Школа Кано (живопись)
Шко́ла Ка́но́ (狩野派, Кано-ха), направление в японской живописи 15–19 вв. Сформировалось вокруг династии художников Кано. Основными заказчиками школы были представители военной элиты и буддийские монастыри, а творчество её художников стало официальным искусством периодов Адзути-Момояма (преимущественно последняя четверть 16 в.) и Эдо (сёгунат Токугава; 1603–1867).
Школа Кано изначально ассоциировалась с дзенской живописью тушью в китайском стиле (канга), однако позднее она вобрала в себя элементы традиционной японской живописи (ямато-э) и других течений, став направлением декоративного монументального искусства.
Основателем школы считается Кано Масанобу. Приехав в Киото из провинции, он обучался китайской живописи тушью у мастеров дзен-буддизма – Сюбуна и Огури Сотана (1413–1481). В 1481 г. Масанобу был назначен придворным живописцем (гоё-эси) сёгуна Асикаги Ёсимасы, после чего этот пост был закреплён за представителями рода Кано. В отличие от предшественников, Масанобу не принадлежал к духовенству, поэтому школа Кано – одно из первых светских направлений в изобразительном искусстве Японии. Уже на раннем этапе для школы характерна стилистическая и жанровая вариативность произведений: среди работ Масанобу есть не только идиллические пейзажи тушью, подражающие манере китайских художников периодов Сун и Юань, но также полихромные религиозные образы и погребальные портреты для семьи сёгуна. К ключевым произведениям Масанобу принадлежит бумажный вертикальный свиток «Чжоу Маошу, созерцающий лотосы» (15 в., Национальный музей Кюсю, Дадзайфу, префектура Фукуока).
Формирование организационных основ и принципов школы Кано связано с Кано Мотонобу, сыном Кано Масанобу. Он продолжал работать на сёгунов Асикага, но расширил круг патронов. Универсальное владение разными манерами живописи и использование методов школы Тоса, продолжавшей традиции ямато-э (он стал зятем её главы – Тосы Мицунобу), позволили Мотонобу соединить принципы японского и китайского искусства и создать стиль, отвечающий вкусам разных заказчиков. На этой основе художники школы Кано разработали декоративные приёмы, которые были реализованы в монументальных форматах росписи стен (сёхэки-га) и ширм (бёбу), например выполненные Мотонобу в Киото росписи храма Дайсэнъин в святилище Дайтокудзи «Цветы и птицы четырёх времён года» (около 1513). Одноимённые ширмы его авторства хранятся в Музее Нэдзу в Токио.
Стиль школы окончательно оформился под влиянием Кано Эйтоку, внука и ученика Мотонобу, бывшего на службе у военных правителей Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси. Под его началом были созданы монументальные росписи замков, в которых проявились пышность и размах, ставшие отличительными чертами искусства эпохи Адзути-Момояма. Для темпераментной манеры Эйтоку характерны укрупнение форм, отказ от мелких деталей и пространственной глубины, обильное использование золота, типичное для ямато-э. Вынужденный одновременно работать над множеством масштабных проектов, он создал стандартную композиционную схему с раскидистым деревом в центре, которая стала узнаваемым приёмом школы Кано. Примером может служить созданная им ширма «Кипарис» (1590, Национальный музей, Токио).
После внезапной кончины Кано Эйтоку школа столкнулась с кризисом, усугублённым политической нестабильностью сёгуната конца 16 – начала 17 вв. После установления власти династии Токугава и переноса ставки сёгуна в Эдо (1603; ныне Токио) род Кано разделился на две ветви: часть художников осталась в Киото, другая последовала за своими патронами в Эдо.
Родоначальником киотской линии стал Кано Санраку (1559–1635), ученик и приёмный сын Кано Эйтоку. После создания сёгуната Токугава он продолжил служить придворным живописцем клана Тоётоми до его окончательного разгрома в 1615 г., подвергся опале со стороны новых властей и провёл несколько лет в монастыре. В 1619 г. ему было разрешено вернуться в Киото. Активно работал в соавторстве со своим учеником и преемником, Кано Сансэцу. Сын Сансэцу, Кано Эйно (1631–1697), известен как автор «Истории живописи в Японии» (本朝畫史; 1693) – одного из первых японских текстов по истории и теории изобразительного искусства. Санраку и его ученики считаются наследниками стилистической линии Кано Эйтоку, однако в их творчестве экспрессивный динамизм сменился декоративным изяществом, композиции приобрели более упорядоченный орнаментальный характер (роспись дверей «Порхающие птицы, цветущая слива и ивовые деревья» авторства Кано Санраку и Кано Сансэцу, 1631, храм Тэнкюин в святилище Мёсиндзи, Киото).
