Чжэн Сюань
Чжэн Сюа́нь (鄭玄, пиньинь Zhèng Xuán; второе имя Чжэн Канчэн, 鄭康成, пиньинь Zhèng Kāngchéng) (127, Гаоми, округ Бэйхай, ныне г. Гаоми в провинции Шаньдун – 200), китайский философ, каноновед и педагог. Единственный ханьский учёный – автор комментариев ко всем трём канонам о ритуале. Биография приведена в 29-й главе «Хоу Хань шу» («Книга о Поздней Хань», 5 в.). Эрудит; в сферу его интересов входили математика, астрономия и мантика. По рекомендации сановника Ду Ми учился в Императорской академии Тайсюэ, где преподавание велось в духе каноноведческой традиции «новых письмён» (цзинь вэнь); среди прочего изучал «Канон перемен» («И цзин») в интерпретации Цзин Фана, «Гунъян чжуань» (комментарий к «Чунь цю»), календарь «Сань тун», разработанный Лю Синем (ум. 23 н. э.), и «Цзю чжан суань шу» («Математика в девяти книгах», 2–1 вв. до н. э.).
Оставив Тайсюэ, Чжэн Сюань приступил к освоению канонов, записанных «древними письменами» (гу вэнь). Путешествуя, посещал живших в разных регионах знатоков конфуцианской классики. Семь лет провёл в качестве ученика знаменитого в то время каноноведа Ма Жуна (79–166), знатока канонов в версии гу вэнь. Впоследствии Чжэн Сюань занимался педагогической деятельностью; по преданию, его ученики исчислялись тысячами. После ареста Ду Ми в 168 г. его сослуживцам и сторонникам, в том числе Чжэн Сюаню, было запрещено занимать какие бы то ни было государственные посты. Следующие годы Чжэн Сюань посвятил комментаторской работе.
Бо́льшая часть сочинений Чжэн Сюаня, включая и комментарии, и эссе, утрачена. В состав «Ши сань цзин» («Тринадцатиканоние») вошли комментарии к «Ши цзину» и к «Трём книгам о ритуале» («И ли», «Ли цзи», частично «Чжоу ли»). Труды, сохранившиеся фрагментарно, были объединены в 18–19 вв. в сборники «Чжэн-ши и шу» («Оставшиеся от господина Чжэна писания»), «Гаоми ишу» («Наследие [учёного из] Гаоми») и др.
Ко 2 в. н. э. государство поддерживало традицию «цзинь вэнь», по материалам которой осуществлялось обучение в Тайсюэ, игнорируя каноны, записанные «древними письменами». В ситуации противостояния этих традиций Чжэн Сюань, знакомый с обеими, предпринял попытку их синтеза. Его целью было объединение корпуса конфуцианских текстов, актуальных для разных частей конфуцианской традиции. Комментируя каноны, он привлекал их версии, принятые в обеих традициях (и вообще все доступные ему варианты текстов). Кроме того, он не воздерживался от использования апокрифов, хотя формально и считался сторонником школы «гу вэнь», для которой такая практика была нехарактерна. Стремился использовать одновременно экзегетический подход, свойственный сторонникам «новых письмён», и схолиастику, разработанную в школе «древних письмён».
Комментарий к «Лунь юй» оставался наиболее авторитетным вплоть до эпохи Тан, в начале Сун был утрачен, в настоящее время бо́льшая часть его восстановлена по археологическим находкам и фрагментам, цитированным в других памятниках. Преимущественно игнорируя содержащиеся в нём философские идеи, Чжэн Сюань пишет о Конфуции как о человеке, подверженном слабостям и ошибкам, лишённом ореола святости, каким его окружала традиция «цзинь вэнь».
В комментарии к «Канону перемен» (сохранился частично) соединил календарный подход Цзин Фана с этикой Дун Чжуншу, утверждая, что ритуал подражает циклическим изменениям в природе, тогда как общество остаётся неизменным. Определял понятие «Великий предел» (Тай цзи) как «изначальную пневму» (юань ци, Ци) одним из первых в конфуцианской традиции. В комментарии к «И вэй» (собранию апокрифических текстов, имеющих отношение к «Канону перемен», 1 в. до н. э. – 2 в. н. э.) называл изначальное хаотическое, не воспринимаемое чувствами состояние пневмы Великими переменами (Тай и), сближая их с отсутствием/небытием, а Великий предел – с наличием/бытием, инкорпорируя в натурфилософскую космологию элементы даосизма (ср. «Дао дэ цзин», 40 чжан: «десять тысяч вещей Поднебесной рождаются в наличии; наличие рождается в отсутствии»). Эти космологические разработки повлияли на представителей «учения о сокровенном», в особенности на Хэ Яня. Был сторонником концепции «взаимного отклика Неба и человека»; Небо отождествлял с личным божеством, гневающимся на дурное управление государством и нарушающим в этом случае равновесие природных сил.
С 3 по 9 вв. комментарии Чжэн Сюаня к конфуцианским канонам о ритуале оставались наиболее авторитетными. В 647 г. императорским указом Чжэн Сюаня вместе с двадцатью другими знатоками канонов включили в число конфуцианцев, которым приносили жертвы в храме Конфуция.