Кано Масанобу
Ка́но́ Масано́бу (狩野正信; прозвания: Кано Хакусин, 狩野伯信; Оиносукэ, 大炊助; Сиродзиро, 四郎次郎; Сёгэн, 性玄; Юсэй, 祐勢) (1434, деревня Кано, провинция Идзу, ныне префектура Сидзуока; по другим данным, север региона Канто – 2.8.1530, Киото), японский художник периода Муромати, придворный живописец (гоё-эси) сёгуната Асикага (с 1481), родоначальник династии мастеров школы Кано.
О жизни Кано Масанобу сохранилось мало сведений. Считается, что он происходил из семьи самураев невысокого ранга. По одной из версий, его место рождения – деревня Кано в провинции Идзу, ныне префектура Сидзуока: возможно, её название дало имя роду художника. Есть свидетельства о том, что его предки служили самурайскому роду Имагава и исповедовали буддизм школы нитирэн.
Кано Масанобу начал учиться живописи у отца, Кано Кагэнобу. Затем продолжил обучение в Киото. Он испытал влияние мастеров из круга дзен-буддийских монахов, которые работали тушью в китайском стиле (канга; буквально – китайская живопись), прежде всего Сюбуна и Огури Сотана (1413–1481). Кано также был хорошо знаком с живописью китайских мастеров эпохи Сун, изучал творчество Ма Юаня и Ся Гуя. В отличие от большинства художников своего времени, он не был представителем духовенства, что позволяет считать его одним из первых профессиональных светских художников в Японии. Главными заказчиками Кано Масанобу стали сёгуны из рода Асикага. В 1481 г. он был назначен официальным живописцем сёгунов, сменив на этом посту Огури Сотана. В 1483 г. Кано Масанобу воплотил один из крупнейших своих замыслов – росписи личных покоев сёгуна Асикаги Ёсимасы в комплексе дворца Хигасияма в Киото [ныне дзен-буддийский храм Дзисёдзи (Гинкакудзи)]. Художник украсил покои сёгуна тушевой живописью в разных стилях, подражая известным китайским мастерам (росписи утрачены).
Среди сохранившихся работ, атрибутированных Кано Масанобу, наиболее известны камерные пейзажи тушью с фигурами отшельников, отсылающие к классическим образцам эпохи Южной Сун (вертикальный свиток «Чжоу Маошу, созерцающий лотосы»; пара вертикальных пейзажных свитков; все – бумага, 15 в., Национальный музей Кюсю, Дадзайфу, префектура Фукуока). Характерные для Ма Юаня и Ся Гуя асимметричные композиции, выстроенные кулисами, а также тонкие контрасты, созданные отмывкой туши, и заострённые мазки, формирующие ландшафт, у Кано Масанобу приобрели упорядоченный и аккуратный, подчёркнуто декоративный характер. Несмотря на свою репутацию мастера пейзажа тушью в китайском стиле, Кано как художник отличался универсальностью: его творчество было разнообразно с точки зрения жанров и техник. Так, он писал буддийские образы: вероятно, не только тушью – в традиции дзен (вертикальный свиток «Хотэй», бумага, конец 15 – начало 16 вв., собрание Дж. К. Вебера, и др.), но и полихромные. Будучи официальным живописцем сёгуна, Кано также создал посмертные портреты Асикаги Ёсимасы, его жены Хино Томико и сына – Асикаги Ёсихисы.
Кано Масанобу обучил живописи своих сыновей, которые основали семейную мастерскую. Его деятельность стала основой для оформления школы Кано при его преемнике – Кано Мотонобу. Оставаясь на службе у рода Асикага, художники Кано закрепили за собой статус придворных живописцев сёгуната. Последователи Кано Масанобу продолжили работать тушью в стиле канга. Опираясь на его индивидуальные творческие приёмы, они переосмыслили дзен-буддийскую художественную традицию в более светском, декоративном ключе. До периода Мэйдзи школа Кано ассоциировалась с монохромной живописью китайского стиля, которая стала эталоном академического искусства при дворе сёгуна.