Норвегия. Театральное искусство
Театра́льное иску́сство Норве́гии, история театра в Королевстве Норвегия.
В период Реформации возникновение латинских школ обусловило появление в Норвегии школьной драмы. С начала 16 в. в Берген, а затем в г. Кристиания (ныне Осло) ставились спектакли на библейские сюжеты на латыни и норвежском языке. «Грехопадение Адама» (вероятно, 1562), показанное в соборе Бергена, считается первым публичным представлением в истории норвежского театра.
К середине 18 в. в Кристиании и в Бергене возникли первые любительские труппы. Крупнейшая из них – Драматическое общество, основанное в 1780 г. в Кристиании и существовавшее около 60 лет. Его основали Б. Анкер и Э. Фаллесена, ставшие впоследствии профессиональными актёрами. Репертуар составляли пьесы У. Шекспира, К. Гольдони, а также норвежского драматурга Ю. Н. Бруна. С 1794 г. работал постоянный театр в Бергене, с 1827 г. – в Кристиании, однако эти труппы не создали национальной сценической традиции, т. к. спектакли ставились на датском языке и участвовали в них преимущественно датские актёры.
Борьба с датским засильем на норвежской сцене завершилась в 1899 г. созданием Норвежского национального театра в Кристиании.
В его репертуаре значительное место заняла драматургия Г. Ибсена и Б. Бьёрнсона, в труппу вошли крупнейшие норвежские актёры (Х. Кристенсен, А. Одвар, Х. Стурмоэн, Д. Кнудсен, Х. Обель, Г. Григ, Т. Сегельке, А. Маурстад, А. Мувинкель, Ю. Дюбвад и др.). На 1880–1890-е гг. приходится расцвет творчества драматурга и режиссёра Г. Хейберга. В конце 19 – начале 20 вв. возникли новые театры в городах Кристиания, Берген, Тронхейм, Ставангер. В 1920–1930-х гг. в Норвегии широко ставились драмы Х. Крога, Ю. Н. Грига.
В годы Второй мировой войны театры Норвегии переживали кризис. Многие актёры эмигрировали в Швецию.
В 1945–1950 гг. в Осло работал «Студио-театр» (Studioteatret), ориентировавшийся на систему Станиславского. В 1953 г. в Осло открыта Государственная театральная школа. К началу 1960-х гг. благодаря творчеству драматурга Т. Эгнера большое значение приобрёл театр для детей. Среди драматургов 1940–1960-х гг.: Х. Хейберг, Ф. Хавревольд, Т. Скагестад, Э. Орвил, С. Кристов.
В 1964 г. Э. Барба вместе с норвежским драматургом и писателем Е. Бьёрнебу организовал в Осло независимую театральную группу «О́дин-театр» (Odin Teatret), объединившую молодых актёров из разных стран в поисках новых путей развития театрального искусства. Результатом работы в следующем году стал спектакль «Любители птиц» по пьесе Бьёрнебу, показанный в Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании.
В начале 1970-х гг., с увеличением правительственной субсидии на развитие сценического искусства, начали открываться региональные театры: «Холугаланн-театр» в Тромсё (1971), «Наш театр» (Teatret vårt) в Молде (1972), Театр Ибсена в г. Шиен (1975) и др. В течение 1970–1980-х гг. в Норвегии создано много свободных профессиональных театральных коллективов: «Трамвайный театр» (Tramteatret; 1976–1986), Театральная группа «Перлепортен» (Perleporten Teatergruppe; 1975–1984).
В 1985 г. в Осло создан Открытый театр (в основном постановки национальной драматургии). Возникла тенденция к децентрализации театральной жизни, например, «Самовар-театр» (Samovarteateret) в г. Киркенес (1990), «Кильден-театр» (Kilden Teater) в г. Кристиансанн [основан как региональный театр Агдера (Agder Teater), 1991] и др. С 1988 г. основано несколько частных театральных школ, в том числе в городах Берген и в Берум.
Среди драматургов конца 20 в.: Н.-Р. Кристенсен, Х. Хагеруп, Сольвейг Кристов, Ю. Борген.
С середины 1990-х гг. в Норвегии работает один из самых востребованных современных драматургов – Ю. Фоссе.
В 1985 г. в Осло впервые прошёл Норвежский фестиваль драмы. С 1990 г. в Национальном театре в Осло 1 раз в 2 года проводится Международный Ибсеновский фестиваль, интерпретирующий наследие драматурга в современном мире («Гедда Габлер», «Пер Гюнт» и др). С 1998 г. вручается премия «Гедда» (Heddaprisen; по имени главной героини пьесы Г. Ибсена) за выдающиеся заслуги в норвежском исполнительском искусстве.
Среди ведущих театров начала 21 в.: Новый театр (1929), Театр Ибсена (1975, современное название с 1991; все – в Осло); Национальная сцена (основана в 1850; возглавлял драматург Б. Бьёрнсон, работал Г. Ибсен) в Бергене.
В начале 21 в. в Норвегии работают режиссёры С. С. Рейбо («Как вам это понравится», 2017, Национальный театр), Й. Х. Даль («Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, 2017, «Трёнделаг-театр»), фламандский режиссёр Л. Персеваль («Трилогия» Ю. Фоссе, 2019, Норвежский театр), режиссёр и актриса К. Хорн («Гамлет» по У. Шекспиру, 2014, «Ругаланн-театр» ; «Раскольников» Т. Скагестада, 2019, Норвежский театр) и др.