Кано Мотонобу
Ка́но́ Мотоно́бу (狩野元信; прозвания: Оиносукэ, 大炊助; Сиродзиро, 四郎次郎; Эйсэн, 永仙; Гёкусэн, 玉川) (28.8.1477, Киото – 5.11.1559, там же), японский художник периода Муромати, придворный живописец (гоё-эси) сёгуната Асикага и императорского двора. Глава школы Кано, стоявший у истоков её формирования.
Старший сын Кано Масанобу – родоначальника династии живописцев Кано. Кано Мотонобу унаследовал от отца статус придворного художника сёгунов, а также мастерство работы с тушью и стилистическую ориентацию на китайскую пейзажную живопись эпохи Сун. Ему были доступны личные коллекции сёгунов Асикага: он исследовал подлинные свитки сунских художников Ма Юаня, Ся Гуя, мастеров чаньской живописи Му Ци и Юй-цзяня Жофэня, изучал их манеру.
Кано Мотонобу отличался творческой универсальностью. Он работал в разных стилях и комбинировал разнообразные художественные приёмы, что обеспечило ему успех среди широкого круга заказчиков. Он традиционно считается создателем эталонного стиля школы Кано – результата синтеза двух художественных традиций: китайской (канга) и японской (ямато-э). Заключив брачный альянс с конкурирующей школой Тоса, которая служила императорскому дому и работала в стиле ямато-э (он стал зятем её главы – Тосы Мицунобу), Кано Мотонобу стал получать заказы при дворе императора, а также овладел секретами работы с позолотой и яркими пигментами. Эти знания не только позволили художнику создавать свитки эмаки-моно в духе ямато-э, но и стали основой для разработки декоративных приёмов, изменивших характер классической живописи тушью. Одной из главных новаций Кано стал переход от формата камерного свитка, предназначенного для индивидуального созерцания, к монументальному искусству росписи стен (сёхэки-га) и ширм (бёбу) в интерьерах сёгунских резиденций. При этом художник трансформировал принцип работы с пространством: лишив изображение иллюзорной глубины, он подчеркнул материальность живописной плоскости. Кроме того, он усилил декоративность своих произведений с помощью локальной подцветки и ритмической организации композиции.
Кано Мотонобу. Патриархи дзен-буддизма. Ок. 1513. Росписи фусума в храме Дайсэнъин монастыря Дайтокудзи в Киото. Ныне в Национальном музее, Токио.Для творчества Кано Мотонобу характерно разнообразие жанров. Среди приписываемых ему работ много классических китайских пейзажей (шаньшуй, «горы-воды»). В некоторые из них включены дополнительные мотивы, которые вносят элемент повествовательности или создают символические связи, например элементы жанра «цветы и птицы», буддийские и конфуцианские сюжеты. Так, в росписях стен (по сути – раздвижных панелей-фусума) «Патриархи дзен-буддизма» в храме Дайсэнъин монастыря Дайтокудзи в Киото (около 1513, ныне в Национальном музее, Токио) идиллический ландшафт, исполненный тушью в дзен-буддийской традиции, дополнен сценами из коанов и притч. Другой пример – роспись фусума «Цветы и птицы четырёх времён года» для того же храма, где в монохромном пейзаже скрупулёзно написаны яркими красками птицы в духе китайской академической живописи (около 1513, ныне в Национальном музее, Киото). Помимо этого, кисти Кано приписываются работы на распространённые китайские сюжеты, например: «Царица-мать Запада Си-ван-му и Дунфан Шо» (фусума из храма Дайсэнъин монастыря Дайтокудзи; около 1513, Национальный музей, Токио; см. Си-ван-му), «Земледелие четырёх времён года» (пара ширм; 16 в., собрание Дж. К. Вебера), «Западное озеро» (пара ширм; 16 в., Музей искусств Идэмицу, Токио; имеется в виду озеро Сиху в г. Ханчжоу).
Кано Мотонобу. Западное озеро. Правая ширма. 16 в. Музей искусств Идэмицу, Токио.Будучи главой школы Кано, Кано Мотонобу сумел существенно расширить круг её покровителей. Художники Кано создавали монументальные интерьерные росписи не только для сёгунов, но и для императорского двора, крупных буддийских монастырей, влиятельных даймё. Рост числа заказов потребовал реорганизации семейной мастерской. Помимо самого Кано Мотонобу, в неё входили его сыновья – Кано Сёэй (1519–1592), Кано Юсэцу (1514–1562) и Кано Дзёсин, а также младший брат Кано Мотонобу – Кано Юкинобу (около 1513–1575).
Глава школы заключал договоры и контролировал основные этапы работы над произведениями: определял композицию, лично писал ключевые детали. Остальные мастера помогали ему, а подмастерья выполняли технические задачи, одновременно обучаясь. Подобная организация позволила ускорить выполнение крупных заказов, а также обеспечить стилистическую преемственность внутри школы Кано, что стало залогом её устойчивости и процветания до периода Мэйдзи.
Творчество Кано Мотонобу сформировало канон, на который ориентировались последующие поколения художников школы. Главным учеником и преемником Кано Мотонобу стал его внук – Кано Эйтоку. Он продолжил синтез китайской и японской живописи в масштабных интерьерных композициях, которые стали одной из ключевых форм изобразительного искусства в эпоху Адзути-Момояма.