Ирландия. Кинематограф
Кинемато́граф Ирла́ндии. Киносеансы в Ирландии проводились с 1896 г., главным образом в мюзик-холлах. В конце 19 в. началось и производство фильмов. Первый сеанс с показом кинолент, снятых в Ирландии, состоялся 20 апреля 1896 г. в Дублине, в театре «Олимпия» (первоначально назывался Star of Erin Music Hall ), где публике демонстрировались короткометражные фильмы, запечатлевшие выставки, скачки, приезд значимых персон и т. д., а также фрагмент Конного шоу в Дублине (проводилось каждое лето начиная с 1868).
Одной из самых ранних стала кинохроника приезда королевы Виктории в Дублин
и шествия королевской процессии по улицам города, вдоль которых располагалась толпа, размахивающая флагами. 2 января 1905 г. Ирландская анимационная фотокомпания (Irish Animated Photo Company) публично показала иллюстрированную запись важнейших событий прошедшего года в городском театре Ратмайнса (ныне пригород Дублина). 20 декабря 1909 г. в Дублине писатель Дж. Джойс открыл первый кинотеатр «Вольта» (Volta). Позднее его переименовали, но связь между прежним названием и ирландским кинематографом сохранилась: имя кинотеатра носит стриминговая платформа, созданная для распространения ирландского контента.
Первые значительные ирландские фильмы поставлены английскими режиссёрами А. Мельбурн-Купером («Ирландские жёны и английские мужья», 1907) и Р. Полем (документальный фильм «Переправка стада в Голуэй», 1908).
Весной 1910 г. американской кинокомпанией «Калем» (Kalem) для создания игрового фильма в Ирландию направлен режиссёр Сидни Олкотт, имевший ирландские корни – его мать родилась в Дублине. «Парень из старой Ирландии» («The Lad from Old Ireland», 1910) стал первым фильмом Олкотта, снятым на исторической родине и имевшим большой успех в среде ирландских переселенцев в Америке. Это стимулировало компанию «Калем» к расширению штата в стране в 1911 г. До начала Первой мировой войны кинокомпания сняла несколько игровых фильмов на территории Ирландии, в числе которых «Рори О’Мур» («Rory O’Moor», 1911), «Ты будешь помнить Эллен» («You’ll remember Ellen», 1912). Успех картин был настолько велик, что Олкотт задумывал создание собственной кинокомпании в Ирландии, но эти планы не осуществились в связи с началом Первой мировой войны, существенно повлиявшей на дальнейшее развитие всей европейской кинематографии (лидерство в кинопроизводстве сохранилось за американскими студиями). Одним из наиболее важных ирландских фильмов периода немого кино стала картина «Ирландская судьба» (1926, режиссёр Д. Дьюхерст) – рассказ о войне за независимость, в котором захватывающее действие сочеталось с мелодраматической историей любви. Фильм выпущен к 10-й годовщине Пасхального восстания, в 1926 г.
Центральной темой ирландского кино стала борьба за независимость, однако некоторые фильмы (например, «Ирландия, Нация» У. Мак-Намары, 1914) запрещались для показа на родине, но широко демонстрировались за её пределами.
В марте 1916 г., за месяц до Пасхального восстания, американским дипломатом Джеймсом Марком Салливаном основана Ирландская кинокомпания (Film Company of Ireland). Завоевание независимости 21 января 1919 г. привело к культурной изоляции и кризису кинопромышленности. Этому во многом способствовали ограничительные меры правительства страны. Несмотря на принятый в 1923 г. закон о цензуре, производство фильмов для американских студий стало регулярным бизнесом в Ирландии, и это позволило сохранить отрасль на территории страны и реализовать ряд проектов.
Первый звуковой фильм появился в 1936 г. (мюзикл «Голос Ирландии» В. Хаддика). Одним из первых фильмов, снятых в Ирландии и с ирландскими актёрами в новую эру звука, стала документальная драма режиссёра Р. Флаэрти «Человек из Арана» (1934, премия Венецианского кинофестиваля, 1934), в которой наблюдения за трудной жизнью рыбака с о. Аран сочетались с историей семьи и историей выживания.
