Центральное духовное управление мусульман России
Центра́льное духо́вное управле́ние мусульма́н Росси́и (ЦДУМ, Центральное духовное управление мусульман Внутренней России и Сибири, Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири, Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ), централизованная религиозная организация мусульман. Старейшее и одно из крупнейших по количеству общин межрегиональное духовное управление мусульман в современной России. О создании ЦДУМ было объявлено на 2-м Всероссийском съезде мусульманского духовенства в Казани [21 июля – 2 августа (3–15 августа) 1917]. Однако вместо Духовного управления 22 июля 1917 г. было создано Министерство религии (Диния нзараты, тат. Диния нәзараты, буквально – министерство веры) при правительстве Национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири (Милли Идарэ, тат. Милли Идарә, буквально – Национальное управление).
16–25 сентября 1920 г. на первом после установления советской власти Всероссийском съезде мусульманского духовенства было принято решение преобразовать Диния нзараты в Центральное духовное управление мусульман Внутренней России и Сибири (ЦДУМ). На съезде были избраны муфтий (Г. Баруди) и 6 кадиев. Название «Диния нзараты» было сохранено в наименовании высшего звена в структуре ЦДУМ, в которое входили муфтий и кадии (т. е. высший слой мусульманского духовенства). Среднее звено (мухтасибат) включало трёх человек во главе с мухтасибом. На низовом уровне действовал мутаваллиат, состоявший из муллы, муэдзина и секретаря-казначея мечети.
Согласно первому уставу ЦДУМ 1923 г., к его юрисдикции относились духовно-религиозные дела мусульман в РСФСР (в Татарской и Башкирской республиках, Чувашской, Вотской и Калмыцкой автономных областях, а также других губерниях) и Украинской ССР. Туркестан, куда входили территории будущих среднеазиатских союзных республик, в уставе не упоминался. Однако влияние ЦДУМ в Средней Азии проявлялось, в частности, в том, что созданные здесь в 1920-е гг. духовные управления зачастую копировали структуру и модель управления, принятую в Духовном управлении в Уфе.
В 1920-е гг. муфтий Р. Ф. Фахретдинов (Фахретдин) проводил активную политику по объединению мусульманских общин на территории РСФСР, а также в других советских республиках под эгидой ЦДУМ. Однако по мере усиления атеистической политики в СССР и борьбы с любыми проявлениями религии к середине 1930-х гг. Фахретдинов решил ликвидировать ЦДУМ, поскольку Духовное управление не могло больше служить интересам верующих. Из 12 тыс. мечетей в округе ЦДУМ, по данным на 1930 г., было закрыто 10 тыс. Однако это намерение муфтия, поддержанное частью кадиев, не удалось реализовать. После смерти Фахретдинова (11 апреля 1936) на должность муфтия претендовали 2 кандидата – Г. З. Расулёв и Кашшаф Тарджеманов (Кашшаф ад-Дин Тарджемани). Правительство в Москве поддерживало кандидатуру Расулёва. В 1936–1938 гг. было сфабриковано дело о «заговоре руководителей ЦДУМ» и около 30 человек подверглись аресту. Тарджеманова и других мусульманских религиозных деятелей обвинили в намерении закрыть ЦДУМ, чтобы спровоцировать недовольство советской властью среди верующих.
С 1937 по 1948 гг. ЦДУМ как административное учреждение практически не функционировало. Во время Великой Отечественной войны от имени ЦДУМ муфтий Расулёв выступал с обращениями в поддержку Красной Армии. В марте 1943 г. муфтий перечислил собственные (фактически собранные верующими) денежные средства в размере 50 тыс. руб. на строительство танковой колонны.
25–29 октября 1948 г. в Уфе прошёл 4-й Всероссийский съезд мусульманского духовенства – впервые за последние 22 года. На съезде был принят новый устав муфтията. ЦДУМ было переименовано в Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). Из ведения ДУМЕС были исключены следующие функции: ведение метрических книг, открытие новых общин, создание учебных заведений для обучения персонала и др. Сфера компетенции ДУМЕС ограничивалась надзором за деятельностью как официальных, так и неофициальных служителей исламского культа и учётом количества мечетей и молельных домов.
Деятельность ДУМЕС контролировалась и координировалась Советом по делам религиозных культов при Совете народных комиссаров СССР (СДРК), созданном в 1944 г. (с 1946 учреждение именовалось Советом по делам религиозных культов при Совете министров СССР, с 1965 – Советом по делам религий при Совете Министров СССР), а также местными советскими органами власти. В послевоенное время юрисдикция ДУМЕС распространялась на территорию РСФСР, за исключением Северного Кавказа, а также общины на территории Белорусской, Латвийской, Литовской, Молдавской, Украинской и Эстонской ССР.
С 1958 г. партийным руководством СССР была взята линия на сокращение количества зарегистрированных религиозных объединений. Борьба с неформальными, неконтролируемыми или не полностью контролируемыми государством проявлениями религиозной жизни относилась к числу приоритетных задач. В случае с мусульманской религией это касалось как деятельности незарегистрированных религиозных объединений и «бродячих» мулл, так и «народного ислама», в том числе паломничества к «святым местам».
