Перу. Литература
Литерату́ра Перу́, совокупность художественных произведений, созданных на территории Перу. Развивается преимущественно на испанском языке, а также на языке аймара и кечуанских языках.
Литература 16–17 вв.
В период, предшествовавший испанскому завоеванию (1532), существовала разветвлённая система словесности: индейские культовые и светские эпические, лирические и драматические жанры (ярави, уайно, хайльи и др.), которые продолжали бытовать и в эпоху конкисты и нередко переосмысливали традиционные сюжеты в антииспанском духе [народная драма на кечуа «Апу-Ольянтай» («Apu Ullantay», издана в 1853)]. Среди испаноязычных текстов 16 в. преобладали исторические хроники и реляции (послания): «Правдивое сообщение о завоевании Перу и провинции Куско, называемой Новой Кастилией» («Verdadera relación de la conquista del Perú y provincia del Cuzco llamada la Nueva Castilla», 1534) Ф. де Хереса; «Хроника Перу» («Crónica del Perú», 1553) П. де Сьеса де Леона; «История открытия и завоевания провинции Перу» («Historia del descubrimiento y conquista de la provincia del Perú», 1555) А. де Сарате; «Естественная и нравственная история Индий» («Historia natural y moral de las Indias», 1590) Х. де Акосты; «Первая новая хроника и доброе правление» («Primer nueva corónica y buen gobierno», издана в 1936) Ф. Гуамана Помы де Аялы и др. Вершина развития историко-хроникального жанра – сочинения Инки Гарсиласо де ла Веги. К 16 в. относится зарождение письменного творчества кечуа на основе латиницы; на кечуа и аймара переводились катехизисы, католическая духовная поэзия (Л. Херонимо де Орбе); на испанском языке и кечуа развивался в 16–17 вв. миссионерский театр. Влияние маньеризма ощутимо в хрониках 17 в., а также в эпических поэмах «Укрощённый арауканец» («Arauco domado», 1596) П. де Оньи, «Антарктическое оружие» («Armas antárticas», 1608–1615, опубликована в 1921) Х. Мирамонтеса-и-Суасолы, «Христиада» («La Cristiada», 1611) Д. де Охеды и др. С середины 17 в. доминировало барокко: речи и трактаты Х. де Эспиносы Медрано (Лунарехо), хроники Э. де Мелендеса; лирика, сатиры, пьесы Х. дель Валье-и-Кавьедеса.
Литература 18–19 вв.
В начале 18 в. в творчестве П. Перальты-и-Барнуэво [поэма «Основание Лимы» («Lima Fundada», 1732) и др.] утвердился классицизм. Традиции европейского Просвещения преломились в прозе Э. Льяно Сапаты, П. де Олавиде, А. Каррильо де ла Бандеры; в сатирической поэме Э. де Терралья-и-Ланды «Лима изнутри и извне» («Lima por dentro y fuera», 1798) и др. Война за независимость в Латинской Америке нашла отражение в патриотических одах Х. М. Пандо, в творчестве Х. Торре-и-Угарте, Х. Переса де Варгаса [поэма «Пророчество. Эпопея перуанского Феба» («El vaticinio: epopeya al febo peruano», 1826)], в стихотворных сатирах Х. Х. Ларривы-и-Руиса. На взаимодействии европейских литературных и местных (инкских, креольских) фольклорных традиций сформировалась поэзия М. Мельгара. Основоположником новой поэзии кечуа на латинице стал Х. Уальпаримачи Майта.
К середине 19 в. оформился перуанский костумбризм: творчество Ф. Пардо-и-Альяги, М. А. Сегуры, Р. Рохаса-и-Каньяса, М. Атанасио Фуэнтеса. Под воздействием европейской литературы в 1840-х гг. зародился романтизм, в русле которого получила оформление национальная историческая драматургия [«Атауальпа, или Завоевание Перу» («Atahualpa o la conquista del Perú») К. А. Салаверри и др.]. Романтическая поэзия представлена творчеством М. Н. Карпанчо [сборники «Цветы Нового Света» («Flores del Nuevo Mundo»), «Поэтические наброски» («Ensayos poéticos»)], Салаверри [сборники «Бриллианты и жемчужины» («Diamantes y perlas», 1869), «Зори и зарницы» («Albores y destellos», 1871), «Тайны могилы» («Misterios de la tumba», 1883)], К. Альтауса, Х. А. Маркеса, П. Паса Сольдана-и-Унауэ, Л. Сиснероса. Основоположником национального романа стал Н. Арестеги: «Отец Оран» («El padre Horán», 1848). Индейская проблематика затронута в романе «Королай» («Coralay», 1853) К. Альтауса, в исторических романах Х. А. Лавалье; костумбристские тенденции доминируют в романах Л. Сиснероса [«Юлия» («Julia», 1860)], Ф. Касоса [«Елена и её друзья» («Los amigos de Elena», 1874)] и др. Наглядным воплощением национального романтизма стало творчество Р. Пальмы. Критический пафос, антиклерикализм, обострённое внимание к индейской проблематике свойственны творчеству М. Гонсалеса Прады.
