Зайонц Роберт
За́йонц Ро́берт, Роберт Болеслав Зайонц (Robert Bolesław Zajonc) (23.11.1923 Лодзь, Польша – 3.12.2008, Станфорд, штат Калифорния), американский психолог польского происхождения. Единственный ребёнок в семье. В 1939 г. его семья бежала в Варшаву. Дом, где они поселились, подвергся воздушному налёту. Родители Роберта погибли, а сам он был серьёзно ранен. Учился в подпольном университете в Варшаве. Позже был отправлен в немецкий трудовой лагерь. Бежал, был схвачен, а затем заключён в политическую тюрьму во Франции. После 2-го побега присоединился к французскому Сопротивлению и начал обучение в Парижском университете. В 1944 г. переехал в Англию, где стал переводчиком для американских войск во время их европейской кампании.
После окончания Второй мировой войны перебрался в США, поступил в Мичиганский университет на программу бакалавриата. В 1954 г. там же защитил докторскую диссертацию «Когнитивная структура и когнитивная настройка» («Cognitive structure and cognitive tuning», 1955), получил степень доктора философии. Профессор Мичиганского университета до 1994 г. Директор исследовательского центра групповой динамики в 1980-е гг. и директор Института социальных исследований в 1990-е гг. Почётный профессор психологии Стэнфордского университета и почётный доктор Лёвенского университета.
От 1-го брака, с Донной Бенсон, у него 3 сына. После развода женился на Хейзел Роуз Маркус, социальном психологе из Стэнфордского университета. От 2-го брака – дочь.
Умер от рака поджелудочной железы.
Часть работ Зайонца основывалась на исследованиях Н. Триплетта, который заметил, что гонщики-велосипедисты показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, проверил своё наблюдение в лабораторном эксперименте и обнаружил, что присутствие других увеличивает скорость работы испытуемых (Triplett. 1898). Однако были и другие исследования, проводившиеся примерно в то же самое время, которые показали, что при решении определённых задач чьё-либо присутствие ухудшает результат. Так, в присутствии других особей тараканы проходили сложный лабиринт медленнее, чем обычно (Zajonc. 1969). Подобный эффект наблюдался и у людей. Присутствие других участников эксперимента снижало эффективность запоминания при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение (Dashiell. 1930; Pessin. 1933).
Как социальный психолог Роберт Зайонц заинтересовался тем, как согласовать между собой эти противоречивые на первый взгляд результаты (Zajonc. 1965). В объяснении задействован следующий принцип: возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию. Повышенное возбуждение улучшает выполнение простых задач, для которых наиболее вероятной или доминирующей реакцией является правильное решение. В сложных задачах, где правильный ответ сложнее найти, возбуждение приводит к неправильному решению. Так, возбуждённые люди обычно хуже решают сложные анаграммы. Гипотеза Зайонца была затем подтверждена результатами почти 300 исследований, в которых приняли участие более чем 25 000 добровольцев (Bond. 1983).
Другое направление его деятельности – методология изучения эмоциональных процессов. Он отмечал важность исследований метаболических процессов, совершающихся в мозге, в рамках проблематики эмоций. Исследования проходили с помощью регистрации изменения температуры в гипоталамусе (Gray. 1994). Так, изучение взаимосвязи между эмоциональными и мозговыми (физиологическими) процессами показало, что негативные аффекты более связаны с правым полушарием, а позитивные – с левым. При этом эмоциональные состояния, мимика и другие поведенческие проявления вызываются факторами, связанными с изменениями температуры гипоталамуса. Рассматриваемые эффекты относятся к области аффективной нейробиологии (Berridge. 2010).
Также Зайонц исследовал, каким образом очерёдность рождения детей и их количество в семье влияет на их интеллектуальное развитие. На основе экспериментальных данных показал, что дети из многодетных семей показывают более низкие результаты почти по всем интеллектуальным тестам по сравнению с детьми из семей, где было 1–2 ребёнка. В соответствии с моделью «семейного интеллекта» Зайонца, первые дети чаще демонстрируют более высокие результаты при проведении теста на интеллектуальное развитие, чем дети, появившиеся в семье позже. Размер эффекта довольно невелик, составляет примерно 3 балла IQ; таким образом, порядок рождения не является абсолютным определяющим фактором для IQ (Zajonc. 1979).
Ещё один вклад Зайонца в психологию – демонстрация эффекта простого предъявления. Этот феномен выражается в том, что люди отдают предпочтение объекту просто потому, что они сталкивались с ним ранее.
В 1975 г. Зайонц стал лауреатом Премии AAAS, присуждаемой Американской ассоциацией содействия развитию науки, за исследования в области поведенческих наук. Получил награду за выдающийся научный вклад на собрании Американской психологической ассоциации 1978 г. Ему присуждены стипендии имени Гуггенхайма и Уильяма Джеймса. В «Обзоре общей психологии», опубликованном в 2002 г., Зайонц занял 35-е место среди наиболее цитируемых психологов 20 в. (The 100 most eminent psychologists of the 20th century. 2002).