В 1936 г. в Дублине основано Ирландское киносообщество (с 1978 Союз ирландских киносообществ), его цель состояла в интерпретации и понимании искусства кино. В противоположность этому направлению в 1943 г. под патронажем архиепископа Дублинского Д. Ч. Маккуэйда основан Национальный киноинститут (The National Film Institute, официально начал работу 2 июня 1945). Эта организация позиционировала себя в качестве ментора и морального охранителя зрительской аудитории. Национальный киноинститут являлся не только собранием фильмов, но также участвовал в производстве образовательного киноконтента, используемого для преподавания в школах.
Цензура, отсутствие государственной поддержки тормозили развитие национального кинопроизводства с 1919 по 1940-е гг. Его возрождение началось в 1950-е гг., когда зарубежные кинематографисты (многие из них – ирландцы по происхождению) снимали в Ирландии крупные постановочные фильмы преимущественно национальной тематики («Тихий человек» Дж. Форда, 1952, международная премия Венецианского кинофестиваля, премия «Оскар» за режиссуру за 1952; «Улисс» Дж. Стрика по одноимённому роману Дж. Джойса, 1967; «Дочь Райана» Д. Лина, 1970).
В конце 1970-х – начале 1980-х гг. приняты меры по стимулированию кинопроизводства. В 1980 г. создан Ирландский совет по кинематографии (Bord Scannán na hÉireann – IFB) – национальное агентство по развитию ирландской киноиндустрии, инвестирующее в таланты, творчество и предпринимательство. Агентство поддерживает и продвигает киноиндустрию и использование Ирландии в качестве места для международного производства. В 1980 г. принят закон о кино, заложивший основу для расширения ирландской киноиндустрии. Он предоставил среди прочего выгодные налоговые льготы для кинопроизводства. Именно этот нормативно-правовой акт стал основой для других национальных киноактов в Европе и Америке.
Тогда же внесены существенные поправки в закон о цензуре фильмов, расширивший полномочия Управления цензуры, переименованного в 2008 г. в Ирландское бюро классификации фильмов (IFCO; Oifig Aicmithe Scannán na hÉireann, OASÉ).
Бюро закрепило за собой полномочия классификации фильмов, телевизионных программ и некоторых видеоигр по возрастному рейтингу и их цензуру.
В начале 1980-х гг. влияние церкви ослабло, и в 1982 г. Ирландское киносообщество преобразовано в Ирландский киноинститут (Irish Film Institute). В его задачи входит научить зрителей всех возрастов осмысленному пониманию содержания фильмов. В начале 21 в. Ирландский киноинститут – полифункциональная организация, объединяющая киноархив, кинозалы, стриминговую платформу для домашнего просмотра, образовательные программы, занимающаяся продвижением ирландского кинематографа за рубежом.
В начале 21 в. принятые меры Ирландского бюро классификации фильмов способствовали притоку зарубежного капитала и включению ирландских кинематографистов (продюсеров, режиссёров, актёров и т. д.) в процесс глобализации экранной культуры. При этом сюжетной и идейной основой наиболее заметных фильмов, независимо от состава копродюсеров и национальности режиссёров, оставалась борьба за независимость от Великобритании («Во имя отца», 1993, ирландский режиссёр Дж. Шеридан; «Кровавое воскресенье», 2001, английский режиссёр П. Гринграс; «Завтрак на Плутоне», 2005, ирландский режиссёр Н. Джордан; «Ветер, который качает вереск», 2006, английский режиссёр К. Лоуч).
С 1980-х гг. постепенно завоёвывают всемирное признание ирландские режиссёры: П. О’Коннор («Горькая любовь террориста», 1984; «Танцы во время Луназы», 1998), Д. Шеридан («Моя левая нога», 1989; «Поле», 1990; «В Америке», 2002; «Разбогатей или сдохни», 2005), Н. Джордан («Ангел», 1982; «Интервью с вампиром», 1994; «Майкл Коллинз», 1996; «Конец романа», 1999). Ирландские фильмы конкурентоспособны и у себя на родине. Лидером проката стал фильм «Обязательства» (1991), снятый в Ирландии с ирландскими актёрами, но поставленный англичанином А. Паркером. Для участия в официальной программе Международного кинофестиваля в Торонто в 2009 г. отобраны 7 фильмов, профинансированные Ирландским советом по кинематографии: «Ундина» («Ondine», режиссёр Н. Джордан), «Сорвать куш» («Perrier's Bounty», режиссёр И. Фитцгиббон), «Сортировка» («Triage», режиссёр Д. Танович), «Сияние радуги» («A Shine of Rainbows», режиссёр В. Сарин), «Имон» («Eamon», режиссёр М. Коркери), «Трещины» («Cracks», режиссёр Дж. Скотт) и «Колония» («Colony», режиссёры К. Ганн, Р. Макдонелл).
