Танзания. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Танза́нии. Средневековые порты Килва-Кисивани и Сонго-Манара (сохранились в руинах), а также Каменный город (исторический центр г. Занзибар) застроены в русле традиционного арабского зодчества (все включены в список Всемирного наследия).
В колониальный период на территории современной Танзании возводились здания в русле современной западной архитектуры (католическая церковь Сен-Жозеф в романо-византийском стиле, 1898), порой – с элементами местного зодчества (англиканский собор Крайстчерч, 1873–1880, архитектор Ч. Ф. Хейвард при участии епископа Э. Стира; оба – в Занзибаре).
Во 2-й половине 20 в. в русле модернизма работали архитекторы А. Б. Альмейда (Центральная библиотека, 1965–1967, и др.) и Х. Л. Шах (церковь Святого Петра, 1958–1962; обе – в Дар-эс-Саламе, и др.). В 21 в. возводятся сооружения под влиянием постмодернизма (новое здание Парламента в столице Танзании г. Додома, 2006, архитектурное бюро K&M Archplans) и неомодернизма (административное здание Umoja House в Дар-эс-Саламе, 2002, архитектурное бюро BDP), социальные сооружения, где учтены особенности климата и местные строительные традиции (детский приют для благотворительной организации Econef у подожия горы Килиманджаро, 2018, архитектурные бюро Asante Architecture & Design и Lönnqvist & Vanamo Architects).
Во 2-й половине 20 в. вокруг живописца Э. С. Тингатинги («Пятнистая гиена», частное собрание; «Пасущийся слон», до 1971, частное собрание) сформировалось направление «живопись Тингатинга», существующее и в 21 в. (яркие локальные цвета, орнаментальный характер композиций, анималистические, жанровые и пейзажные сюжеты). Значительное влияние с 1980-х гг. имеет объединение графиков и художников комиксов Кинондони (KYA; по району Дар-эс-Салама), также ведущее образовательную деятельность. К видным мастерам последней трети 20 – начала 21 вв. принадлежат живописцы Ф. Ш. Абдулла, Ф. К. Мзанги, С. Дж. Нтиро, Х. Раза Мохамед (Мзи Раза), скульптор Г. Лиланга.
С последней трети 20 в. возрождаются ремёсла: резьба по дереву, изготовление кожаных изделий и текстиля, плетение корзин.