Проза конца 19 в. ознаменована эволюцией романтизма к натурализму и реализму в творчестве М. Кабельо де Карбонеры. Популярность снискала костумбристская проза Ф. Эльгара, Ф. Блуме, М. Монклоа-и-Коваррубиаса; с политическим памфлетом сближаются зрелые очерки и стихи А. Гамарры. Сочетание костумбризма, реализма, натурализма и индихенизма отличает творчество Х. Легия-и-Мартинеса [драма «Маниайпуито» («El manchaypuito», 1887)], Т. Торреса-и-Лары [роман «Троица индейца, или Обычаи внутренних областей» («La trinidad del indio o costumbres del interior», 1885)] и др.
Литература 1-й половины 20 в.
С начала 1900-х гг. развивалась модернистская проза во многом эстетствующего характера: роман «Злобные рассказы» («Cuentos malévolos», 1904) К. Пальмы; роман «Письма туристки» («Cartas a una turista», 1905), хроники «Наблюдая бег времени» («Viendo pasar las cosas», 1915) Э. Каррильо; повести «Город мёртвых» («La ciudad muerta»), «Город чахоточных» («La ciudad de los tísicos», обе – 1911) А. Вальделомара. Идеи этнокультурного синтеза развивали поэты Х. де ла Рива Агуэро [сборник «Перуанские пейзажи» («Paisajes peruanos», опубликован в 1955)], Х. С. Чокано и др.; в русле символизма и декаданса развивалось поэтическое творчество Л. Йерови, а также ранняя поэзия Э. Бустаманте-и-Бальивьяна [сборник «Арии молчания» («Arias de silencio», 1916) и др.], позднее сблизившегося с авангардом: сборник «Антипоэмы» («Antipoemas», 1927). Символистские и авангардистские тенденции присущи поэзии Х. М. Эгурена: сборники «Символические стихи» («Simbólicas», 1911), «Песнь фигур» («La canción de las figuras», 1916). Меланхолическим настроением проникнуто творчество Х. Гальвеса Барренечеа: сборники «Под луной» («Bajo la luna», 1910), «Закрытый сад» («Jardín cerrado», 1912). Литература на кечуа представлена поэзией и драматургией Х. Лукаса Капаро, Н. Хары, М. Родригеса.
С середины 1920-х гг. активно развивался индихенизм, представленный прозой Э. Лопеса Альбухара. Идеализация индейцев отличает творчество В. Гарсии Кальдерона: сборники рассказов «Месть кондора» («La venganza del cóndor», 1924), «Цвет крови» («Color de sangre», 1931), «Перуанские рассказы» («Cuentos peruanos», 1952) и др. Критическое осмысление индейского сознания – в центре романа «Народ без бога» («El pueblo sin Dios», 1928) С. Фалькона, роман «Амаута Атуспария» («El amauta Atusparia», 1929) Э. Рейны посвящён восстанию кечуа 1885 г. Крупнейший романист 1-й половины 20 в. – С. Алегрия. В перуанской поэзии 1920–1930-х гг., развивавшейся в русле авангарда, выделяется С. Вальехо. Авангардное осмысление индихенистской темы – в поэзии Алехандро Перальты [сборники «Анды» («Ande», 1926), «Кольяо» («El Kollao», 1934)], Э. Армаса, Артуро Перальты (на испанском языке и аймара). Известность получила лирика Х. Парра дель Риего, А. Идальго, М. Адана (настоящее имя Р. де ла Фуэнте Бенавидес). К социальной проблематике обращена поэзия М. Порталь, Л. Ньето, Р. Боланьос. В 1930-х гг. в поэзии зародился сюрреализм: творчество Х. Абриля, Э. А. Вестфалена [сборники «Странные острова» («Las ínsulas extrañas», 1933), «Упразднение смерти» («Abolición de la muerte», 1935)], С. Атауальпы Родригеса. Под влиянием идей Х. Вара Льяноса (Варальяноса), отразившихся в его статьях, которые позднее были собраны в книгу «Чоло и Перу» («El cholo y el Perú», издана в 1962), преимущественно в поэзии развился т. н. чолизм (от исп. cholo – метис), затрагивающий проблемы индейского населения: творчество Л. Ф. Ксамарра, А. Ариаса Ларреты и др.
