Словакия. Кинематограф
Кинемато́граф Слова́кии. Первый кинопоказ на территории Словакии состоялся в 1896 г. в г. Кошице. До 1918 г. кинопрограммы формировались из зарубежных лент. Получили распространение короткометражные видовые ленты. В 1921 г. на базе американской компании Tatra Film Corporation (Чикаго) снят первый словацкий игровой полнометражный фильм «Яношик» («Jánošík») Я. Сиякеля (Сьякеля) – о судьбе карпатского «Робин Гуда», ориентированный на образцы американского приключенческого кино.
Заметный вклад в национальный кинематограф межвоенного периода (до 1939) внёс фольклорист и фотограф К. Плицка, чьи документальные работы [«За словацким народом» («Za slovenským ľudom»), 1928; «По горам, по долам» («Po horách, po dolách»), 1929; «Земля поёт» («Zem spieva»), 1933, премия Венецианского кинофестиваля, 1933] способствовали формированию чехословацкого этнографического фильма, а в дальнейшем и словацкого «поэтического» кино 1960-х гг.
В 1938–1939 гг. на базе Школы прикладных искусств (Škola úžitkového umenia) в Братиславе действовал первый в Словакии кинофакультет. В годы Второй мировой войны в основном выпускались нацистские пропагандистские киножурналы.
Формирование национальной словацкой кинематографии в 1945–1948 гг. связано с деятельностью М. Фрича [«Берегись!» («Varúj!»), 1946] и В. Вассермана [«Чёртова стена», («Čertova stena»), 1948]. В 1948 г. фильмом «Волчьи норы» («Vlčie diery»; с использованием хроникальных материалов событий Словацкого национального восстания 1944) дебютировал П. Биелик (Бьелик) – один из кинолидеров 1950-х гг. В 1950 г. (по другим данным, в 1953) в Братиславе основана первая словацкая киностудия Koliba. Особенности развития кино 1950-х гг. определила резолюция «За высокий идейный и художественный уровень чехословацкого кино» (1950), наметившая курс на теорию бесконфликтности и эстетику социалистического реализма. Среди фильмов этого периода – исторические драмы: «Борьба закончится завтра» М. Цикана («Boj sa skončí zajtra», 1950), «Невспаханное поле» В. Багного («Pole neorané», 1953), «Капитан Дабач» Биелика («Kapitán Dabač», 1959). Популярностью пользовались комедии на современном материале: «Катка» Я. Кадара («Katka», 1949), мюзикл «Родная земля» (в отечественном прокате «Песни гор») Й. Маха («Rodná zem», 1953, первый цветной словацкий фильм), «Счастье приходит в воскресенье» Я. Лацко («Šťastie príde v nedeľu», 1958) и др.
1960-е гг. – время прорыва в область формального эксперимента, отказа от лакировки реальности, усложнения драматического и психологического конфликтов: «Песня о сизом голубе» («Pieseň o sivom holubovi», 1961) и «Колокола для босых» («Zvony pre bosých», 1965) С. Барабаша, «Боксёр и смерть» П. Солана («Boxer a smrť», 1962), «Магазин на площади» Я. Кадара и Э. Клоса [«Obchod na korze», 1965, фильм снят на базе пражской киностудии Barrandov Studio («Баррандов») с участием словацких актёров на словацком языке; «Особое упоминание» Каннского кинофестиваля, 1965; премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке за 1965].
Первый фильм т. н. чехословацкой новой волны – игровая лента документалиста Ш. Угера «Солнце в сети» («Slnko v sieti», 1962), в которой поэтическая основа бытия входит в диссонанс с сомнительным превосходством коммунистической морали. Впоследствии работы Угера отличал широкий стилистический и тематический диапазон: в психологической драме «Орга́н» («Оrgаn», 1964) поставлен вопрос ответственности простого человека за преступления фашизма, картина «Дева-чудотворица» («Panna zázračnica», 1966) повествует о зарождении словацкого сюрреализма во время событий Второй мировой войны, метафорическая драма «Три дочери» («Tri dcéry», 1967) затрагивает проблему противостояния католической веры и атеизма на фоне процесса коллективизации начала 1950-х гг.
