#Литературные течения 20 векаЛитературные течения 20 векаИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегЛитературные течения 20 векаЛитературные течения 20 векаНайденo 13 статейТерминыТермины ТамиздатТамизда́т, литературные произведения, запрещённые цензурой в СССР, изданные за рубежом и попавшие в неофициальное культурное поле Советского Союза. К ним принадлежат как рукописи, вывезенные за границу с целью издания и последующего ввоза тиража в страну, так и книги, изначально изданные за рубежом и затем попавшие в СССР. Понятие зародилось в 1950-х гг. и утратило актуальность в 1990-х гг.Термины «Лейтенантская проза»«Лейтена́нтская про́за», корпус художественных произведений о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., созданных русскими писателями-фронтовиками (Г. Я. Бакланов, В. О. Богомолов, В. В. Быков, К. Д. Воробьёв и др.) преимущественно в 1950–1960-х гг. Ведущий жанр – повесть; особенности поэтики – обращение к личному фронтовому опыту, фактографическая точность, психологизм, исповедальность, маркированная фронтовая лексика. Эстетические принципы «лейтенантской прозы» оказали значительное влияние на военную литературу конца 20 – начала 21 вв.Направления, стили, жанры в литературе КреолизмКреоли́зм, течение в испаноязычной латиноамериканской литературе конца 19 в. Его представители стремились отразить национальную проблематику и народную жизнь в русле реализма. В чилийской литературе, где выражен наиболее последовательно, формировался на почве костумбризма и сохранил черты его эстетики: пристрастие к местному колориту, увлечение живописными деталями, описательность без глубокого психологизма. Понятие отражает процесс формирования испаноамериканского литературоведения в его стремлении осмыслить и охарактеризовать своеобразие литературного процесса Латинской Америки. Крупнейший представитель и теоретик креолизма – чилийский писатель М. Латорре.Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре КостумбризмКостумбри́зм, течение в литературе и изобразительном искусстве Испании и Латинской Америки 19–20 вв.; разновидность бытописательной и нравоописательной литературы. Главенствующий литературный жанр – очерк («картина нравов»). Характерны повышенный интерес авторов к местному колориту и броской живописной детали; этнографизм; фольклоризм; обильное использование просторечий и диалектизмов; описательность; взгляд на окружающую действительность глазами иностранца; на первом плане – типаж в противовес индивидуальности; ощутимый дидактический акцент, выраженный в стремлении «исправлять нравы». Основные представители в литературе: в Испании – М. Х. де Ларра, Р. де Месонеро Романос, С. Эстебанес Кальдерон; в Латинской Америке – Х. В. Ластарриа (Чили), Н. Болет Пераса (Венесуэла), Ф. Пардо-и-Альяга (Перу), М. Гонсалес Селедон (Коста-Рика), Р. Х. Пайро (Аргентина), Р. Баррет (Парагвай).Направления, стили, жанры в литературе НегризмНегри́зм, течение в европейской и латиноамериканской литературе 1910–1940-х гг. Один из основоположников – Л. Палес Матос, создавший по европейской модели примитивистский образ негра, который затем подвергся идеологической и эстетической перекодировке: обрёл этнически узнаваемые черты, стал воплощением своеобразия культуры Латинской Америки. Негристы стремились создать иллюзию афроамериканской аутентичности своей лирики. Среди представителей: М. ди Андради, А. Э. Бланко, Н. Гильен, М. дель Кабраль, Э. Бальягас (1908–1954), Ж. ди Лима (1893–1953), А. Ортис (1914–2003), И. Переда Вальдес (1899–1996).Направления, стили, жанры в литературе «Литература крови и почвы»«Литерату́ра кро́ви и по́чвы», направление в немецкой народнической литературе 1910–1930-х гг., ориентированное на идеологию национал-социализма. В названии содержатся ключевые понятия: «кровь» и «почва» как тесная связь носителей «чистой крови» с «клочком родной земли» (Scholle). «Литература крови и почвы» отличается от областнической литературы наличием биологических и расистских мотивов, культивированием идеи «народной общности» на основе единой расы и общего мировоззрения, подчёркнуто отрицательным отношением к урбанизации, разрастанию городов.Направления, стили, жанры в литературе «Литература зелёного ада»«Литерату́ра зелёного а́да», течение в латиноамериканской прозе 1-й половины 20 в. Название – по сборнику рассказов А. Ранжела «Зелёный ад» (1908). Представлено произведениями, схожими по месту действия (сельва), сюжетостроению и ряду устойчивых мотивов: варваризация цивилизованного человека, анимистическая трактовка сельвы, её магическое воздействие на сознание персонажа. Среди образцов – романы «Пучина» (1924) X. Э. Риверы и «Канайма» (1935) Р. Гальегоса.Направления, стили, жанры в литературе ЛеттризмЛеттри́зм, авангардистское течение во французской поэзии, сложившееся в Париже в середине 1940-х гг. Его последователи (И. Изу, Ф. Дюфрен, М. Леметр, Ж.-Л. Бро и др.) представляли поэзию (и шире – всё искусство) как мир стихийного, доязыкового и дорефлективного творчества, в связи с чем призывали отказаться от слов, расчленив их на буквы, и обратиться к чистому звуку, в котором видели основной элемент художественного творчества. Леттристы постоянно изобретали новые художественные формы, активно использовали аллитерации, ассонансы, ономатопеи, переносили свои поэтические принципы на другие виды искусства.Направления, стили, жанры в литературе Мексиканский роман о революцииМексика́нский рома́н о револю́ции, течение в мексиканской прозе конца 1920-х – середины 1930-х гг. Представлено романами, объединёнными темой Мексиканской революции 1910–1917 гг. Особенности стилистики и содержания: доминанта эпического начала, коллективный герой в центре повествования, второстепенное значение индивидуальных конфликтов и любовных сюжетов, документализм, автобиографичность, фрагментарность, динамичность, лаконизм, преобладание действия и диалога над описанием. Главные образцы: «Те, кто внизу» (1916) М. Асуэлы, «Орёл и змея» (1928) и «Воспоминания Панчо Вильи» (1938–1940) М. Л. Гусмана, «Пушки били под Бачимбой» (1941) и «Пойдём за Панчо Вильей!» (1932) Р. Ф. Муньоса, «Ружейный патрон» (1931) Н. Кампобельо, «Лагерь» (1931) и «Мой генерал!» (1933) Г. Лопеса-и-Фуэнтеса, «Моя лошадь, моя собака и моя винтовка» (1936) Х. Р. Ромеро.Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре ДадаизмДадаи́зм, авангардистское литературно-художественное движение в Западной Европе и США середины 1910-х – начала 1920-х гг. Подготовленный деятельностью французских художников М. Дюшана и Ф. Пикабиа в Нью-Йорке, оформился как художественное движение в Цюрихе (1916), в среде интернациональной художественной эмиграции (группа, связанная с литературным кабаре «Вольтер»: Х. Балль, Т. Тцара, Х. Арп и др.). Название «дадаизм» дано лидером движения – поэтом Тцара (с 1917 также издавал журнал Dada). Отдельные группы дадаизма существовали в Кёльне (М. Эрнст, Арп и др.), Ганновере (К. Швиттерс и др.), Париже [кружок, связанный с журналом Littérature (1919–1923): Л. Арагон, А. Бретон, П. Элюар] и других центрах европейской культуры. Литературные опыты дадаизма оказали влияние на конкретную поэзию, хеппенинг, перформанс. 12