Ключевой художник эдосской ветви – Кано Танъю, внук Кано Эйтоку. В 1617 г. он стал первым придворным живописцем сёгунов Токугава и получил земельный надел у ворот Кадзибаси в новой столице, где основал собственную мастерскую. Вместе с братьями Кано Наонобу (1607–1650) и Кано Ясунобу (1613–1685) работал в Эдо, Киото и других городах, выполняя заказы как военной аристократии, так и императорской семьи. Родственницей и ученицей Кано Танъю была Киёхара Юкинобу – видная художница эпохи Эдо. С именем Танъю связывают возрождение школы Кано при династии Токугава. Его творчество («Сосны и ястребы», 1624–1626, росписи дворца Ниномару в комплексе замка Нидзё в Киото) повлияло на формирование нового канона официального искусства, ориентированного на традиционные техники и классические сюжеты, в особенности конфуцианские.
Художники школы Кано стали основоположниками зарождавшейся в Японии жанровой живописи: Кано Эйтоку («Виды Киото и его окрестностей», 1574, Музей Уэсуги, г. Йонедзава, префектура Ямагата), Кано Хидэёри (работал в 1565–1576) («Любование клёнами на горе Такао», середина 16 в., Национальный музей, Токио), Кано Найдзэн (1570–1616) («Праздник в Тоёкуни-дзиндзя», около 1606, святилище Тоёкуни-дзиндзя, Киото), Кано Наганобу (1577–1654) («Развлечения под цветущими вишнями», начало 17 в., Национальный музей, Токио).
К концу 17 в. в школе Кано сложилась устойчивая иерархия. Эдосская ветвь рода разделилась на четыре линии, названные по месту расположения мастерских: Кадзибаси (основатель Кано Танъю), Кобикитё (основатель Кано Наонобу), Накабаси (основатель Кано Ясунобу) и Хаматё [основатель Кано Минэнобу (1662–1708), сын Ясунобу]. Их представители имели привилегированный статус и именовались «внутренними художниками» (оку-эси). Им подчинялись 15 мастерских «внешних художников» (омотэ-эси), основанных потомками боковых ответвлений рода и учениками. Нижнюю ступень занимали объединения «городских Кано» (мати Кано), которые работали для простолюдинов и не принадлежали к роду Кано.
Преемственность стиля внутри школы обеспечивалась за счёт централизованной системы обучения, основанной на копировании. Её теоретические основы были изложены в книге «Тайны пути живописи» (画道要訣), написанной Кано Ясунобу в 1680 г. Этот программный текст утвердил главенство отточенной техники над природным талантом. Подобная установка стала залогом стабильности и процветания дома Кано, однако способствовала подавлению индивидуальности и консервации художественных традиций, что в долгосрочной перспективе привело школу к творческой стагнации.
Школа Кано сыграла большую роль в развитии японской живописи. Многие независимые художники начинали в ней как подмастерья, позднее формируя собственный стиль на основе её приёмов. К таковым относятся Хасэгава Тохаку и Кайхо Юсё (1533–1615). Влияние декоративной эстетики Кано испытали также Хонъами Коэцу (1558–1637), стоявший у истоков школы Римпа, и Маруяма Окё, создавший школу Сидзё. Жанровой живописи Кано в определённой степени наследует направление укиё-э: один из его первых представителей, Иваса Матабэй (1578–1650), был учеником Кано Найдзэна.
После падения сёгуната Токугава в 1867 г. школа Кано утратила свой официальный статус, лишилась основных заказчиков и материальной базы, которая была конфискована новыми властями. В первые годы наступившей эпохи Мэйдзи традиция Кано, олицетворявшая искусство феодальной Японии, была отвергнута как архаичная в пользу живописи ёга, использовавшей технику и принципы западного изобразительного искусства.
В 1880-е гг. к наследию школы Кано обратился американский исследователь Э. Феноллоза, занятый темой возрождения традиционной японской живописи. Его идеи реализовались в творчестве Кано Хогая («Милосердная Каннон», 1883, Галерея искусства Фрир, Национальный музей азиатского искусства, Вашингтон) и Хасимото Гахо, ранее обучавшихся в мастерской Кобикитё под началом Кано Сёсэнъина (1823–1880). Модернизировав традицию школы Кано путём включения в неё отдельных приёмов западного искусства, они заложили основу для формирования нового национального стиля живописи – нихонга.