Сыновья Багаутдина Ваисова
Сыновья́ Багаутди́на Ваи́сова [Ваисовы Галяутдин; Гайнанетдин (Гайнан); Гаянетдин (Гаян); Газизян], сыновья Б. Ваисова и члены «Божьего полка староверов-мусульман», участвовали в движении на разных этапах.
Ваи́сов Галяутди́н, Ходжа-Мухаммед Галяутдин Багаутдинович Ваисов аль-Булгари (тат. Ходҗа Мөхәммәд Галәветдин Баһаветдин улы Вәисов әл-Болгари) [1(13).4.1874, Казань – после 1921], религиозный и общественный деятель, член исламской общины г. Екатеринбург.
Родился в г. Казань от брака Б. Ваисова с Биби-Камал Шамсутдиновой, родной (единоутробный) брат Гайнанетдина, сводный брат Гаяна и Газизяна Ваисовых. Отбыл воинскую повинность, женился, в конце XIX в. поселился на Урале. Вплоть до ареста и суда 1910 г. проживал в Челябинске, где владел собственной лавкой и занимался торговлей фруктово-бакалейной продукцией. В 1905–1908 гг. участвовал в деятельности восстановленной общины, занимался распространением религиозной литературы в Челябинске. После осуждения в 1910 г. отбыл двухлетнее заключение в Пермской тюрьме, в 1913 г. переселился в Екатеринбург. Был женат, имел четверых детей. В 1919–1921 гг. был председателем Мусульманского попечительского комитета г. Екатеринбург. Галяутдин поддерживал связь с казанскими представителями общины ваисовцев, являлся членом Военно-революционного совета Волжско-булгарских мусульман. 9 мая 1921 г. арестован особым отделом ВЧК (по доносу) и обвинён в контрреволюционной деятельности и религиозном фанатизме, а также в должностных преступлениях и спекуляции. В июне 1921 г. Галяутдин Ваисов был приговорён к трём годам концентрационных лагерей. Дальнейшая судьба неизвестна.
Ваи́сов Гайнанетди́н, Ходжа-Мухаммед Гайнанетдин Багаутдинович Ваисов аль-Булгари (тат. Ходҗа Мөхәммәд Гайнанетдин Баһаветдин улы Вәисов әл-Болгари; Гайнан, Сардар) [8(20).11.1878 или 9(21).11.1878, Казань – 28.2.1918, там же], религиозный и общественный деятель, лидер ваисовского движения и руководитель общины в 1905–1918 гг. (под именем Сардар), издатель ряда сочинений религиозно-нравственного и политического характера.
Родился в г. Казань, в Ново-Татарской слободе, однако из-за конфликта Б. Ваисова с приходским имамом первоначально был записан в метрические книги села Молвино Свияжского уезда Казанской губернии (ныне Зеленодольский район, Республика Татарстан). В 15-летнем возрасте потерял отца, а также пережил разгром казанской общины ваисовцев и высылку многих активных её членов из Казани. В молодости занимался мелкой торговой деятельностью (торговля галантерейными товарами вразнос), в 1894 и 1895 гг. за мелкую кражу денег был осуждён на 4 и 3 месяца заключения соответственно. В 1896 г. был арестован в третий раз и после непродолжительного пребывания в тюрьме выслан в г. Оренбург. Впоследствии в прошениях, а также в апокрифической литературе эти аресты были увязаны с преследованием членов общины за религиозную деятельность. В самом конце 1890-х гг. поселился в Туркестане (Закаспийский край), где занимался торговой деятельностью. В декабре 1902 г. был вновь арестован и обвинён в «сопротивлении полиции», после чего провёл более года в ашхабадских арестантских ротах [освобождён 12(25).2.1904]. Весной 1904 г. вернулся в Казань, где, вероятно, состоялась встреча с братьями, составлен новый устав с 20 правилами функционирования общины и правилами поведения её членов («Устав спасительного отряда верующих дервишей»).
