Сербия. Кинематограф
Кинемато́граф Се́рбии. История кинематографа в Сербии началась с показов фильмов братьев Л. Люмьер и О. Люмьер в 1896 г. в Белграде. Первый фильм на территории Сербии снял англичанин А. Уилсон (хроника коронации Петра I Карагеоргиевича, 1904). В 1909 г. в Белграде открылся первый кинотеатр. В 1911 г. театральный режиссёр И. Станоевич снял первый игровой фильм «Жизнь и деяния бессмертного вождя Карагеоргия».
В 1920-е гг. в Белграде созданы киностудии Novaković film и Artistik film. Среди фильмов 1920–1930-х гг.: «Король чарльстона» К. Новаковича (1927), «Сквозь бурю и пламя» Р. Йовановича и М. Игнячевича (1929), «С верой в бога» М. Поповича (1931). После 1945 г. в Белграде открылись федеральная студия Zvezda film и республиканская Avala Studios.
В 1947 г. фильм «Славица» В. Африча положил начало особому тематическому направлению, посвящённому партизанскому движению (кульминация направления – фильм «Битва на Неретве» В. Булайича, 1969; в главных ролях – С. Ф. Бондарчук, О. Уэллс).
Первая экранизация сербской классики – «Софка» Р. Новаковича (1948, по роману «Дурная кровь» Б. Станковича). 1950-е гг. – период освоения современного киноязыка и формирования собственной школы: «Буря» (1953), «Большой и маленький» (1956, премия Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1957) и «В субботу вечером» (1957) В. Погачича, «Эшелон доктора М.» (1954) и «Ищу Ванду Кос» (1957) Ж. Митровича.
В 1960-х гг. возникло экспериментальное кино; «чёрная волна» противопоставляла себя как жанровому «ширпотребу», так и официозной помпезности «партизанского» кино. Критика общественного устройства в радикальных формах, натурализм и отказ от сюжетного повествования отличали фильмы крупнейших представителей направления – Д. Макавеева, А. Петровича, Ж. Павловича («Пробуждение крыс», 1967, премия Берлинского кинофестиваля, 1967; «Когда я буду мёртвым и белым», 1968, премия Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1968).
В 1970-е гг. пессимизм «чёрного» фильма сменили лиризм и утверждение гуманистических ценностей; основным жанром стала трагикомедия: «Сторож пляжа в зимний период» (1975), «Пёс, который любил поезда» (1977) Г. Паскалевича. Интересом к внутреннему миру героев отмечены картины М. Радивоевича («Без покоя», 1970; «Свидетельство», 1975).
В 1980-х гг. успехом пользовался новый для страны жанр триллера: «Душитель против душителя» С. Шияна (1984), «Дежавю» Г. Марковича (1987) и др.
В 1990-х гг. заявили о себе Э. Кустурица (призы международных кинофестивалей в Каннах, Берлине, Венеции и др.), С. Драгоевич («Красивые деревни красиво горят», 1996; «Раны», 1998).
В начале 21 в. кинематограф Сербии, вынужденный конкурировать с западной продукцией, обращается к популярным жанровым формам: в первую очередь к комедиям («Парад» Драгоевича, 2011), а также к историческим фильмам («Зона Замфирова» З. Шотры, 2002; «Монтевидео, Божественное видение» Д. Бьелогрлича, 2010) и др.
В 2010-е – начале 2020-х гг. престиж сербского кино на международной арене отстаивают режиссёры С. Голубович (приз зрительских симпатий секции «Панорама» Берлинского кинофестиваля за фильм «Отец» в 2020), М. Пушич (участие в секции «Панорама» Берлинале 2022), документалист М. Турайлич (приз Международного кинофестиваля документального кино в Амстердаме, Нидерланды, в 2017). Режиссёр И. Икич работает на границе игрового и документального кино – его лента «Оазис» (2020), в которой воспитанники интерната для подростков с особенностями развития играют самих себя, принимала участие в одной из секций Дня Венеции Венецианского кинофестиваля (2020), а также была выдвинута от Сербии на соискание премии «Оскар» (2020).
Международные кинофестивали: в Белграде – FEST (с 1971), анимационный BALKANIMA (с 2004), в г. Нови-Сад – фестиваль кино- и медиаискусств Cinema City (основан в 2007, получил статус международного в 2008).