Аргентина. Литература
Литерату́ра Аргенти́ны, совокупность художественных произведений, созданных на территории Аргентины. Развивается на испанском языке.
Доколониальный автохтонный фольклор не сохранился. Первые литературные произведения представляют собой хроники конкисты: «Романс» («Romance», создана около 1544) Л. Миранды де Вильяфанье, эпическая поэма «Аргентина и завоевание Рио-де-ла-Платы» («La Argentina y Conquista del Río de la Plata», 1602) М. дель Барко Сентенеры, «Рукописная Аргентина» («La Argentina manuscrita», 1612) Р. Диаса де Гусмана.
Поэзия 17 – середины 18 вв. ориентировалась на гонгоризм. На рубеже 18–19 вв. в творчестве М. де Лавардена и других писателей проявились классицистические тенденции. Важную роль в становлении словесности играл креольский фольклор, формировавшийся в 17–18 вв. на основе жанров испанской народной поэзии.
В годы войны за независимость в Аргентине (1810–1816) идея национального самоутверждения главенствовала в классицистической поэзии В. Лопеса-и-Планеса, Э. де Луки, Х. Круса Варелы, в публицистике Б. де Монтеагудо. В русле патриотического классицизма возникло понятие национальной словесности, зародилась литература гаучо, основанная на импровизационном фольклоре скотоводов-погонщиков гаучо. Родоначальник гаучистской литературы – аргентино-уругвайский поэт Б. Идальго.
С середины 1830-х гг. в творчестве Э. Эчеверрии, Б. Митре, Х. Мармоля, Х. М. Гутьерреса, Х. Б. Альберди, развивавших идеи национальной культурной специфики и поэтизировавших образ гаучо, оформился романтизм. Итогом начального этапа развития литературы Аргентины стало творчество Д. Ф. Сармьенто, соединившего романтическую, классицистическую, гаучистскую программы в эссе «Факундо» («Facundo», 1845; рус. пер. 1988). Во 2-й половине 19 в. романтизм соединился с бытописательством: поэмы «Фауст» («Fausto», 1866) Э. дель Кампо, «Ласаро» («Lázaro», 1869) Р. Гутьерреса; роман в стихах «Сантос Вега» («Santos Vega», 1872) И. Аскасуби. Сплав романтизма, костумбризма и реализма характерен для вершинного произведения литературы гаучо – поэмы «Мартин Фьерро» («Martín Fierro», 1872–1879) Х. Эрнандеса, ставшей национальной эпопеей. В 1880-х гг. развивалась эссеистика (М. Кане, Л. В. Мансилья, Л. В. Лопес); городская проза эволюционировала от костумбризма к социологизму и натурализму в романах Э. Камбасереса, А. Архерича, М. Подесты, Ф. А. Сикарди. Сплав натуралистических и реалистических элементов отличает роман «Биржа» («La bolsa», 1890) Хулиана Мартеля (настоящее имя Х. М. Миро). Для поэзии 1880–1890-х гг. характерно сосуществование романтического американизма (Р. Облигадо и О. В. Андраде) и мистического патриотизма (Альмафуэрте), неоклассицистической (К. Ойуэла) и предмодернистской (К. Гидо-и-Спано) стилистики.
Распространению эстетики модернизма способствовало пребывание в 1893–1898 гг. в Аргентине Р. Дарио, Р. Хаймеса Фрейре. В русле модернизма начинался творческий путь поэта Л. Лугонеса [сборники «Золотые горы» («Las montañas del oro», 1897), «Сентиментальный лунарий» («Lunario sentimental», 1909)]; поэта, эссеиста, автора первой истории национальной литературы Р. Рохаса. Среди поэтов-модернистов наибольшую известность получили К. Ортис, Л. Диас, Э. Диас Ромеро. Проза модернизма концентрировалась на апологии красоты, мистических мотивах [романы А. де Эстрады «Спасение» («Redención», 1906), «Иллюзия» («La ilusión», 1910)], на трансформации креольской тематики (Л. Лугонес), на раскрытии символического значения истории [роман Э. Ларреты «Слава Дона Рамиро» («La gloria de don Ramiro», рус. пер. 1922)]. Модернизму противостоял костумбризм: столичная повседневность запечатлена в «Рассказах Фрая Мочо» («Cuentos de Fray Mocho», 1906) Х. С. Альвареса; романист Р. Х. Пайро, основоположник реализма в аргентинской прозе, перешёл от исследования истории Аргентины [«Поддельный Инка» («El falso Inca», 1905)] к анализу современности [«Женитьба Лаучи» («El casamiento de Laucha», 1906), «Паго Чико» («Pago Chico», 1908) и др.]; с позиций католицизма осмыслял социальную проблематику М. Гальвес. Поиском «аргентинской сущности» отмечены произведения А. Корна, Х. Инхеньероса, Р. Рохаса. Поэзия начала 20 в. ориентирована на фольклор, в том числе городской (Э. Карриего); развивалась философская лирика (Э. Банчс, Б. Фернандес Морено).