Члены уцелевшей казанской общины признали его своим руководителем и наместником духовного отца Б. Ваисова, наделив титулом «сардар» (полководец), которое после его гибели стало использоваться как имя собственное. Признанию Гайнанетдина как лидера общины способствовало, во-первых, его генетическое родство как сына с основателем и «духовным отцом» общины, а во-вторых, известие о существовании некоего «духовного завещания отца [Б. Ваисова], которым тот поручал ему продолжать распространение основанной им секты» (цит. по: Усманова. 2009. С. 91). При этом некоторые старшие члены общины полагали, ссылаясь на слова самого основателя, что преемник должен называться «Начальник Божьего полка», поскольку в слове «начальник» есть особая святость, оно стоит выше, чем «сардар», т. к. обозначает особую богоизбранность его носителя: «Начальник Божьего Полка один на 18.000 миров и старше ангелов, сначала Бог, а за ним Начальник Божьего Полка, т. е. Государь, поставленный Богом и пророком, сардаров же есть тысяча тысяч» (Ш. Сайфутдинов и пр., цит. по: Усманова. 2009. С. 114). Во время следствия 1910 г. вопрос о соответствии Гайнанетдина лидерским позициям вновь оспаривался: «Гинанутдин сын Багаутдина является в настоящее время представителем Ваисовского Божьего полка староверческого мусульманского общества, но я, хотя и уважаю его, как сына Багаутдина, однако я могу признавать его власть лишь в том случае, если проповедь, деятельность и жизнь его вполне согласно с указаниями Б. Ваисова, а если не согласно, то и я признавать его не буду и останусь безусловным последователем отца его» (Ш. Сайфутдинов и пр.) (цит. по: Усманова. 2009. С. 114). Некоторые из последователей Б. Ваисова заявляли, что вопрос о руководителе общины должен был быть решён на особом съезде членов общины в 1910 г.
Объявив себя весной 1905 г. лидером и преемником «духовного отца», Гайнанетдин Ваисов предпринимает ряд усилий для возрождения общины именно в качестве её руководителя: в Ново-Татарской слободе для молитвенного дома и канцелярии был арендован дом, над которым был поднят собственный флаг, а над входом вывешена специальная вывеска на татарском и русском языках, указывавшая расположение здесь духовного центра ваисовской общины. Тогда же в ряде казанских типографий были отпечатаны специальные бланки и паспортные книжки, изготовлены различные печати, включая новую персональную печать давно почившего основателя секты, визитные карточки, а также образцы «метрических книг» для записи членов общины. С марта 1906 г. и до весны 1909 г. была налажена корреспонденция со сторонниками за пределами Казани, началась «вербовка» новых членов и сбор средств для функционирования общины. С этой целью в отдельные населённые пункты Поволжья и Туркестана посылались специальные «агенты». Такие поездки осуществлял и сам руководитель общины, который отсутствовал в Казани в ноябре 1905 г. (был Закаспийском крае) и почти всю осень 1907 г. (с августа находился на Нижегородской ярмарке, а затем в Бухаре, Мерве и др.). В марте 1908 г. руководитель общины предпринял поездку в столицу в надежде получить аудиенцию Императора или главы МВД, а в феврале 1909 г. – в Москву и Ясную Поляну, где прожил несколько дней и общался с Л. Н. Толстым. Позднее он состоял в недолгой переписке с самим писателем и его секретарём И. Ф. Наживиным, прося у них денег для покупки земли и основания в Свияжском уезде Казанской губернии булгарской общины. В эти же годы Гайнанетдин Ваисов составляет ряд прошений и ходатайств на Высочайшее имя и в Комитет министров, в которых объясняет основные положения своей доктрины, а также просит отменить все прежние репрессивные действия и вернуть «конфискованное наследие отца».
В 1907 г. им была переиздана часть рукописного наследия отца: в марте – апреле 1907 г. в Казани тиражом 5000 экз. издаются 1-я и 2-я части сочинения «Джавахири хикмати дарвишан» («Драгоценности изречений дервишей»). Первая часть открывается силсилой Б. Ваисова, а также стихотворными строками дервиша, написанными в заключении в психиатрической клинике (январь 1886) и излагавшими его эсхатологические воззрения. Во вторую часть, кроме пятничной молитвы с переводом и комментариями, также были помещены стихотворения дервиша 1880-х гг. Третья часть брошюры была отпечатана, однако запрещена цензурой и вскоре изъята по требованию суда. В неё были включены стихотворения из рукописного наследия Багаутдина, не вошедшие в первые две части, а также татарские переводы прошений самого Гайнанетдина на Высочайшее имя. Наконец, четвёртый выпуск остался в черновом варианте.