Этапной явилась работа Ю. Герца «Сжигатель трупов» («Spalovač mŕtvol», 1968) – о механизмах трансформации тоталитарного сознания. Вторая половина 1960-х гг. ознаменована ниспровержением канонов соцреалистического кино, активными поисками в области формального эксперимента, разрушением традиционной повествовательной структуры, выявлением притчевой составляющей: «Возраст Христа» («Kristove Roky», 1967) и «Птицы, сироты и блаженные» («Vtáčkovia, siroty a blázni», 1969) Ю. Якубиско, «Дракон возвращается» Э. Гречнера («Drak sa vracia», 1967), «Праздник в ботаническом саду» («Slávnosť v botanickej záhrade», 1969) и «Полевые лилии» Э. Гаветты («Ľalie poľné», 1972). Особняком стоят работы Д. Ганака, чья сдержанная образность подчёркивает глубину постижения экзистенциальных вопросов («322», 1969).
Ряд режиссёров обратились к экранизации русской классики: «Баллада о семи повешенных» М. Голлого («Balada o siedmich obesených», 1968, по Л. Н. Андрееву), «Кроткая» С. Барабаша («Krotká»; 1967, по Ф. М. Достоевскому), «Корабль дураков» И. Балади («Archa bláznů»; 1970, по мотивам рассказа «Палата № 6» А. П. Чехова). В период т. н. нормализации, последовавший за подавлением «Пражской весны», превалировали жанровые картины развлекательного характера (комедии, мюзиклы, детективы, исторические ленты): «Медная башня» Голлого («Medená veža», 1970) и «День, который не умрёт» М. Тяпака («Deň, ktorý neumrie», 1974), «Завтра будет поздно» А. Я. Карпова и Тяпака («Zajtra bude neskoro», 1972, совместно с СССР), «Далеко до неба» Я. Лацко («Ďaleko je do neba», 1972), «Грех Катарины Падыховой» («Hriech Kataríny Padychovej», 1973, в отечественном прокате – «Горечь разлуки»), «Кто уходит в дождь» («Kto odchádza v daždi», 1974) и «Смерть по заказу» Голлого («Smrť šitá na mieru», 1979), «Жизнь в бегах» Й. Режухи («Život na úteku», 1975).
Фильмы на военную тему снимал Ш. Угер: «Если бы у меня было ружьё» («Keby som mal pušku», 1971), «Если бы у меня была девушка» («Keby som mal dievča», 1976), «Золотые времена» («Zlaté časy», 1978). Ганак создавал философские [документальный фильм «Образы старого мира», («Obrazy starého světa»), 1972] и лирические [трагикомедия «Розовые сны» («Ružové sny»), 1976] картины. Попытки осмысления феномена «Пражской весны» обернулись тенденциозностью [«Лихорадка» («Horúčka») Голлого, 1975]. Актуальной проблематикой, появлением нового героя, эмоциональной и идейной напряжённостью отмечены работы 1980–1990-х гг.: «Ночные всадники» Голлого («Noční jazdci», 1981), «Помощник» З. Загона («Pomocník», 1981, совместно с Венгрией), «Пасла коней на бетоне» Угера («Pásla kone na betóne», 1982, в отечественном прокате – «На асфальте коней пасла», «Серебряный приз» Московского международного кинофестиваля, 1983), «Тысячелетняя пчела» («Tisícročná včela», 1983) и «Я сижу на ветке, и мне хорошо» («Sedím na konári a je mi dobre», 1989) Якубиско, «Фонтан для Зузаны» Д. Рапоша («Fontána pre Zuzanu», 1985), «Я люблю, ты любишь» («Ja milujem, ty miluješ», произведён в 1980, вышел на экраны в 1988) и документальный фильм «Бумажные головы» («Papierové hlavy», 1995) Ганака, «Реки вавилонские» В. Балцо («Rivers of Babylon», 1998).
