Таиланд. Литература
Литерату́ра Таила́нда, совокупность художественных произведений, созданных на территории Таиланда. Развивается на тайском языке. В её основе – богатая фольклорная традиция, родственная другим народам Юго-Восточной Азии. Первый памятник – надпись (1283) на стеле короля Рамкамхенга. Литература периода Сукхотхай (13–14 вв., ныне Северный Таиланд) представлена эпиграфикой, хрониками, а также эпосом о Пхра Руанге и буддийским трактатом «Три мира» Литхая (1345).
Традиции Сукхотхая были продолжены в государстве Аютия (Аюттхая), литература которого развивалась до середины 18 в. преимущественно при дворе на особом «королевском языке» (раачасап). Наиболее ранним памятником аютийской словесности считается стихотворный текст указа «О заклятии воды» (середина 14 в.) – клятвы на верность королю, звучавшей с тех пор на церемонии коронации свыше 600 лет. Сохранились также часть эпической поэмы «Махасат» («Великое рождение»), написанной на сюжет «Вессантара-джатаки» под руководством короля Боромотрайлоканата (конец 15 в.); хроники; книга «Законы трёх печатей». Аютийская литература испытала влияние тесно связанной с фольклором литературной традиции Чиангмая, откуда заимствовались сюжеты и целые жанры: чиангмайская поэма о путешествии (нират) «Харипхунчай» легла в основу аютийской эпической поэмы «Пра Ло» (15 – начало 16 вв.); 19 пьес и несколько поэм были созданы на сюжеты чиангмайского апокрифического памятника «Паннасаджатака» («50 джатак», 16 в.). Распространение получили хроники, книги религиозно-исторического содержания.
17 в. – период расцвета придворной литературы. Известность снискали произведения короля Нарая и поэтов, имевших придворные титулы: Махараачакру (Наставник короля), Хоратхибоди (Астролог), а также Сипрата (Мудрец), который ввёл в поэзию новые жанры. В 18 в. (позднеаютийский период) сложены поэмы принца Тхамматхибета; на основе поэм «Инао» и «Даланг» принцесс Пхум и Кунтхон были созданы театральные представления. Известностью пользовалась поэзия Тьаупрайи Пракланга.
Заимствования оставались важным источником развития для придворной литературы: приобрела популярность «Сутра о Малае» на сюжет неканонического буддийского повествования, восходящий к ланкийской литературе; дидактические рассказы о Сиенг Миенге стали переложением лаосских сюжетов; на основе лаосского перевода «Панчатантры» был создан цикл «Книга птиц».
С конца 18 в. культурным центром Таиланда стал Бангкок. До 1830-х гг. литература развивалась под знаком просветительства; активно переводились иностранные произведения. Популяризаторами классической литературы Аюттхаи стали короли династии Чакри; при Раме II под руководством Сунтхона Пху создано переложение народной эпической поэмы (сепха) «Кхун Чаанг, Кхун Пхээн». Король Монгкут основал первую в Таиланде типографию. В 1860-х гг. появились первые тайские рассказы. Выдающимся просветителем был король Вачиравуд, который выступил с патриотическими пьесами об истории Таиланда, многочисленными переводами западной литературы (в том числе пьес Мольера, У. Шекспира, рассказов А. Конан Дойла). Создателями прозы в духе реализма стали принц Акат Дамкенг и Кулап Сайпрадит (Сибурапа), автор документальной повести «Оборотная сторона картины» (1938), политических очерков. Акат Дамкенг выступил основоположником психологической прозы (романы «Театр жизни», 1928, «Жёлтая и белая кожа», 1941; сборник новелл «Крах воздушных замков», 1930). Манит Тьумсай, Малай Чупинит, О. Удакон получили известность как авторы детективов и рассказов. Значительный резонанс вызвала поэзия Прая Упакит Синлапасана, Тита Пумисака.
Во 2-й половине 20 в. развивался исторический роман, представленный творчеством Кыкрита Прамота (роман «Четыре правления», середина 1950-х гг.), который получил известность также как сатирик. Наибольшей популярностью пользовалась психологическая проза: Ко Суранкананг (роман «Златопесчаный дом», 1950), Лао Камхом (сборник рассказов «Бог не в помощь», 1955), Ачин Панчапан (роман «Кровь земли», 1964), О. Удакон (сборник рассказов «Жизнь», 1963), Сибурапа, Сени Саувапонг, Сени Прамот; оформилась женская проза (Докмайсот, Суванни Сукхонтха, Тхамаянти, Амаравади). Среди наиболее значительных прозаиков рубежа 20–21 вв.: Чаат Коптьити, Васит Детчакунчон, Пханумаат Пхумитхавон, Критсана Асокасин, Пьеретта Дан (роман «Лани», 2012). Поэзия конца 20 – начала 21 вв. отмечена формальными экспериментами: Ниема, Ангкхана Канлаянапхонга, Наая Тхаавы, Фа Пунворалака (поэтический сборник «Второе канто», 2000), Наварата Пхонгпхайбуна и др.