Мировоззрение нового лидера общины не носило уже преимущественно религиозно-эсхатологического характера, а было больше ориентировано на социальные проблемы и общественную деятельность, а также довольно сильно политизировано. В отличие от текстов и высказываний отца, в заявлениях и обращениях Гайнанетдина Ваисова начала 20 в. уже нет опасений христианизации (что наблюдалось в текстах и действиях ваисовцев 1880–1890-х гг.). Г. Ваисов не позволяет себе откровенных нападок на муфтия и реже критикует официальное мусульманское духовенство. Тем не менее он настаивает на создании альтернативных Оренбургскому магометанскому духовному собранию религиозных структур, обладающих автономностью и всеми функциями, присущими духовному управлению. В то же время Гайнанетдин Ваисов практически не позволяет самодеятельности в плане идеологического обоснования движения, издавая интеллектуальное наследие своего отца – основателя и духовного отца «секты».
Новым явлением начала 20 в. можно считать тот факт, что руководство «секты» подумывало о легализации своей общины посредством составления и утверждения «Устава», а также планировало издавать собственный печатный орган и намеревалось провести в 1910 г. «учредительный» съезд. Все эти планы не были реализованы, поскольку уже в марте 1908 г. начались предварительные расследования, инициированные запросом из Главного управления по делам печати в связи с цензурным арестом 3-й части брошюры «Джавахири хикмати дарвишан». В итоге долгое расследование завершилось обвинением 14 наиболее активных членов общины во главе с Гайнанетдином Ваисовым в создании и принадлежности к преступному сообществу, «поставившему себе целью неподчинение распоряжениям правительства» (цит. по: Усманова. 2009. С. 139). Судебный процесс 23 октября (5 ноября) 1910 г. завершился осуждением 11 из 14 обвиняемых на разные сроки заключения – от двух до четырех лет (Г. Ваисов). После освобождения из тюрьмы в июне 1913 г. Гайнанетдин Ваисов поселился с семьёй в Томске, а затем в Зайсане под надзором полиции. В июне 1914 г. он подал на имя МВД ходатайство о выдаче заграничного паспорта, однако получил отказ.
Весной 1917 г., после политической амнистии Временного правительства, Г. Ваисов вернулся из Семиречья (Восточный Казахстан) в Казань, где вновь была восстановлена община, а также учреждены канцелярия и «духовный центр». Несмотря на промонархический характер движения, ваисовцы приветствовали революцию и Временное правительство. В то же время они были вынуждены пересмотреть некоторые свои программные установки и положения. Под руководством Г. Ваисова провели в апреле собрание (съезд) своих сторонников, издали краткую историю движения и обновлённую программу («Каһарман милләте мөҗаһид әл-ислам вәисиләр тарихы һәм әҗмалы программасы»), а также вновь задумали издание журнала как печатного органа движения. В мае 1917 г., в период работы 1-го Всероссийского мусульманского съезда (Москва), Гайнанетдин Ваисов попытался выступить с изложением своих тезисов, однако организаторы лишили его такой возможности. С этого времени усиливается противостояние сторонников Гайнанетдина Ваисова и лидеров татарского национального движения, которые были обвинены в буржуазности. Летом – осенью 1917 г. Гайнанетдин Ваисов и его сторонники сближаются с казанскими социал-демократами, принимают и приветствуют Октябрьскую революцию.
Гайнанетдин Ваисов погиб 28 февраля 1918 г., во время беспорядков, связанных с разгромом т. н. Забулачной республики. Сомнительные обстоятельства гибели лидера ваисовской общины (вероятнее всего, от случайной пули) давали повод его сторонникам утверждать о преднамеренном убийстве своего лидера сторонниками татарского национализма. Руководство большевистского Казанского совета рабочих и солдатских депутатов приурочило похороны погибшего Гайнанетдина Ваисова к дате водружения на башню Сююмбике полумесяца (8 марта 1918), что являлось одним из основных требований татарского мусульманского населения Казани после Февральской революции.
Гайнанетдин Ваисов был женат трижды: браки с Биби-Гайшой Гатауллиной (брак был бездетным) и Биби-Хатымой Гайнуллиной (двое детей: сын и дочь) завершились разводом. От брака с Биби-Сайран Гайнутдиновой (? – 1959, Казань) у него было семеро детей. Младший сын Мидхат Сардарович Ваисов, помимо занятий научной деятельностью, занимался изучением истории движения и рода, а также прилагал большие усилия по «реабилитации» доброго имени своего отца.