Самые известные режиссёры нового поколения – британско-ирландские режиссёры и драматурги братья Д. Макдона и М. Макдона. Их биография вписывается в традиции и траекторию развития ирландского кинематографа. Почти все фильмы М. Макдоны – лауреаты международных кинофестивалей, среди них: «Залечь на дно в Брюгге» [2007, премия «Золотой глобус» за лучшее исполнение мужской роли (К. Фаррелл), премия BAFTA лучшему сценаристу и номинация на премию «Оскар» за лучший сценарий (Макдона)]; «Три билборда на границе Эбинга, Миссури» [2017, Великобритания – США, премьера состоялась в основной конкурсной программе 74-го Венецианского кинофестиваля, 2 премии «Оскар» в номинациях «Лучшая актриса» (Ф. Макдорманд) и «Лучший актёр второго плана» (С. Рокуэлл), 4 премии «Золотой глобус»].
Действие многих картин братьев Макдона разворачивается в Ирландии: «Однажды в Ирландии» (2011), «Голгофа» (2014, обе – режиссёр Д. Макдона) и др. Последняя работа М. Макдоны «Банши Инишерина» (2022, США – Великобритания – Ирландия) – чёрная трагикомедия, премьера состоялась на 79-м Венецианском кинофестивале в 2022 г., где фильм завоевал «Кубок Вольпи» за лучшую актёрскую работу (К. Фаррелл) и «Золотую Озеллу» за лучший сценарий (М. Макдона). Действие происходит в последние дни гражданской войны в Ирландии, но сосредоточено не на политических коллизиях, а на взаимоотношениях жителей небольшого о. Инишерин.
Ирландское правительство одним из первых в Европе увидело потенциальную выгоду для национальной экономики от наличия конкурентоспособных налоговых льгот для инвестиций в кино и телевидение. Налоговые стимулы позволили привлечь крупные зарубежные кинокомпании для съёмок мировых блокбастеров «Власть огня» (2002), «Король Артур» (2004), «Звёздные войны: Пробуждение силы» (2015) и «Звёздные войны: Последние джедаи» (2017).
Современное ирландское кино поддерживается Ирландским советом по кинематографии, принимающим 5-летние стратегические планы по развитию национальной киноиндустрии. Отмечаются социальные и культурные эффекты, связанные с сохранением и продвижением языка и культурного наследия Ирландии через экранное искусство, увеличение образовательного потенциала кино и его роли в формировании социальной сплочённости населения. Как и ранее, большинство фильмов снимаются на английском языке, поскольку Ирландия в основном англоязычна, хотя некоторые фильмы полностью или частично снимаются на ирландском языке.
В начале 21 в. растёт внимание к национальному языку и проблемам коренного населения. В 2022 г. фильм «Тихоня» («An Cailín Ciúi» / «The Quiet Girl»; режиссёр К. Баред), снятый на ирландском языке, стал лидером проката в Ирландии, Новой Зеландии и Австралии и был выдвинут на премию Американской киноакадемии «Оскар» от Ирландии. В марте 2022 г. этот фильм стал первым на ирландском языке, выигравшим национальную кинопремию (Irish Film & Television Academy Award – IFTA), а затем включён для обязательного просмотра в школьную программу в рамках курсов ирландского языка.
На 2019 г. в Ирландии самый высокий уровень посещаемости кинотеатров в Европе. В стране действует несколько сетей кинотеатров. Киноиндустрия в Ирландии поддерживается кинофестивалями. С 1956 г. проводится кинофестиваль в г. Корк. В 1985 г. организован Международный кинофестиваль в Дублине (с 2003 проводится регулярно).