ор] иконника Любимки Агеева» (цит. по: Кудряшов. 1978. С. 88). Род Любима Агеева внесён в Синодик Троицкой Колесниковской пустыни (Ярославский музей-заповедник), где упоминаются «души Алексея утопленного, Ивана утопленного, Пигасьи, Федота, Петра младенца, Прасковьи младенца, Агриппины младенца, Евдокии младенца, Акидина, Мавры» (цит. по Казакевич. 2002. С. 230).
О ранних работах мастера сведений не имеется. Любиму Агееву приписывалось поновление в 1635 г. росписей в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря (Чураков. 1971. С. 194). Исследователи также предполагают участие Любима Агеева в возобновлении стенописи собора Рождества Богородицы в Суздале по инициативе архиепископа Суздальского и Тарусского Серапиона в том же году (Брюсова. 1984. С. 74; Собор Рождества Богородицы в Суздале. 2014. С. 59). Обе стенописи впоследствии находились под более поздними записями, роспись в суздальском соборе раскрыта частично. Не исключено, что при участии Любима Агеева в 1636 г. была поновлена древняя костромская чудотворная Феодоровская икона Божией Матери (Каткова. 2004. С. 12–13).
Первая подписная работа Любима Агеева – роспись ярославской церкви Николы Надеина (первая посадская церковь в городе), построенной по заказу купца Епифания Андреевича (Надеи) Светешникова. Сам храм, Благовещенский придел, служивший домовой церковью для семьи Светешникова, и галереи были расписаны 20 царскими кормовыми иконописцами во главе с Любимом Агеевым в 1640 г. Имена художников сообщает т. н. храмовая летопись, сохранившаяся в круглом медальоне на южной грани юго-западного столпа: «А подписывали стенною иконною подписью сию церковь Николы Чудотворца иконописцы: костромитин Иоаким Агеев сын Елепенков, а прозвище Любимо, да нижегородец Иван Лазарев сын Муравей, да ярославец Стефан Евфимиев сын Дьяконов, да москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев, Андрей Мартемианов, Никифор Оульянов, Федор да Борис Тимофеевы, да ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайло Сидоров, Данило да Федор Оульяновы, да костромичи Илья Данилов, Василей да Прокопий да Дмитрей Ильины дети Запокровские, Иван да Иван же Ивановы дети Поповы, да Матфей Дементьев сын Бородин и прочих с ними трудившихся о Господе» (цит. по: Федорычева. 2003. С. 32, ил. 15). Участие изографов из четырёх городов, составивших большую сборную бригаду, можно объяснить нехваткой квалифицированных кадров (Бусева-Давыдова. 2008. С. 32). Очевидно, руководство столь большой составной артелью предполагало безусловный авторитет Любима Агеева как опытного мастера. Росписи Благовещенского придела храма, раскрытые в ходе реставрации 2010-х гг. (росписи основного объёма скрыты под записью 19 в.), демонстрируют хорошую сохранность авторской живописи и выдающиеся художественные достоинства росписей. Они предвозвещают возрождение и расцвет во 2-й половине 17 в. русской церковной монументальной живописи, в том числе в Костроме и Ярославле.
В 1641 г. патриарший дьяк Никифор Шипулин, имевший деловые связи с Надеей Светешниковым, пригласил Любима Агеева с мастерами в Кирилло-Белозерский монастырь для росписи Успенского собора. Для этого уже в 1630 г. Шипулин сделал большое денежное пожертвование в обитель (Казакевич. 2002. С. 87). Имя «иконника» Любима Агеева указано в настенной храмовой летописи, остальные художники названы его «товарищами» (Тычинская. Монументальная живопись Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря). В росписях Белозерского Успенского собора, как и в Благовещенском приделе церкви Николы Надеина, содержится подробный протоевангельский цикл – рассказ о праведных Иоакиме и Анне, Рождестве Богородицы и её детстве, основанный на апокрифических преданиях.
В следующий летний сезон (1642) Любим Агеев был вызван в Москву для стенного письма в Успенском соборе Московского Кремля. Грандиозный замысел обновления интерьера главного храма страны потребовал участия почти сотни живописцев. Любим Агеев числился одним из знаменщиков и, возможно, руководил группой художников. За выполненную работу 26 сентября (6 октября) 1643 г. по указу царя Михаила Фёдоровича был пожалован отрезами дорогой ткани – 8 аршинами (более 5 метров) индийской камки (узорчатая шёлковая ткань) и 4 аршинами английского сукна (Забелин. 1850. С. 8).
Сведений об участии Любима Агеева в создании каких-либо других ансамблей монументальной живописи не имеется. Из станковых произведений Т. Е. Казакевич приписывает ему икону «Рождество Богородицы, со сценами жития» (1642), вложенную строителем Кирилло-Белозерского монастыря старцем Феоктистом Колединским (ум. 1650) в Ферапонтов монастырь (ныне в собрании Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника). Это предположение основано на стилистическом анализе и исторических обстоятельствах – знакомстве между собой Феоктиста Колединского, Никифора Шипулина и Надея Светешникова, по заказам которых работал мастер (Казакевич. 2002).