Ваи́сов Гая́н, Ходжа-Мухаммед Гаян Багаутдинович Ваисов аль-Булгари (тат. Ходҗа Мөхәммәд Гаянетдин Баһаветдин улы Вәисов әл-Болгари) [17.2(1.3).1882, село Беденьга, Симбирская губерния, ныне село Татарская Беденьга, Тетюшский район, Республика Татарстан – после 1940], религиозный деятель, руководитель «староверческой общины» села Беденьга, после 1916 г. – в эмиграции, в 1920–1930-х гг. активный член татарской исламской общины г. Вильно.
Гаян родился от брака Б. Ваисова с Гайни-Джамал Ваисовой-Халитовой, родной (единоутробный) брат Газизяна, сводный брат Галяутдина и Гайнанетдина. По материнской линии являлся внуком имама села Беденьга Абдуллатыфа Халитова (1809/1810–1891), единомышленника и соратника Б. Ваисова. Молитвенный дом общины располагался в доме Гаяна Ваисова, который являлся неофициальным «имамом» в локальной «староверческой» общине ваисовцев, вёл собственные метрические книги и именовал себя одним из 12 «поверенных сардара». В 1910 г. был арестован в числе группы ваисовцев, осуждён и отбывал двухлетний срок заключения в Вятской тюрьме. Из тюрьмы был досрочно освобождён 23 апреля 1912 г., после чего вернулся в родную деревню и к обязанностям «имама» и главы ваисовской общины. В 1916–1918 гг. переехал в г. Вильно, где женился вторично и стал заниматься предпринимательской деятельностью (кондитерский бизнес). К началу 1930-х гг. Гаян Ваисов считался одним из самых состоятельных и влиятельных представителей татарской общины г. Вильно. В 1921–1922 гг. поддерживал связи с близкими, оставшимися в России. С середины 1920-х гг. и вплоть до начала войны Гаян Ваисов принимал активное участие в органах самоуправления мусульманской общины (гмины) Вильнюса и занимался благотворительной деятельностью. После вступления советских войск в Вильнюс Гаян вместе с сыном Асафом (1908–1940?) были арестованы, а всё их имущество национализировано. Судьба после ареста неизвестна.
Ваи́сов Газизя́н, Ходжа-Мухаммед Газизян Багаутдинович Ваисов аль-Булгари (тат. Ходҗа Мөхәммәд Газизҗан Баһаветдин улы Вәисов әл-Болгари; Сардар) (1884/1887, село Беденьга, Симбирская губерния, ныне село Татарская Беденьга, Тетюшский район, Республика Татарстан – 1963), религиозный деятель, руководитель ваисовского движения в 1918–1923 гг. (под именем Сардар Ваисов).
Газизян был младшим из сыновей Б. Ваисова. Родился в селе Беденьга. В молодости некоторое время учился в казанском медресе «Мухаммадия», а также проживал у старшего брата в Средней Азии. В 1910–1913 гг., во время ареста и заключения Гаяна, исполнял обязанности неофициального имама староверческой общины в родной деревне. В июле 1918 г., после гибели старшего брата Гайнанетдина, вернулся в Казань из Туркестана и стал его преемником. Взяв титул «сардара», в 1918–1923 гг. выступал руководителем организации. Под его руководством в январе 1919 г. был проведён съезд, на котором «Божий полк староверов-мусульман» был трансформирован во «Всероссийский совет волжско-болгарских мусульман и автономное духовное Верховное управление ваисовских божьих воинов», чуть позднее названный «Партия ваисовцев, революционеров-коммунистов». В период Гражданской войны Газизян выступил с инициативой создания в составе Красной Армии особых отрядов «божьих воинов» и попытался получить одобрение своей инициативы у командующего Туркестанского фронта М. В. Фрунзе. Однако Наркомнац выступил против создания вооружённых отрядов по религиозному принципу. В декабре – январе 1920 г. в казанской канцелярии ваисовцев была проведена ревизия, по итогам которой организация была признана вредной, а данное разрешение на создание военных формирований отменено.
В 1920–1930-х гг. Газизян проживал преимущественно или в родной деревне, или же в г. Ташкент и других населённых пунктах Средней Азии. Первый раз был арестован в 1923 г. Вторично был арестован 7 сентября 1940 г. и обвинён по ст. 58 пункты 2 и 11 («участник националистической организации»). 1 июля 1941 г. приговорён Особым совещанием НКВД СССР к 8 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Незадолго до смерти (1963) Газизян Ваисов написал воспоминания о своих путешествиях («Саяхатнаме»), в которых описал свою жизнь, полную испытаний и преследований.