Нижегородская ярмарочная мечеть
Нижегоро́дская я́рмарочная мече́ть (1827–1920), мусульманский центр во время сезонной работы Нижегородской ярмарки в 19 – начале 20 вв.
С началом работы Нижегородской ярмарки в 1817 г. возникла потребность в строительстве мечети, т. к. торговать приезжали купцы из разных стран, в том числе и из мусульманских. Инициатива исходила в большей мере от иностранных и иногородних купцов, но и нижегородские татары-мусульмане проявляли определённый интерес. В первый же торговый сезон 1817 г. на Нижегородской ярмарке торговцы-мусульмане построили деревянную мечеть. В 1818 г. были заложены фундаменты православного собора. В 1820 г. оренбургский муфтий Мухаметзян Хусаинов обращался к нижегородскому губернатору А. С. Крюкову с вопросом о деятельности мечети на территории ярмарки. В 1822 г. открытием Гостиного двора и Спасского собора завершился первый этап строительных работ на Нижегородской ярмарке. Ш. Марджани сообщал о возведении ярмарочной мечети в том же году. Но, видимо, он имел в виду деревянную мечеть или начало строительства каменной. Каменная мечеть была возведена по проекту архитектора А. Л. Леера в 1827 г.
В архитектурном ландшафте ярмарочного комплекса армяно-григорианская церковь (построенная также в 1827 г.) и мечеть находились на одинаковом расстоянии от впечатляющего своими размерами помпезного Спасского собора, расположенного на центральной оси плана ярмарочной территории, которая, в свою очередь, выходила к мосту через реку Ока, соединяющему Нижний Новгород с торговым комплексом. Месторасположение и архитектурное оформление этих культовых зданий несло двойную нагрузку. Во-первых, своим схожим обликом и небольшими размерами храмы подчёркивали центральное месторасположение православного собора на ярмарке и величие государственной религии в империи. Во-вторых, видные издалека, они вносили логическую стройность, симметричность и придавали цельность торговому комплексу. Мечеть выступала своеобразным ориентиром расположения в ярмарочном комплексе татарских и среднеазиатских торговых рядов.
Необходимость направления михраба в сторону Мекки (кибла), чем определялось расположение мечети в пространстве, могла нарушить симметричность архитектурного ансамбля «всероссийского торжища». Леер вышел из сложной ситуации, отказавшись от прямоугольного зала молитвы с выступающим михрабом в пользу здания круглой формы. Французский путешественник Ж. Лекуэн де Лаво так описывал здание мечети: «Вместо купола и четырёх минаретов, расположенных по углам здания, он просто выстроил над ним некоторого рода колокольню, окружённую галереей и оканчивающуюся шпилем, на котором возвышается полумесяц» (Богородицкая. 2000. С. 51). В проектировании мечети Леер старался учесть мировой архитектурный опыт мусульманских стран, поэтому исследователи отмечают сходство ярмарочной мечети с планировкой круглой мечети с низкой крышей, завершающейся большим куполом Куббат ас-Сахра. На основе этого проекта архитектор А. И. Мельников разработал чертёж восьмиугольного в своей основе деревянного богослужебного здания без стройного высокого минарета, и этот чертёж по указу Николая I от 31 мая (12 июня) 1829 г. стал обязательным проектом для российской уммы. Таким образом, здание Нижегородской ярмарочной мечети вошло в историю как «образец 1829 года», на основе которого строились многие мечети в России в 19 в.
Здание Нижегородской ярмарочной мечети начало ветшать в 1911 г., но его не ремонтировали. В 1920 г. официально было решено его ликвидировать. На протяжении всего 19 в. и в начале 20 в. (до открытия в 1915 Нижегородской соборной мечети) центром духовной жизни мусульман Нижнего Новгорода являлась именно Нижегородская ярмарочная мечеть, формально находившаяся за городской чертой, но фактически объединявшая мусульман Нижегородской губернии и приезжавших со всей России, а также из-за рубежа мусульман – купцов и общественных деятелей.