Италия. Литература. Современная литература
Совреме́нная италья́нская литерату́ра. В 1980-е гг. в итальянской литературе на первый план выходит постмодернизм; произведения отличаются сложным стилистическим рисунком и интертекстуальностью, стремлением отмежеваться от литературной традиции. Творчество У. Эко и Л. Малербы направлено на переосмысление историко-философского романа; скромное по объёму, но весомое наследие оставил писатель П. В. Тонделли (1955–1991), чьи произведения на тему молодёжного андеграунда часто подвергались критике и цензуре в связи с гомосексуальной составляющей.
В 1990-е гг. постмодернистскую линию с успехом продолжает А. Барикко. В 1996 г. о себе заявили «молодые каннибалы»; в их представлении современный человек – насильник и вместе с тем жертва насилия, существо, мыслящее штампами и рекламными слоганами. Среди «каннибалов» – авторы провокационных, аморальных рассказов, отражающих сознание современной молодёжи и критикующих засилье «попсовой» псевдокультуры: Н. Амманити, Э. Брицци (род. 1974), Дж. Куликкья, А. Нове (род. 1967), Томмазо Пинчо (псевдоним; настоящее имя М. Колапьетро, род. 1963), Дж. Каличети (род. 1964), И. Сантакроче (род. 1970), А. Теодорани (род. 1971).
В начале 2000-х гг. итальянские критики и писатели заговорили о необходимости возвращения к реализму, а литературоведы заявили о наступлении эпохи литературного неомодернизма. Итальянская литература обратилась к документальному материалу и реальной личности, в результате чего возникли такие гибридные формы романа, как автофикшн, где писатель принимает на себя роль главного героя [«Школа обнажённой натуры» – «Scuola di nudo» (1994) и «Слишком много рая» – «Troppi paradisi» (2006) В. Сити (род. 1947); «Italia De Profundis» (2007) Дж. Дженна (род. 1969); «Перед тем как исчезнуть» – «Prima di sparire» (2008) М. Ковачич (род. 1965); «Я выхожу последним (и другие правдивые истории)» – «Sono l'ultimo a scendere (e altre storie credibili)» (2009) Дж. Моцци (род. 1960); «Книга дома» – «Il libro delle case» (2021) А. Байяни (род. 1975)]. Биофикшн – биография с элементами вымысла – представлен романами: «Девушка с лейкой» – «La ragazza con la leica» (2018) Х. Янечек (род. 1964); «М. Человек провидения» – «M. Il figlio del secolo» (2020) А. Скурати (род. 1969), «Разрушенные города. Шесть вымышленных биографий» – «Сittá distrutte. Sei biografie infedeli» (2011) Д. Ореккьо (род. 1969).
В произведениях группы писателей, творящих под общим псевдонимом Ву-Минг (авторов теории «неопределённого нарративного объекта»), прослеживается обращение к событиям и личностям мировой истории, использование архивных материалов, вкрапление чужих текстов разных жанров в канву собственного произведения. Роман-репортаж Р. Савьяно (род. 1979) «Гоморра» («Gomorra», 2006) поставил под сомнение традиционную систему литературных жанров, вобрав в себя самые разные жанровые признаки (журналистское расследование, репортаж, автофикшн, нонфикшн и др.)
В прозе С. Веронези, написанной под заметным влиянием эстетики П. П. Пазолини, разрабатывается тема психического здоровья современного человека. Экспериментирование в области семейного психологического романа характерно для писателей Д. Старноне (род. 1943). Осмыслить взаимосвязь истории и судьбы отдельного человека стремятся Ф. Пикколо (род. 1964), Х. Янечек, А. Скурати, Э. Треви (род. 1964) и др. Экологические вопросы поднимают в своём творчестве Ф. Арминио (род. 1960), Л. Пуньо (род. 1970), Б. Арпайя (род. 1957), Ф. Пекораро (род. 1945). Популярностью пользуются романы, написанные женщинами: Н. Терранова (род. 1978), Т. Чабатти (род. 1975), Д. Ди Пьетрантонио (род. 1962), М. Г. Мадзукко (род. 1966) развивают тему взросления, женской идентичности, семейной истории; Э. Ферранте, В. Паррелла (род. 1974) раскрывают свои истории на фоне неаполитанского пейзажа, рассказывая о трудной жизни женщин «из народа».
В последние годы всё чаще заявляют о себе т. н. транснациональные авторы – выходцы из разных стран или билингвы из семей мигрантов, нашедшие родину в Италии. В основе рассказов писательниц И. Шего (род. 1974), О. Ворпси (род. 1968), К. Али Фарах (род. 1973) воспоминания детства, каждая из них по-своему прорабатывает тему раздвоенной идентичности, пытаясь примирить в творчестве своё происхождение с опытом проживания в новой культурной среде. Итальянская писательница индийского происхождения Г. Курувилла (род. 1969) погружает читателя в сложности межнациональных любовных отношений. Писатель молдавского происхождения Н. Лилин (род. 1980) пишет исторические романы о России 1990-х гг.
Среди поэтов, творивших в 1970–1990-е гг., признание получили Э. Пальярани (1927–2012), Дж. Рабони (1932–2004), М. Л. Спациани (1922 или 1923 – 2014), А. Мерини (1931–2009), Ч. Вивиани (род. 1947); в 2000–2020-е гг. – В. Магрелли (род. 1957), А. Анедда (род. 1955), В. Ламарк (род. 1946), Дж. Конте (род. 1945), М. Г. Каландроне (род. 1964), Л. Соччи (род. 1966).