Антирелигиозная кампания Н. С. Хрущёва привела к сокращению числа религиозных общин в Советском Союзе, разрушению или закрытию культовых зданий и т. д. Однако коммунистическая партия не смогла добиться желаемого результата. Напротив, в ряде регионов (в Средней Азии и на Северном Кавказе) увеличилось количество людей, участвовавших в религиозной жизни как поставленных на учёт, так и незарегистрированных групп.
В конце 1950-х – начале 1960-х гг. все духовные управления в СССР издали фетвы или обращения к верующим, в которых подвергались критике «излишества и языческие обряды». В частности, в фетве ДУМЕС от 18 июня 1961 г. осуждались такие явления, как почитание могил святых, громкий такбир (прославление Аллаха при посредстве молитвенной формулы «Аллаху акбар» – «Аллах велик»), совершение коллективной молитвы вне стен официальных мечетей и др. (Гусева. 2003 С. 360).
В эпоху «развитого социализма» (1964–1985) изменилось отношение Совета по делам религий и других регулирующих и контролирующих органов к незарегистрированным религиозным объединениям. Председатель Совета по делам религий В. А. Куроедов 15 декабря 1966 г. в обращении к уполномоченным совета рекомендовал в течение 1967 г. рассмотреть деятельность незарегистрированных религиозных групп и принять решение о целесообразности их регистрации. В 1970-е – начале 1980-х гг. общины в разных регионах СССР не только ставились на учёт, но и получали возможность (в единичных случаях) строить мечети.
Вместе с тем Совет по делам религий требовал от ДУМЕС усилить борьбу с «бродячими» муллами, однако в самом Совете хорошо понимали, что муфтият не заинтересован пресекать деятельность незарегистрированных общин во многом по соображениям материального характера, т. к. они вносили весомый вклад в кассу ДУМЕС.
Большое значение для укрепления международного имиджа ДУМЕС имело празднования 1100-летия ислама в Волго-Уральском регионе. Инициатором этого мероприятия выступил муфтий ДУМЕС Т. Таджуддин. Празднование юбилея позволило привлечь денежные средства от спонсоров из-за рубежа, а муфтий смог повысить собственный авторитет в глазах верующих. Юбилейные торжества ознаменовались строительством и открытием мечетей в Уфе, Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске. Несмотря на локальный характер торжеств, ограничивавшихся территорией Татарской и Башкирской АССР, сам факт их проведения привлёк внимание мусульман не только в самой стране, но и за её пределами. Среди гостей праздничных мероприятий были министры из ряда арабских стран.
В июне 1990 г. состоялся 5-й съезд мусульман Европейской части СССР и Сибири. Муфтий Таджуддин выступил на нём как религиозный лидер, пользующийся авторитетом у значительной части мусульман.
В начале 1991 г. в структуре ДУМЕС произошли изменения. Решение об образовании мухтасибатов было принято в январе 1991 г. на пленуме ДУМЕС. Всего было организовано 25 мухтасибатов, в том числе 5 – в Татарской АССР и 4 – в Башкирской АССР.
Методы управления и личные качества муфтия Таджуддина, а также появившиеся возможности для мусульманских общин в регионах создали предпосылки для отделения от ДУМЕС ряда мухтасибатов и создания на их базе независимых духовных управлений мусульман. 22 августа 1992 г. на съезде в Уфе было учреждено Духовное управление мусульман Республики Башкортостан (ДУМ РБ). 23 августа 1992 г. прошёл съезд мусульманских общин Татарстана в Набережных Челнах, на котором его участники провозгласили создание Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ). Кроме того, лидеры нескольких мухтасибатов Поволжья и Сибири заявили о своей независимости от ДУМЕС.
На 6-м внеочередном съезде мусульман Европейской части СНГ и Сибири в ноябре 1992 г. ДУМЕС был переименован в Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ (официальная аббревиатура – ЦДУМ). Название стало официальным после регистрации устава муфтията Министерством юстиции Российской Федерации 6 марта 1994 г. Во время очередной перерегистрации, в октябре 2000 г., муфтият был преобразован в Центральное духовное управление мусульман России.
В марте 2003 г. Президиум ЦДУМ предложил переименовать эту религиозную организацию в Исламское духовное управление мусульман Святой Руси, а Таджуддина титуловать Великим муфтием Святой Руси. Эта инициатива не была поддержана властями и значительной частью региональных духовных управлений мусульман, входивших в ЦДУМ.
Несмотря на появление новых межрегиональных духовных управлений мусульман в России, ЦДУМ с помощью административного ресурса удалось сохранить контроль над значительной частью мусульманских общин в стране, а муфтию Таджуддину оставаться одним из влиятельных религиозных деятелей. Председатель ЦДУМ Талгат Таджуддин имеет титулы «Верховный муфтий» и шейх уль-ислам.
Муфтий Таджуддин представляет ЦДУМ в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Президиуме межрелигиозного совета России, Президиуме межрелигиозного совета СНГ, попечительском совете Национального военного фонда Российской Федерации и др.
При ЦДУМ функционирует Российский исламский университет (в 1989–1999 медресе имени Ризаитдина Фахретдина, в 1999–2003 Российский исламский институт имени Р. Фахретдина).
Резиденция ЦДУМ располагается в Уфе.
Муфтии: Г. Баруди (1920–1921), Р. Ф. Фахретдинов (1923–1936), Г. З. Расулёв (1936–1950), Ш. Ш. Хиялетдинов (1951–1974), Г. Н. Исаев (1975–1980), Т. Таджуддин (с 1980).