1990-е гг. стали временем упадка в истории словацкого кино. В 1992–2002 гг. на фоне снижения интереса к национальной кинематографии и недостатка финансирования было снято всего 36 картин, включая совместное производство. Кризис усугубила ситуация с киностудией Koliba, приватизированной в 1995 г. премьер-министром В. Мечьяром. Последовавшие в 1998 г. скандал и судебный процесс по обвинению Мечьяра в отмывании средств не способствовали развитию киностудии.
Наибольшего творческого успеха в 1990-х гг. добился М. Шулик. Режиссёр продолжил линию «поэтического» кинематографа: «Всё, что я люблю» («Všetko čo mám rád», 1992), «Мир в картинках» («Orbis Pictus», 1997, специальный приз жюри на международном кинофестивале Мангейм – Гейдельберг, 1997). Одна из лучших и самых титулованных картин постсоветского периода – «Сад» (1995), получившая специальный приз жюри и приз экуменического жюри на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1995), национальную кинопремию «Чешский лев» (награды за лучший фильм, лучший сценарий, лучшую режиссуру, лучшее художественное достижение, лучшую актёрскую роль второго плана за 1995), специальный приз жюри на Фестивале молодого кино в Турине (1995).
Видный представитель словацкой кинематографии – оператор М. Штрба, сотрудничающий как со словацкими, так и с чешскими режиссёрами. Среди лучших его работ: «Сад» («Záhrada», 1995) и «Переводчик» («Tlmočník», 2018) М. Шулика, «Нужно убить Секала» («Je třeba zabít Sekala», 1998) и «Бабье лето» («Babí léto», 2001) В. Михалека, «Покой в душе» В. Балцо («Pokoj v duši», 2009), «Медовый месяц» Я. Гржебейка («Líbánky», 2013), «Неопалимая купина» А. Холланд («Hořící keř», 2013), «Масарик» Ю. Севчика («Masaryk», 2016) и др. Лауреат кинопремии «Чешский лев» (за 1998, 2000, 2013, 2016, 2020), международного кинофестиваля в Братиславе (2015) и др.
В 2000–2010-х гг. возобновлено чешско-словацкое киносотрудничество. Это способствовало росту объёмов кинопроизводства. В 21 в. основная форма реализации кинопроектов – совместное производство с Чехией. Количество снимаемых в стране фильмов варьируется от 9 до 30 картин в год при ежегодном падении посещаемости кинотеатров. Наибольшее количество картин снято в 2019 г. (43, с учётом совместного производства с минимальным процентом участия Словакии).
Кинематограф Словакии развивается в рамках традиционной жанровой системы: снимаются комедии, драмы и мелодрамы, триллеры, боевики, исторические и военные картины и др. Фильмы 2020-х гг., получившие наибольшее количество зрительских откликов: «Лягушки без языка» («Žaby bez jazyka», режиссёр М. Форнай, 2019), «В пыль» («Na prach», режиссёры А. Гоппанова, С. Вичан), «Человек с заячьими ушами» («Muž so zajačími ušami», режиссёр М. Шулик, оба – 2020), «Любовь под капотом» («Láska pod kapotou», документальный, режиссёр М. Ремо, 2021), «Служанка» (««Slúžka», режиссёр М. Ченгель-Солчанская), «Яркая ночь» («Svetlonoc»; режиссёр Т. Нвотова), «Игра теней» («Stínohra», режиссёр П. Бебьяк, все – 2022).
В 1963 г. в Братиславе основан Словацкий институт кино (Slovenský filmový ústav).
Профессиональные кадры готовит Словацкая киношкола (Slovenská filmová škola) в Братиславе (основана в 1963).
С 2006 г. проводится вручение национальной кинопремии «Солнце в сети». Ежегодно проводятся кинофестивали: Международный кинофестиваль Art Film (фестиваль элитарного кино) с 1993 г. – в Тренчьянске-Теплице, с 2016 г. – в Кошице; Международный кинофестиваль в Братиславе (Medzinárodný filmový festival Bratislava, с 1999, в последний раз проводился в 2018) и FebioFest (c 1993) в Братиславе; Cinematik (с 2006) в Пьештяни; международный кинофестиваль документального этнологического кино «Этнофильм» в Чадце (с 1980); международный фестиваль анимационного кино Fest Anča (с 2008) в Жилине.