Всероссийский мусульманский народный союз «Сират аль-Мустаким»
Всеросси́йский мусульма́нский наро́дный сою́з «Сира́т аль-Мустаки́м» («Прямой путь»), политическая организация консервативного толка, созданная группой мусульманских деятелей в 1913–1914 гг.
На начальном этапе инициаторами образования выступили столичный купец Ф. А. Байрашев, ахун Санкт-Петербурга М.-С. Г. Баязитов, ахун первой соборной мечети г. Троицк Ахмад Хаджи Рахманкулов и купец Хабибулла Хасянович Ялышев, подавшие в ноябре 1913 г. в Департамент духовных дел иностранных исповеданий (ДДДИИ) МВД прошение о создании и проект устава. В основу устава легли аналогичные документы черносотенных организаций Союз Михаила Архангела и Союз русского народа. В процессе согласования документа с сотрудниками ДДДИИ, растянувшегося на пару месяцев на рубеже 1913–1914 гг., его текст не претерпел принципиальных изменений. Итоговое прошение и окончательный вариант устава были подписаны Ф. Байрашевым и М.-С. Г. Баязитовым. По ряду свидетельств, текст устава был составлен при участии профессора Училища правоведения и члена «Русского собрания» Б. В. Никольского. В январе 1914 г. с чиновниками ДДДИИ согласовывался текст устава, согласно которому партия ставила своей целью «объединение всех русских мусульман для изучения мусульманства в его прошлом и настоящем, просвещения и всестороннего поднятия благосостояния единоверцев на почве строгой законности, верности Монарху, единства и целостности России» (Российский государственный исторический архив. Ф. 821. Оп. 150. Д. 419. Л. 1–10об). Верность монарху понималась как верноподданничество, подкреплённое ссылками на Коран. Деятельность организации предполагалось распространить на всю территорию Российской империи, за исключением губерний и областей Великого княжества Финляндского, Кавказского наместничества, Туркестанского генерал-губернаторства, Привислинских губерний (кроме г. Варшава), а также областей Амурской, Камчатской, Приморской, Сахалинской и Якутской. По замыслу учредителей, появление «Сират аль-Мустаким» должно было сплотить консервативную часть мусульман с целью противодействия реформаторскому течению в мусульманской умме.
В организационном отношении всеми делами должен был ведать Главный совет из 12 членов. Для работы в отдельных направлениях Общее собрание планировало выбирать исполнительные комиссии. В практической деятельности «Сират аль-Мустаким» ставил широкий круг задач. В религиозной сфере предполагалась организация хаджа, содействие в сооружении мечетей; в сфере образования и просвещения – открытие общеобразовательных и профессиональных низших и средних учебных заведений, руководство национальными мектебе и медресе, организация библиотек, издательство книг. Предполагалось оказывать разнообразную благотворительную помощь, в том числе и медицинскую, нуждающимся мусульманам. Создаваемый союз имел не столько политическую, сколько культурно-просветительскую и благотворительную ориентацию под вывеской мусульманской консервативной партии.
Процесс легализации организации не был завершён в силу ряда причин. Важную роль сыграло отрицательное отношение к данной инициативе большинства губернаторов из регионов с мусульманским населением. В то же время главным сторонником проекта выступил Департамент полиции МВД. Вопрос о создании «Сират аль-Мустаким» был поднят на одном из заседаний Особого межведомственного совещания по мусульманским делам [16(29) мая 1914]. Его участники усмотрели в учреждении подобного союза опасность объединения мусульман и возможность проникновения в будущем в его ряды «неблагонадёжных элементов». Легализация мусульманской политической организации создавала бы нежелательный прецедент, дающий и другим инородцам основания «домогаться разрешения открытия» таких же объединений. Исходя из этих соображений участники совещания единогласно признали «нежелательным, с точки зрения интересов русской государственности, утверждение проекта устава союза "Сыратуль-Мустакым" в настоящей его редакции, как организации, объединяющей мусульман без различия национальности на пространстве почти всей империи». Попытка легализации новой мусульманской партии не осталась без внимания и со стороны русскоязычной прессы: авторы статей в правомонархической газете «Русское знамя» выражали обеспокоенность созданием нового мусульманского центра.
Практически единым фронтом против организации, создаваемой консервативными мусульманами, выступила и либеральная татарская общественность, использовавшая для выражения своего негативного мнения и протеста такой ресурс, как мусульманская пресса. Многочисленные критические статьи поместили такие ведущие татарские издания, как «Иль» («Страна»), «Баянельхак» («Глашатай истины»), «Вакыт» («Время»), «Юлдуз» («Звезда»), в которых звучал призыв к мусульманам не поддерживать создателей этой черносотенной организации. Единственным защитником выступил лишь кадимистский журнал «Дин вә мәгыйшәт» («Религия и жизнь»).
Попытка легализации этой организации в 1914 г. завершилась неудачей, а после утверждения М.-С. Г. Баязитова в должности муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания (июль 1915) эта идея потеряла свою актуальность. Фактически центр объединения консервативной части мусульманского населения переместился в уфимский муфтият под руководством М.-С. Г. Баязитова.