Кэмпбелл Дональд Томас
Кэ́мпбелл До́нальд То́мас (Donald Thomas Campbell) (20.11.1916, Грасс-Лейк, штат Мичиган – 6.5.1996, Бетлехем, штат Пенсильвания), американский психолог, социолог и философ. Сфера научных интересов – социальная психология.
Отец Кэмпбелла занимался животноводством, став впоследствии сельскохозяйственным агентом. Ему приходилось перемещаться между несколькими штатами (Вайоминг, Калифорния), и его семья следовала за ним. В Калифорнии Дональд Кэмпбелл поступил в асcоциатуру местного колледжа (получил степень associate degree). С 1937 по 1939 гг. учился в Калифорнийском университете в Беркли, ученик Э. Толмена и К. Левина. Во время Второй мировой войны Кэмпбеллу пришлось прервать обучение – он служил резервистом во флоте.
В 1947 г. в том же университете защитил докторскую диссертацию по психологии. В период с 1947 по 1979 гг. преподавал – в Университете штата Огайо (с 1947), Чикагском университете (с 1950), Северо-Западном университете (с 1953). В 1979–1982 гг. преподавал в Сиракьюском университете, в 1982–1996 гг. – в Лихайском университете. Кэмпбелл являлся членом Национальной академии наук США (избран в 1973), президентом Американской психологической ассоциации (1975).
Как психолог известен преимущественно благодаря работам в области логики и методологии научного исследования и созданию «эволюционной эпистемологии» – области эпистемологии, которая защищает гипотезу о том, что мыслительные процессы развились в результате естественного отбора наряду с более «физическими» структурами и функциями (Campbell. 1974).
В своих исследованиях Кэмпбелл охватил широкий круг проблем: проводил эксперименты, посвящённые восприятию и обучению, осуществил цикл сравнительных культурологических исследований в США и некоторых других странах, писал о проблемах этноцентризма, альтруизма, работал в области генетической психологии. Разработал теорию реального группового конфликта. Также уделил большое внимание проблемам методологии исследований в области социальной психологии: методикам и планированию социально-психологических экспериментов, разработке моделей исследований, достоверности полученных результатов, научных выводов и рекомендаций (Кэмпбелл. 1979. С. 76–102; Кэмпбелл. 1980).
Кэмпбелл отстаивал идею о том, что правительственные реформы можно рассматривать как социальные эксперименты, к которым могут быть применены научные правила доказывания. Научные результаты могут быть использованы для оценки результатов и последствий правительственных реформ. Это, как он считал, приведёт к более обоснованной политике и к повышению благосостояния.
Кэмпбелл за свою жизнь получил немало научных наград, среди которых стипендия Уильяма Джеймса (Джемса; 1989), премия Американской психологической ассоциации за значительный научный вклад в психологию (1970). Почётный доктор Флоридского (1975), Мичиганского (1974), Чикагского (1978), Северо-Западного (1983) университетов, а также Университета Южной Калифорнии (1979) и Осло (1986).
В 1960-х гг. Кэмпбелл сформулировал механизм «слепой вариации и селективного удержания» (BVSR, от англ. blind-variation-and-selective-retention), который был подхвачен и распространён Гэри Зико, Марком Бикхардом и Фрэнсисом Хейлигеном – сторонниками теории универсального отбора (Cziko. 1997; Hodgson. 2005).
В 2000 г. группа из 85 психологов из 13 стран основала на своей встрече в Филадельфии (США) «Сотрудничество Кэмпбелла» (The Campbell Collaboration), которое ставит целью сбор научных данных и публикацию систематических обзоров научных данных об эффективности государственного вмешательства в социальные процессы.