1920-е гг. связаны с авангардом, ультраистской эстетикой, совмещающей апологию новизны, урбанизма, техницизма, культ метафоры, чистого искусства с переосмыслением проблем аргентинской самобытности. Новая эстетическая программа, сформулированная Х. Л. Борхесом, нашла отражение в творчестве Л. Маречаля, Э. Гонсалеса Ланусы, О. Хирондо, Н. Ланге, Р. Гуиральдеса и др. Эстетизму противостояла ангажированность писателей группы «Боэдо» (прозаики-реалисты А. Юнке, Л. Барлетта; близкий ультраизму поэт Р. Гонсалес Туньон, тяготевший к экспрессионизму Р. Арльт). Объединяющей идеей литературы 1920–1930-х гг. служила мифологема «открытия Аргентины», проявившаяся в традиционной лирике (А. Сторни, Ф. Л. Бернардес, В. Барбьери), эссеистике (Р. Скалабрини Ортис, Э. Мартинес Эстрада), в романах Р. Гуиральдеса, Э. Ларреты. Развивавшаяся в поэзии К. Мастронарди, Р. Молинари символика пейзажа была усвоена поэтами-неоромантиками 1940-х гг. (Л. Бенарос, М. Граната, Д. Девото, О. Ороско и др.).
С середины 1930-х гг. национально-историческая проблематика углублялась экзистенциалистской перспективой, актуальной до конца 1970-х гг. Экзистенциальная конфликтность бытия анализируется в творчестве Э. Мальеа [эссе «Познание и выражение Аргентины» («Conocimiento y expresión de la Argentina», 1935), «История одной аргентинской страсти» («Historia de una pasión Argentina», 1937); романы «Залив молчания» («La Bahía del Silencio», 1940), «Враги души» («Los enemigos del alma», 1950), «Обида» («El resentimiento», 1966; рус. пер. 1988)], гипертрофируется в романах Э. Сабато [«Туннель» («El túnel», 1948; рус. пер. 1989), «О героях и могилах» («Sobre héroes y tumbas», 1961; рус. пер. 1990), «Аваддон-Губитель» («Abaddón el Exterminador», 1974; рус. пер. 2001)]. В полемике с экзистенциализмом строится мир романов Л. Маречаля, структурирующих и одновременно развенчивающих национальные мифы: «Адам Буэнос-Айрес» («Adán Buenosayres», 1948), «Пир Северо Арканхело» («El banquete de Severo Arcángelo», 1965), «Мегафон, или Война» («Megafón, o la guerra», 1970). С экзистенциализмом связаны искания интеллектуальных поэтов 1950–1960-х гг.: Р. Г. Агирре, Р. Алонсо, Ф. Урондо. В прозе 1960-х гг. интеллектуализм проявился как в исторических реконструкциях М. Мухики Лайнеса, так и в ангажированных романах Д. Виньяса. Интеллектуально-игровое начало, единство реального и фантастического, логика абсурда характерны для прозы А. Биой Касареса [романы «Сон героев» («El sueño de los héroes», 1954; рус. пер. 2000), «Приключения фотографа в Ла-Плате» («La aventura de un fotógrafo en La Plata», 1985)], ориентированной на фантастическую логику интертекстуальной новеллистики Х. Л. Борхеса. Формально-лингвистический эксперимент, гротеск, фантастика и социальный критицизм соединились в прозе Х. Кортасара: романы «Выигрыши» («Los premios», 1960; рус. пер. 1976), «Игра в классики» («Rayuela», 1963; рус. пер. 1986), «62. Модель для сборки» («62. Modelo para armar», 1968; рус. пер. 1985). В 1970–1980-х гг. мифологема национального бессознательного разрабатывалась в экспериментальных романах М. Пуига: «Предательство Риты Хейворт» («La traición de Rita Hayworth», 1968; рус. пер. 1988) и др.; формальные эксперименты характерны для творчества Н. Санчеса, Д. Мойяно, Х. Эрнандеса, Э. Гудиньо Кьеффера.
Атмосфера военной диктатуры 1970-х гг. воспроизведена в метафорическом романе А. Конти «Маскаро: американский охотник» («Mascaró, el cazador americano», 1975). В условиях диктатуры эволюционировали иносказательные жанры, разрабатывалась беллетризованная биография и историография (Л. Валенсуэла, А. Ривера, Т. Элой Мартинес). В прозе 1980–1990-х гг. преобладают историософские жанры; историю как конфликт культур представил А. Поссе: романы «Демон» («Daimón», 1978), «Псы в Раю» («Los perros del paraíso», 1983; рус. пер. 1992), «Пражские тетради» («Los cuadernos de Praga», 1998).
Среди наиболее значительных писателей и поэтов 21 в.: Ф. Аббате, С. Швеблин [сборник рассказов «Суть раздора» («El núcleo del disturbio», 2002)], К. Альварадо-Ларруко [сборник «Стихотворения» («Poèmes», 2009)], Э. Мальо, Х. М. Кастиньейра де Дьос, Г. Сааведра, А. Кристобо, Вашингтон Кукурто.