Лян Шумин
Лян Шуми́н (梁漱溟, пиньинь Liáng Shùmíng, Лян Хуаньдин, 梁煥鼎, пиньинь Liáng Huàndǐng) (18.10.1893, Пекин – 23.6.1988, там же), китайский философ, представитель нового конфуцианства, политический и общественный деятель. Сын чиновника и литератора Лян Цзюйчуаня (1858–1918). С 1911 по 1912 гг. состоял в союзе Тунмэнхуэй. С 1917 по 1924 гг. по приглашению ректора Цай Юаньпэя (1868–1940) читал в Пекинском университете курсы по истории индийской философии и истории конфуцианства. Книга «Культуры Востока и Запада и их философии» (1921), ставшая базовым для нового конфуцианства текстом, основана на опыте увлечения западной философией жизни, буддизмом и конфуцианством. С 1924 по 1927 гг. занимался преподавательской деятельностью в провинциях Гуандун и Шаньдун, с конца 1920-х гг. вовлечён в аграрное строительство. С 1931 по 1937 гг. руководил экспериментом по организации «новой деревни» в уездах Цзоупин и Хэцзэ (провинция Шаньдун). В 1941–1947 гг. активно участвовал в деятельности Демократической лиги Китая. После образования КНР стал членом Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК). В 1953 г., подвергнув сомнению расстановку приоритетов в социальной политике Коммунистической партии Китая, стал мишенью публичной критики. Во время «культурной революции» подвергся гонениям. В ходе кампании «критики Линь Бяо и Конфуция» (1973–1976) выступил на заседании НПКСК в защиту конфуцианства. Взгляды Лян Шумина наиболее полно изложены в трёх его монографиях: «Культуры Востока и Запада и их философии», «Основы китайской культуры» (1949) и «Сознание и жизнь» (вышла в 1984, закончена в 1975).
Типология культур Лян Шумина сформировалась как синтез буддийской онтологии, неоконфуцианства и философии жизни. Внешний мир и само Я он воспринимал как порождение сознания. В основе мироздания лежит воля – сознание, находящееся в непрерывном движении. Воля имеет две стороны: это «сложившееся Я» и «нынешнее Я». Для стремящегося вперед «нынешнего я» «сложившееся Я», т. е. доступный чувственному познанию материальный мир, предстаёт как препятствие. Три состояния воли – стремящееся вперёд, покоящееся и обращённое назад – соответствуют трём крупнейшим культурам человечества (западной, китайской и индийской).
Исторический процесс Лян Шумин видел как смену преобладания трёх культур с разными доминантами. Формирование этих доминант обусловлено выбранным в данной традиции основным объектом человеческого познания; для Запада – закономерностями «вещей и событий», для Китая – закономерностями «эмоций», для Индии – трансцендентной основой бытия. Каждому из этих объектов соответствует определённая познавательная способность: интеллект, интуиция (позже Лян Шумин отказался от этого понятия, заменив его на «разум») и чистое чувственное восприятие (санскр. пратьякша). В основе вселенной лежит пустота, «таковость», затем располагается сфера длительности образов и субъективной борьбы – сфера жизни; и на периферии – внешний материальный мир.
Во время каждой фазы исторического процесса человечество открывает для себя ценности, которые позволяют ему двигаться далее. Так, западная культура породила науку и демократию, и их усвоение было необходимо для перехода к следующей фазе. Следующий период истории, по Лян Шумину, должен был начаться в 20 в.: западная культура исчерпала себя. Предсказывал наступление длительного периода природной и социальной гармонии, соотнесённого с распространением влияния китайской культуры.
Убеждённый буддист, Лян Шумин вместе с тем был апологетом конфуцианства и считал проповедь буддизма для современного ему Китая преждевременной, поскольку человечество стояло на пороге эпохи Китая, а сущность китайской культуры лучше всего выражало конфуцианство, укоренённое в социальной практике. Называл китайскую культуру «преждевременно созревшей», поскольку она была ориентирована на поддержание согласия в обществе, не пройдя до конца первую фазу, связанную с борьбой с природными силами и овладением ими. Полагал, что в начале второй фазы возрождение конфуцианского ритуала следовало сочетать с усвоением науки и демократии – главных достижений первой фазы. Разделял с неоконфуцианцами эпох империй Сун и Мин веру в преобразование общества снизу. Предполагал, что изменение общества по конфуцианскому образцу и внедрение в жизнь системы ритуалов целесообразно начинать с работы с крестьянством.
Последняя фаза истории человечества, по Лян Шумину, связана с преобладанием индийской культуры, обращённой к постижению основ жизни. Поскольку жизнь в живом существе постоянно идёт к превосхождению материи, исторический процесс должен завершиться уходом человечества в нирвану (этот прогноз повторяет видение будущего Чжан Бинлинем).