Чили. Литература
Литерату́ра Чи́ли, совокупность художественных произведений, созданных на территории Чили. Развивается на испанском языке.
В ранней колониальной литературе (16–17 вв.) преобладали исторические хроники и реляции (донесения): «Письма об открытии и завоевании Чили» П. де Вальдивии, «Хроника и подробное истинное сообщение о королевствах Чили» («Crónica y relación copiosa y verdadera de los reinos de Chile», 1558) Х. де Вивара, «Историческое сообщение о Королевстве Чили» («Histórica relación del Reyno de Chile», 1646) миссионера-иезуита А. де Овалье, труды А. де Гонгоры Мармолехо, «Счастливый плен» («Cautiverio feliz», 1673; о пребывании в плену у арауканов) Ф. Нуньеса де Пиньеды-и-Баскуньяна. Особое место занимали эпические поэмы «Араукана» («La Araucana», части 1–3, 1569–1589) А. де Эрсильи-и-Суньиги и «Укрощённый арауканец» («Arauco domado», 1596) П. де Оньи.
В 17–18 вв. получили распространение философско-теологические трактаты (А. Брисеньо, М. Лакунса, М. де Оливарес). Развивалась женская монастырская проза (У. Суарес-и-Эскобар, Т. Гарисия де ла Уэрта, Х. де лос Долорес Пенья-и-Лильо Барбоса).
В период войны за независимость доминировала политическая публицистика: К. Энрикес (книга «Катехизис патриотов», «Catecismo de los patriotas», 1813, и др.), Д. Порталес Паласуэлос и др. Оживлению литературной жизни способствовала эмиграция в Чили А. Бельо, Д. Ф. Сармьенто и других писателей и общественных деятелей Испании и Латинской Америки. Литературная динамика 1830–1840-х гг. соотносится с утверждением и развитием романтизма: поэма «Колокольня» («El Campanario», 1842) С. Санфуэнтеса; творчество Ф. Бильбао, Г. Блест Ганы, Э. Лильо-и-Роблеса, Г. Матты, Х. Р. Альенде. В рамках романтизма зародился костумбризм (Х. В. Ластаррия, Х. Х. Вальехо Боркоска и др.). С творчеством А. Блест Ганы связано становление реализма, нашедшего воплощение в произведениях Д. Барроса Греса, Х. Сапиолы, В. Переса Росалеса, Б. Викуньи Маккены, Д. Барроса Араны и др.
Проза 1880–1900-х гг. характеризуется идейно-стилевым взаимопроникновением романтизма, костумбризма, реализма и натурализма: творчество А. Хивовича, Р. Виаля, П. Ноласко Круса, К. Л. Хюбнера, Д. Рикельме, Л. Оррего Луко, Б. Лильо, Х. Диаса Гарсеса. Проза М. Ортиса предвосхитила креолизм, обращённый к описанию регионального разнообразия страны: произведения Р. Малуэнды, Ф. Гана, Х. Гонсалеса Бастиаса, М. Латорре.
В поэзии рубежа 19–20 вв. доминировали модернистские тенденции: П. А. Гонсалес, А. Боркес Солар, Д. Дубле Уррутия, М. Магальянес Моуря, Х. Викунья Сифуэнтес, В. Д. Сильва, К. Песоа Велис (сборник «Чилийская душа», «Alma chilena», 1912). Модернизм оказал существенное влияние на прозу Х. Эдвардса Бельо, Э. Барриоса, Ф. Сантивана, А. Д'Альмара (настоящее имя А. Томсон). Особое место в литературе рубежа веков занимает творчество поэта, прозаика, эссеиста П. Прадо, отличающееся выразительными формальными экспериментами: поэтический сборник «Заброшенный дом» («La casa abandonada», 1912), роман «Королева Рапа-Нуи» («La reina de Rapa Nui», 1914) и др.
В прозе 1-й трети 20 в. доминировал социально окрашенный креолизм (М. Серрано, М. Брунет, Д. Бельмар, Р. Асокар, Х. С. Гонсалес Вера, К. Сепульведа Лейтон и др.). В полемике с креолизмом разрабатывалась основанная на игре воображения программа «имахинизма» (imaginismo), воплотившаяся в творчестве А. Д'Альмара (путевые заметки «Нирвана», «Nirvana», 1918; роман «Тень дыма в зеркале», «La sombra del humo en el espejo», 1924), С. Рейеса (роман «Кровавый путь», «Ruta de sangre», 1935), Л. Э. Делано, Э. дель Солара, М. Э. Хюбнера и др. В поэзии заметным явлением стала лирика Г. Мистраль; авангард нашёл воплощение в творчестве П. де Роки. В 1920-е гг. оформился креасьонизм (В. Уйдобро); решающее воздействие на последующее развитие чилийской литературы оказала лирика П. Неруды. В конце 1930-х гг. в поэзии сложился сюрреализм (Б. Аренас, Т. Сид, Э. Гомес Корреа); стихотворения членов группы «Поэты ясности» (Л. Оярсун, О. Кастро, Н. Парра) отмечены гротескным пародированием повседневности, поэтикой абсурда.
В прозе 1940–1950-х гг. выделяется творчество представителей т. н. поколения 1938 года, развивавших психологические, философские, социальные традиции реализма: произведения М. Рохаса, О. Кастро, Ф. Алегрии, Н. Гусмана, Ф. Колоане, Г. Атиаса, В. Тейтельбойма. Преодолением традиционных методов повествования, обновлением техники письма отмечено творчество писателей «поколения 1950-х гг.» – Х. Доносо, К. Дрогет (роман «Элой», «Eloy», 1960), Э. Лафуркад, Х. Эдвардс. В поэзии середины 20 в. выделяются социально-философские произведения Э. Лина, М. Артече, глубоко связанное с фольклором творчество Э. Баркеро, экзистенциальная лирика Х. Тейльера.
Во 2-й половине 1970-х гг. многие писатели были вынуждены эмигрировать. Мотивы национальной трагедии, протеста, ностальгии, антидиктаторский пафос отличают романы С. Вильегаса, А. Кехады, Р. Карраско, П. Делано, Ф. Алегрии, А. Дорфмана, В. Тейтельбойма (роман-притча «Внутренняя война», «La guerra interna», 1979); обнажённый документализм характерен для публицистического романа-свидетельства: «Кровь на улице» («Le sang dans la rue», 1978) Г. Атиаса и др. В 1980-х гг. значительной популярностью пользовались романы А. Скарметы, а также испытавшее влияние магического реализма творчество И. Альенде (роман «Дом духов», «La casa de los espíritus», 1982).
Новые тенденции в литературе рубежа 20–21 вв. связаны с деятельностью группы McOndo, созданной А. Фугетом и С. Гомесом; широкую известность снискало творчество Р. Боланьо (роман-антиутопия «2666», опубликован в 2004).