#Литературные течения 20 века
Литературные течения 20 века
Тег

Литературные течения 20 века

Литературные течения 20 века
Найденo 13 статей
Термины
«Лейтенантская проза»
«Лейтена́нтская про́за», корпус художественных произведений о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., созданных русскими писателями-фронтовиками (Г. Я. Бакланов, В. О. Богомолов, В. В. Быков, К. Д. Воробьёв и др.) преимущественно в 1950–1960-х гг. Ведущий жанр – повесть; особенности поэтики – обращение к личному фронтовому опыту, фактографическая точность, психологизм, исповедальность, маркированная фронтовая лексика. Эстетические принципы «лейтенантской прозы» оказали значительное влияние на военную литературу конца 20 – начала 21 вв.
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Креолизм
Креоли́зм, течение в испаноязычной латиноамериканской литературе конца 19 в. Его представители стремились отразить национальную проблематику и народную жизнь в русле реализма. В чилийской литературе, где выражен наиболее последовательно, формировался на почве костумбризма и сохранил черты его эстетики: пристрастие к местному колориту, увлечение живописными деталями, описательность без глубокого психологизма. Понятие отражает процесс формирования испаноамериканского литературоведения в его стремлении осмыслить и охарактеризовать своеобразие литературного процесса Латинской Америки. Крупнейший представитель и теоретик креолизма – чилийский писатель М. Латорре.
Литература
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Костумбризм
Костумбри́зм, течение в литературе и изобразительном искусстве Испании и Латинской Америки 19–20 вв.; разновидность бытописательной и нравоописательной литературы. Главенствующий литературный жанр – очерк («картина нравов»). Характерны повышенный интерес авторов к местному колориту и броской живописной детали; этнографизм; фольклоризм; обильное использование просторечий и диалектизмов; описательность; взгляд на окружающую действительность глазами иностранца; на первом плане – типаж в противовес индивидуальности; ощутимый дидактический акцент, выраженный в стремлении «исправлять нравы». Основные представители в литературе: в Испании – М. Х. де Ларра, Р. де Месонеро Романос, С. Эстебанес Кальдерон; в Латинской Америке – Х. В. Ластарриа (Чили), Н. Болет Пераса (Венесуэла), Ф. Пардо-и-Альяга (Перу), М. Гонсалес Селедон (Коста-Рика), Р. Х. Пайро (Аргентина), Р. Баррет (Парагвай).
Искусство
Направления, стили, жанры в литературе
Негризм
Негри́зм, течение в европейской и латиноамериканской литературе 1910–1940-х гг. Один из основоположников – Л. Палес Матос, создавший по европейской модели примитивистский образ негра, который затем подвергся идеологической и эстетической перекодировке: обрёл этнически узнаваемые черты, стал воплощением своеобразия культуры Латинской Америки. Негристы стремились создать иллюзию афроамериканской аутентичности своей лирики. Среди представителей: М. ди Андради, А. Э. Бланко, Н. Гильен, М. дель Кабраль, Э. Бальягас (1908–1954), Ж. ди Лима (1893–1953), А. Ортис (1914–2003), И. Переда Вальдес (1899–1996).
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
«Литература крови и почвы»
«Литерату́ра кро́ви и по́чвы», направление в немецкой народнической литературе 1910–1930-х гг., ориентированное на идеологию национал-социализма. В названии содержатся ключевые понятия: «кровь» и «почва» как тесная связь носителей «чистой крови» с «клочком родной земли» (Scholle). «Литература крови и почвы» отличается от областнической литературы наличием биологических и расистских мотивов, культивированием идеи «народной общности» на основе единой расы и общего мировоззрения, подчёркнуто отрицательным отношением к урбанизации, разрастанию городов.
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
«Литература зелёного ада»
«Литерату́ра зелёного а́да», течение в латиноамериканской прозе 1-й половины 20 в. Название – по сборнику рассказов А. Ранжела «Зелёный ад» (1908). Представлено произведениями, схожими по месту действия (сельва), сюжетостроению и ряду устойчивых мотивов: вар­варизация цивилизованного человека, анимистическая трактовка сельвы, её магическое воздействие на сознание персонажа. Среди образцов – романы «Пучина» (1924) X. Э. Риверы и «Канайма» (1935) Р. Гальегоса.
Alberto Rangel. Inferno Verde. Genova, 1908 (Альберто Ранжел. Зелёный ад). Титульный лист
Направления, стили, жанры в литературе
Леттризм
Леттри́зм, авангардистское течение во французской поэзии, сложившееся в Париже в середине 1940-х гг. Его последователи (И. Изу, Ф. Дюфрен, М. Леметр, Ж.-Л. Бро и др.) представляли поэзию (и шире – всё искусство) как мир стихийного, доязыкового и дорефлективного творчества, в связи с чем призывали отказаться от слов, расчленив их на буквы, и обратиться к чистому звуку, в котором видели основной элемент художественного творчества. Леттристы постоянно изобретали новые художественные формы, активно использовали аллитерации, ассонансы, ономатопеи, переносили свои поэтические принципы на другие виды искусства.
Сборник La Dictature lettriste (Леттристская диктатура). Париж, 1946. Обложка
Направления, стили, жанры в литературе
Мексиканский роман о революции
Мексика́нский рома́н о револю́ции, течение в мексиканской прозе конца 1920-х – середины 1930-х гг. Представлено романами, объединёнными темой Мексиканской революции 1910–1917 гг. Особенности стилистики и содержания: доминанта эпического начала, коллективный герой в центре повествования, второстепенное значение индивидуальных конфликтов и любовных сюжетов, документализм, автобиографичность, фрагментарность, динамичность, лаконизм, преобладание действия и диалога над описанием. Главные образцы: «Те, кто внизу» (1916) М. Асуэлы, «Орёл и змея» (1928) и «Воспоминания Панчо Вильи» (1938–1940) М. Л. Гусмана, «Пушки били под Бачимбой» (1941) и «Пойдём за Панчо Вильей!» (1932) Р. Ф. Муньоса, «Ружейный патрон» (1931) Н. Кампобельо, «Лагерь» (1931) и «Мой генерал!» (1933) Г. Лопеса-и-Фуэнтеса, «Моя лошадь, моя собака и моя винтовка» (1936) Х. Р. Ромеро.
Литература
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Дадаизм
Дадаи́зм, авангардистское литературно-художественное движение в Западной Европе и США середины 1910-х – начала 1920-х гг. Подготовленный деятельностью французских художников М. Дюшана и Ф. Пикабиа в Нью-Йорке, оформился как художественное движение в Цюрихе (1916), в среде интернациональной художественной эмиграции (группа, связанная с литературным кабаре «Вольтер»: Х. Балль, Т. Тцара, Х. Арп и др.). Название «дадаизм» дано лидером движения – поэтом Тцара (с 1917 также издавал журнал Dada). Отдельные группы дадаизма существовали в Кёльне (М. Эрнст, Арп и др.), Ганновере (К. Швиттерс и др.), Париже [кружок, связанный с журналом Littérature (1919–1923): Л. Арагон, А. Бретон, П. Элюар] и других центрах европейской культуры. Литературные опыты дадаизма оказали влияние на конкретную поэзию, хеппенинг, перформанс.
Встреча группы дадаистов в Париже. 1921
1
2