Литература 2-й половины 20 – начала 21 вв.
В середине 1940-х гг. в прозе обозначились новые тенденции. Особое место принадлежит Х. М. Аргедасу, чья близкая к магическому реализму проза оказала существенное влияние на литературу индихенизма. Символистский характер отличает прозу Ф. Вегаса Семинарио [роман «Заколдованная земля» («Tierra embrujada», 1958)] и Э. Варгаса Викуньи [сборник рассказов «Тайта Кристо» («Taita Cristo», 1964)]. Повседневную жизнь Лимы исследовал С. Саласар Бонди: сборник рассказов «Утонувшие и спасшиеся» («Náufragos y sobrevivientes», 1954), очерк «Ужасная Лима» («Lima la horrible», 1964) и др. В стилистике гротескного реализма и абсурда рассматривал проблемы распада среднего класса Х. Р. Рибейро. Столичная жизнь в центре романов «Не одна, а много смертей» («No una, sino muchas muertes», 1957) Э. Конграйнса, «Змеиная кожа» («Una piel de serpiente», 1964) Л. Лоайса, «Настоящие игры» («Los juegos verdaderos», 1968) Э. де лос Риоса, «Дети порядка» («Los hijos del orden», написан в 1969, издан в 1973) Л. Уртеаги Кабреры. Символистские обобщения, тонкий психологизм характерны для прозы А. Эрнандеса, А. Роблеса Годоя, К. Э. Савалеты. С 1960-х гг. заметную роль в эволюции перуанской прозы сыграл художественно-документальный жанр свидетельства, к которому тяготеют книги М. Скорсы и др. В 1970–1980-х гг. под влиянием магического реализма развивалась проза Э. Риверы Мартинеса, Э. Гонсалеса Вианьи, С. Кальво [роман «Три половины Ино Моксо» («Las tres mitades de Ino Moxo», 1981)]; переосмысление национальной мифологии и истории характерно для творчества прозаика, поэта, драматурга, литературного критика Х. Ортеги: повесть «Прощай, Аякучо» («Adiós Ayacucho», 1986). Иронией пронизана затрагивающая социальную проблематику проза А. Брисе Эченике.
В поэзии 2-й половины 20 в. индихенистские мотивы развивал М. Флориан Диас: сборники «Андский хуглар» («El juglar andinista», 1951), «Живая природа» («Naturaleza viva», 1966) и др. Экспериментом отмечена социальная поэзия А. Ромуальдо: сборник «Конкретная поэзия» («Poesía concreta», 1954) и др. Интеллектуальная игра характерна для поэзии Х. Э. Эйельсона [сборник «Бумага» («Papel», 1960) и др.], Р. Иностросы; экзистенциальные мотивы, острое переживание современности проявляются в творчестве К. Х. Бельи, М. Мартоса; мотивы неподлинности мира доминируют в поэзии В. Дельгадо: сборник «Формы отсутствия» («Formas de la ausencia», 1955). В лирике 1970–1990-х гг. преобладали ощущения «заброшенности» и неприкаянности (С. Лус Каррильо, Ф. Гамбетта, С. Сильонис, Э. Верастеги, Х. Пиментель и др.). Неомифологизм – отличительная черта поэзии Т. Моры [сборник «Мифология» («Mitología», 1978)], Э. Росаса; неоиндихенизм – Б. Торреса Сальседо, Ф. А. Риверы Аларкона, Х. Маньяри Бельтрана. Поэзия на кечуа получила развитие в творчестве А. Гутьерреса (псевдоним Келко Уарак-ка): «Песнь в цвету» («Taki parwa», 1955), «Песнь плодоносящая» («Taki ruru», 1964). Произведения Г. Майорги (псевдоним Коси Паукар) отмечены стремлением синтезировать современную западную философию с кечуанским миропониманием: сборники «Песня сердца» («Sonqup jarawiinin», 1961), «Поэзия кечуа» («Runa simi jarawi», 1973). Повышенное внимание к кечуанским мифам отличает поэзию Д. Агирре, Э. Нинаманго Мальки, И. Уаман Манрике, В. Уртадо де Мендосе и др.
В т. н. молодой литературе для молодых конца 20 – начала 21 вв. главенствуют ирония, юмор, стихия языковых экспериментов: творчество И. Тайса, Х. Аревало, К. Гарсии Миранды, О. Мальки, К. Эрреры, П. де Соусы, Т. Руис, Э. Планаса. В духе т. н. грязного реализма созданы прозаические сочинения М. Рило, романы «Никому не говори» («No se lo digas a nadie», 1994) и «Ночь девственна» («La noche es virgen», 1997) Х. Байли. Широкую известность снискала проза М. Варгаса Льосы.