Панама. Литература
Литерату́ра Пана́мы, совокупность художественных произведений, созданных на территории Панамы. Развивается на испанском языке.
Со времён Конкисты Панамский перешеек, служивший местом перехода для потоков мигрантов, воспринимался как мост между Южной и Северной Америкой, что позволяло осмысливать национальную действительность в символических образах «моста» и «перекрёстка миров». Другая особенность панамской культуры – выраженная многоукладность: индейские анклавы сосуществуют с креольскими, метисскими и негритянскими зонами; последние обусловили заметное присутствие в национальной культуре афроамериканского элемента. Этническая ситуация испано-английского двуязычия, установившаяся в зоне Панамского канала, отразилась в литературе в устойчивых образах тигля, плавильного котла. Трансокеанский канал, ставший осью политической и духовной жизни страны, составил магистральную тему национальной литературы.
Поэзия
До обретения Панамой государственности (1903) её литература развивалась в рамках колумбийской. Ростки национальной литературы проявились в 19 в., когда в столице департамента Панама образовалось Общество любителей просвещения, из которого вышли поэты-романтики Хил Колунхе (Gil Colunje, 1831–1899), Амелия Денис де Икаса (Amelia Denis de Icaza, 1836–1911) и др. На рубеже 19–20 вв. в Панаме проявился испаноамериканский модернизм, его основоположники – поэты Д. Эррера и Г. Андреве. С модернистской поэзии началось развитие литературной традиции независимой Панамы. В 1910–1920-х гг. во главе течения стояли писатели Г. О. Эрнандес и Р. Миро, в творчестве последнего обозначилось тяготение к «мундоновизму» [лиро-эпические поэмы «Вторые прелюдии» («Segundos preludios», 1916) и «Легенда о Тихом океане» («La leyenda del Pacífico», 1919)].
Новый художественный язык национальной поэзии формировался через преодоление модернизма. Деметрио Корси (Demetrio Korsi, 1899–1957) обратился к афроамериканской тематике и в русле негризма стилизовал национальные песенно-танцевальные жанры – сборник «Кумбия» («Cumbia», 1935). Кроме того, он обратился к социальной поэзии, в частности к теме Панамского канала, в сборниках «Сверчок, певший над каналом» («El grillo que cantó sobre el canal», 1937), «Гринго приходит, а кумбиа уходит…» («Los gringosl legan y la cumbia se va...», 1953). Главная заслуга в обновлении национальной поэзии и прозы принадлежит Рохелио Синану, который более полувека стимулировал литературный процесс Панамы. Его сборник стихотворений «Волна» («Onda», 1929) ознаменовал появление авангарда на национальной почве.
С подражания авангардистской поэзии начинал Деметрио Эррера Севильяно (Demetrio Herrera Sevillano, 1902–1950), но прославился изображением жизни городского дна – сборник «Песнь народа» («Los poemas del pueblo», 1938). В конце 1930-х гг. в литературу вошло т. н. поколение университетских поэтов, творчеству которых свойственны интеллектуализм, раскованная образность и стремление к чистоте поэтической формы: Рикардо Хулио Бермудес (Ricardo Julio Bermúdez, 1914–2000), Эдуардо Риттер Айслан (Eduardo Ritter Aislán, 1916–2006), Тобиас Диас Блэтри (Tobías Díaz Blaitry, 1919–2005), Стелла Сьерра (Stella Sierra, 1917–1997).
В 1950-х гг. возник ряд поэтических групп со своими журналами. Объединение Tierra firme, созданное в 1952 г. при участии Синана, представляли авторы философской лирики: Тристан Соларте (Tristán Solarte, 1924–2019) и Хосе Гильермо Рос-Санет (José Guillermo Ros-Zanet, 1930–2018). Группа имени Д. Эрреры Севильяно (1954) обозначила появление ангажированной поэзии: среди участников наиболее известны Альваро Менендес Франко (Álvaro Menéndez Franco, род. 1932) и Хосе Франко (José Franco, 1931–2022). Группа, названная в честь Г. О. Эрнандеса (1956), во главе с поэтессой Эстер Марией Оссес (Esther María Osses, 1916–1990) отстаивала принципы «чистой» поэзии.
В 1970 г. прошёл первый фестиваль панамской поэзии, который возвестил появление поэтов новой волны, утверждавших игровой характер творчества в противовес утилитарному. Группа поэтов Siete во главе с Роберто Фернандо Иглесиасом (Roberto Fernández Iglesias, 1941–2019) возродила традиции авангардного эпатажа и призывала создавать антистихи. Бенхамин Рамон (Benjamín Ramon, род. 1939) в сборнике «Грузовик» («Camión», 1973) создал отталкивающий образ города-убийцы; Агустин дель Росарио (Agustín del Rosario, 1945–2010) сосредоточился на шлифовке стихотворной формы; сочинения Сесаря Йонга Нуньеса (César Yong Núñez, 1934–2017) пронизаны иронией и тонкой игрой в серьёзность – сборник «Письмо Белоснежке» («Carta a Blancanieves», 1976).
