Кано Мотонобу
Ка́но́ Мотоно́бу (狩野元信; прозвания: Оиносукэ, 大炊助; Сиродзиро, 四郎次郎; Эйсэн, 永仙; Гёкусэн, 玉川) (28.8.1477, Киото – 5.11.1559, там же), японский художник периода Муромати, придворный живописец (гоё-эси) сёгуната Асикага и императорского двора. Глава школы Кано, стоявший у истоков её формирования.
Старший сын Кано Масанобу – родоначальника династии живописцев Кано. Кано Мотонобу унаследовал от отца статус придворного художника сёгунов, а также мастерство работы с тушью и стилистическую ориентацию на китайскую пейзажную живопись эпохи Сун. Ему были доступны личные коллекции сёгунов Асикага: он исследовал подлинные свитки сунских художников Ма Юаня, Ся Гуя, мастеров чаньской живописи Му Ци и Юй-цзяня Жофэня, изучал их манеру.
Кано Мотонобу отличался творческой универсальностью. Он работал в разных стилях и комбинировал разнообразные художественные приёмы, что обеспечило ему успех среди широкого круга заказчиков. Он традиционно считается создателем эталонного стиля школы Кано – результата синтеза двух художественных традиций: китайской (канга) и японской (ямато-э). Заключив брачный альянс с конкурирующей школой Тоса, которая служила императорскому дому и работала в стиле ямато-э (он стал зятем её главы – Тосы Мицунобу), Кано Мотонобу стал получать заказы при дворе императора, а также овладел секретами работы с позолотой и яркими пигментами. Эти знания не только позволили художнику создавать свитки эмаки-моно в духе ямато-э, но и стали основой для разработки декоративных приёмов, изменивших характер классической живописи тушью. Одной из главных новаций Кано стал переход от формата камерного свитка, предназначенного для индивидуального созерцания, к монументальному искусству росписи стен (сёхэки-га) и ширм (бёбу) в интерьерах сёгунских резиденций. При этом художник трансформировал принцип работы с пространством: лишив изображение иллюзорной глубины, он подчеркнул материальность живописной плоскости. Кроме того, он усилил декоративность своих произведений с помощью локальной подцветки и ритмической организации композиции.
Для творчества Кано Мотонобу характерно разнообразие жанров. Среди приписываемых ему работ много классических китайских пейзажей (шаньшуй, «горы-воды»). В некоторые из них включены дополнительные мотивы, которые вносят элемент повествовательности или создают символические связи, например элементы жанра «цветы и птицы», буддийские и конфуцианские сюжеты. Так, в росписях стен (по сути – раздвижных панелей-фусума) «Патриархи дзен-буддизма» в храме Дайсэнъин монастыря Дайтокудзи в Киото (около 1513, ныне в Национальном музее, Токио) идиллический ландшафт, исполненный тушью в дзен-буддийской традиции, дополнен сценами из коанов и притч. Другой пример – роспись фусума «Цветы и птицы четырёх времён года» для того же храма, где в монохромном пейзаже скрупулёзно написаны яркими красками птицы в духе китайской академической живописи (около 1513, ныне в Национальном музее, Киото). Помимо этого, кисти Кано приписываются работы на распространённые китайские сюжеты, например: «Царица-мать Запада Си-ван-му и Дунфан Шо» (фусума из храма Дайсэнъин монастыря Дайтокудзи; около 1513, Национальный музей, Токио; см. Си-ван-му), «Земледелие четырёх времён года» (пара ширм; 16 в., собрание Дж. К. Вебера), «Западное озеро» (пара ширм; 16 в., Музей искусств Идэмицу, Токио; имеется в виду озеро Сиху в г. Ханчжоу).
Будучи главой школы Кано, Кано Мотонобу сумел существенно расширить круг её покровителей. Художники Кано создавали монументальные интерьерные росписи не только для сёгунов, но и для императорского двора, крупных буддийских монастырей, влиятельных даймё. Рост числа заказов потребовал реорганизации семейной мастерской. Помимо самого Кано Мотонобу, в неё входили его сыновья – Кано Сёэй (1519–1592), Кано Юсэцу (1514–1562) и Кано Дзёсин, а также младший брат Кано Мотонобу – Кано Юкинобу (около 1513–1575).
Глава школы заключал договоры и контролировал основные этапы работы над произведениями: определял композицию, лично писал ключевые детали. Остальные мастера помогали ему, а подмастерья выполняли технические задачи, одновременно обучаясь. Подобная организация позволила ускорить выполнение крупных заказов, а также обеспечить стилистическую преемственность внутри школы Кано, что стало залогом её устойчивости и процветания до периода Мэйдзи.
Творчество Кано Мотонобу сформировало канон, на который ориентировались последующие поколения художников школы. Главным учеником и преемником Кано Мотонобу стал его внук – Кано Эйтоку. Он продолжил синтез китайской и японской живописи в масштабных интерьерных композициях, которые стали одной из ключевых форм изобразительного искусства в эпоху Адзути-Момояма.