Узбекистан. Литература
Литерату́ра Узбекиста́на, совокупность произведений художественной литературы на узбекском языке.
В её основе – богатая фольклорная традиция, включающая многочисленные эпические сказания («Алпамыш» и др.), позднее переработанные в дастаны. Становление и развитие литературы Узбекистана происходило при решающем влиянии персидской литературы, откуда были заимствованы традиционные жанры и поэтические формы (маснави, газель, рубаи и др.), а также ключевые темы и мотивы (преимущественно религиозно-мистического содержания в духе суфизма).
Конец 14 – начало 16 вв. – период расцвета литературы на чагатайском языке (узбекские исследователи называют его «староузбекским») в Самарканде и Герате. Широкую популярность снискали поэты Дурбек (поэма «Юсуф и Зулейха», конец 14 – начало 15 вв.), Юсуф Амири, Атаи, Лутфи, Саккаки, Гадаи. Новатором и подлинным классиком литературы Узбекистана стал поэт, философ и государственный деятель Алишер Навои.
В 16 – начале 19 вв. литература активно развивалась в крупнейших культурных центрах – Бухаре, Хиве и Коканде: творчество Мухаммада Салиха, Бабура; хивинский хан Абулгази выступил с историко-генеалогическим сочинением «Родословное дерево тюрков» (середина 17 в.). Признание получило творчество Маджлиси, Турди, Машраба, Аллаяра Суфи, Сайкали (поэмы «Бахрам и Гуландам», «Хамро и Хурлико», 1790-е гг.). Сочетание традиционных суфийских тем с сатирическими мотивами характерно для представителей ферганской поэтической школы 18 в. (Х. Хувайда, Мадан Пангози, Ш. Акмал, Махмур). Основоположником басни выступил М. Ш. Гульхани (сборник «Рассказы о Сове», начало 19 в.). Кокандская придворная поэзия начала 19 в. представлена творчеством поэтов Амири, Фазли Намангани и поэтесс Увайси и Надиры. Среди хивинских поэтов выделяются Равнак, Нишати, Андалиб, а также Мунис Хорезми и Агахи, которые прославились и историческими трудами. Во 2-й половине 19 в. заметно усиление социальной тематики в творчестве Мукими, Фурката, Завки, Аваза Отар-оглы.
В начале 20 в. под влиянием джадидизма получили распространение просветительские традиции, нашедшие выражение в укреплении демократических тенденций, критике средневековых порядков, поиске новых художественных форм (А. Авлони, М. Шермухамедов, М. Бехбуди, Х. Н. Хамза, А. Фитрат, А. Кадыри, А. Чулпан). С 1930-х гг. доминирующим направлением в литературе вплоть до 1980-х гг. оставался социалистический реализм, в русле которого эволюционировало творчество А. Каххара, С. Айни, Шухрата, С. Ахмада, П. Кадырова, А. Якубова, Р. Файзи, И. Рахима, Хамида Гуляма, Д. Шарипова, А. Мухтара, М. Шейхзаде, Миртемира, У. Хашимова, К. А. Икрамова, Т. Мурада.
В советский период происходило становление узбекской драматургии (Уйгун, И. Султан, К. Яшен, З. Сеид). Крупнейшие поэты этого периода – Эргаш, М. Шейхзаде, Х. Алимджан, Гафур Гулям, Айбек, Гайрати, Зульфия.
Литература конца 20 – начала 21 вв. отмечена повышенным вниманием к традициям и культурному наследию Узбекистана, интересом к формальным экспериментам. Среди известных прозаиков – Ш. Холмирзаев (роман «Динозавр», 1996), Х. Султанов, Э. Агзамов, М. М. Дуст, Х. Исмайлов, У. Хамдам, Н. Эшонкул; крупнейшие поэты – Мирмухсин, А. Арипов, Э. Вахидов, М. Юсуф, С. Сайид, А. Кутбиддин, Р. Парфи, Д. Раджаб, Фахриёр, Ш. Рахмон, Х. Даврон (роман «Повесть о духовном наставнике», 2008), А. Шер, Ф. Вафо, М. Мирзо, Я. Тога, Б. Рузимухаммад, Т. Али.