Поэтическое поколение 1980-х гг. отошло от социальной проблематики и погрузилось во внутренний мир человека: Энрике Харамильо Леви (Enrique Jaramillo Levi, род. 1944), Джиованна Бенедетти (Giovanna Benedetti, род. 1949), Консуэло Томас (Consuelo Tomás, род. 1957), Эктор Кольядо (Héctor Collado, род. 1960) и др. Эта тенденция углубилась в творчестве поэтов рубежа 20–21 вв. Знаковый характер носит название сборника «Стихи в поиске человека» («Poemas para encontrar a un ser humano», 2005) Хавьера Ромеро Эрнандеса (Javier Romero Hernández, род. 1983); поиск контакта с Другим ведут в своей поэзии Хавьер Альварадо (Javier Alvarado, род. 1982), Порфирио Саласар (Porfirio Salazar, род. 1970), София Сантим (Sofía Santim, род. 1982), Катиа Чиари (Katia Chiari, род. 1969).
Проза
В конце 1940-х гг. в развитии панамской прозы произошли существенные изменения. Марио Аугусто Родригес (Mario Augusto Rodríguez, 1917–2009) обновил жанр нативистского рассказа, введя в него динамичные сюжеты и сделав акцент на психологии героев. Хосе Мариа Санчес (José María Sánchez, 1918–1973) выступил основоположником теллурического направления в панамской прозе: сборник рассказов «Шумио-Ара» («Shumió-Ara», 1948).
Активно формировался жанр романа в его тематическом многообразии. Роман «Полнолуние» («Plenilunio», 1947) Р. Синана открыл для панамской литературы темы секса и подсознательного; роман «Курс на Койбу» («Rumbo a Coiba», 1947) Марио Риеры (Mario Riera, 1920–1967) возвестил появление обличительного политического романа; Рамон Эберто Хурадо (Ramón Heberto Jurado, 1922–1978) создал национальный исторический роман «Дезертиры» («Desertores», 1949); «Всемирный мост» («Puente del mundo», 1951) Ренато Осореса (Renato Ozores, 1910–2001) раскрывал тему Панамского канала в историческом аспекте. С наибольшей остротой она воплотилась в романах Хоакина Беленьо (Joaquín Beleño, 1921–1988): «Курунду» («Curundú», 1949), «Зелёная луна» («Luna verde», 1951; рус. пер. 1965) и «Каторжники из Габоа» («Los forzados de Gamboa», 1960). Их действие происходит в зоне Панамского канала, описание которой сближает произведения с «литературой зелёного ада»; они наполнены ненавистью к порядкам и культуре североамериканцев, обличениями и рассуждениями на социально-политические темы. На 1950–1960-е гг. приходится расцвет творчества К. Чангмарина. Его наиболее известное прозаическое произведение – роман «Кристальный генерал» («El Guerrillero Transparente», 1982) – воссоздаёт в фольклорно-мифологическом ключе образ народного вождя Викториано Лоренсо.
Прозаики 1970-х гг. большее внимание уделяли романной форме. Признание получили Димас Лидио Питти (Dimas Lidio Pitty, 1941–2015) и Хусто Арройо (Justo Arroyo, род. 1936), который в романе «Оставляя позади целлофанового человека» («Dejando atrás al hombre de celofán», 1977) поднял проблему образования. Высоким стилистическим мастерством отмечено творчество писательницы Глории Гуардиа (Gloria Guardia, 1940–2019): в своём наиболее известном романе «Последняя ставка» («El último juego», 1977; рус. пер. 1982) она обратилась к теме канала, соединив исторические пласты и преломив судьбу нации сквозь жизнь главного героя.
Современная литература
Среди характерных черт национальной прозы 1980–2000-х гг.: отход от национальной тематики, в том числе от стержневой для предшествующей литературы темы Панамского канала; обращение к универсальным темам, увлечение фантастикой и мистикой; превалирование жанра рассказа. Основной конфликт – личностное противостояние хаотической, как правило, городской реальности: романы «Лусьо Данте воскресает» («Lucio Dante resucita», 1999) и «Без конца и начала» («Sin principio ni fin», 2001) Хусто Арройо (Justo Arroyo, род. 1936), а также сборники рассказов Карлоса Ориеля Винтера Мело (Carlos Oriel Wynter Melo, род. 1971) и Роберто Переса-Франко (Roberto Pérez-Franco, род. 1976).
Среди поэтов, пишущих и публикующих произведения после 1990-х гг., международное признание получили Магдалена Камарго Лемесек (Magdalena Camargo Lemieszek, род. 1987) – сборники «Плохие привычки» («Malos hábitos», 2008), «Зеркало без изображения» («El espejo sin imagen», 2012), «Верный путь в небытие» («El preciso camino hacia la nada», 2018); Люси Чау (Lucy Chau, род. 1971) – сборники «Сломанный дом» («La casa rota», 2009), «Женщины или богини» («Mujeres o diosas», 2013); Сальвадор Медина Бараона (Salvador Medina Barahona, род. 1973) – сборники «Мы – образ и земля» («Somos la imagen y la tierra, 2002), «Час твоего забвения» («La hora de tu olvido», 2008), «Переживал я дни» («Pasaba yo por los dias», 2010). По поручению Технологического университета Панамы С. Медина Бараона выпустил антологию «Построим же мост» («Construyamos un puente», 2003), в которую вошли стихотворения поэтов, родившихся в 1957–1983 гг., среди них: Хосе Карр (José Carr, род. 1958), Алекс Марискаль (Alex Mariscal, род. 1959), Пабло Меначо (Pablo Menacho, род. 1960), Густаво Батиста Седеньо (Gustavo Batista Cedeño, род. 1962), Эира Арбар Гомес (Eyra Harbar Gómez, род. 1972), Мария Анхелика Леон (María Angélica León, род. 1972), Хавьер Ромеро Эрнандес (Javier Romero Hernández, род. 1983).
В 2015 г. Х. Ромеро Эрнандес и Александра Монтеррей Сантьяго (Alessandra Monterrey Santiago, род. 1989) основали литературный проект и поэтическое движение Tigre Azul Laberinto Roto, поставив перед собой задачу исследовать поэзию как феномен не только текстуальный, но и, в первую очередь, языковой.
Конфликт личности и городской действительности – в центре прозаических сборников «С другой стороны» («Desde el otro lado», 2003) Карлоса Фонга (Carlos Fong, род. 1967), «Конечная точка» («Punto final», 2005) Аннабель Мигелены (Annabel Miguelena, род. 1984), «Дорога в Мариато» («Camino a Mariato», 2009) Мелани Тэйлор (Melanie Taylor, род. 1972), «Потенциальные миры» («Mundos probables», 2016) Лилиан Гевары (Lilian Guevara, род. 1974). К. Фонг уделяет особое внимание народной традиции, что отражается в его микрорассказах (microcuentos), а также в книге «Фрагменты об одном кораблекрушении» («Fragmentos de un naufragio», 2005), где синкретические и мифологические черты позволяют создать пространство, связывающее прошлое и настоящее, сакральное и обыденное. М. Тэйлор, психолог, специализирующийся на музыкальной терапии, написала рассказ «Помогая Пепе найти слова» («Ayudando a Pepe a encontrar palabras», 2010), который вошёл в антологию «CuentAutismo» (2010), освещающую тему аутизма. Л. Гевара – социальная активистка, правозащитница – в книге «Школа на воде» («La escuela sobre las aguas», 2018) совместила анекдотическое и притчевое начало, затронув множество общественных вопросов, в частности проблему системы образования.
В современной романной прозе тематический спектр значительно расширился. В романе «Матово-синяя память» («Memoria en azul esmerilado», 2016) Алекс Марискаль (Alex Mariscal, род. 1959) обнажил ужас физического и психологического насилия со стороны родственников. Роман Димитриоса Хианареаса (Dimitrios Gianareas, род. 1967) «Девушка, которую я встретил в день убийства Кеннеди» («La chica que conocí en el día que mataron a Kennedy», 2013) пронизан поэтикой фатализма. Ариэль Барриа Альварадо (Ariel Barría Alvarado, 1959–2021) в романах «Дом, в котором мы живём» («La casa que habitamos», 2006) и «Песни, которые публика у нас просит» («Las canciones que el público nos pide», 2014) создал наполненное коррупцией и криминалом городское пространство, его герои ищут способы преодолеть безнадёжность существования в нём.
Жанр т. н. чёрного романа (novela negra) пришёл в панамскую литературу с творчеством писателя и адвоката Хуана Давида Моргана (Juan David Morgan, род. 1942): «Золотой конь» («El caballo de oro», 2005), «Молчание Гауди» («El silencio de Gaudí», 2007). Сюжет его романа «Шушуканья» («Los susurros», 2016) основывается на таинственном исчезновении бизнесмена Игнасио де ла Торре после публикации обвинения против него в педофилии. В 2019 г. премию Тристана Соларте за лучший «чёрный роман» получило произведение Мигеля Эстебана Гонсалеса (Miguel Esteban Gonzalez, род. 1967) «Святое убежище» («El asilo santo», 2018), в 2020 г. – «Знак вампира» («La marca del vampiro», 2019) Флорентино Идальго (Florentino Idalgo, род. 1983).