Заграничная поездка М. И. Пучинова
Заграничная поездка М. И. Пучинова. Будучи крепостным художником семьи баронов Строгановых, М. И. Пучинов в 1752 г. был отправлен в заграничное путешествие в качестве сопровождающего с молодым А. С. Строгановым, сыном главы семейства. Маршрут сообразно схеме гран-тура 18 в. пролегал по крупнейшим городам Европы, где молодой дворянин мог учиться и знакомиться с достопримечательностями культуры и искусства. Вместе со Строгановым Пучинов посетил Берлин, Ганновер, Франкфурт-на-Майне, Страсбург (ныне Страсбур), Женеву и в конце 1754 г. оказался в Италии. В Неаполе путешественники осмотрели раскопки Геркуланума и поднялись на Везувий, где Пучинов выполнил рисунок вулкана, который А. С. Строганов отправил вместе с письмом своему отцу (Письма барона А. С. Строганова отцу из-за границы, 1752–1756 гг. 2005. С. 11–63).
Главным пунктом итальянской части путешествия Строганова и Пучинова стал Рим, куда они прибыли летом 1755 г. Вскоре после приезда Строганов отдал Пучинова в мастерскую П. Дж. Батони, одного из самых известных римских художников середины 18 в. Батони составил себе славу как исторический живописец и мастер портретов гран-тура, выполнявшихся по заказу европейских путешественников. Как следует из письма Строганова отцу, Батони попросил за обучение русского художника несколько сибирских шуб; ещё двести рублей выделялось на годовое содержание Пучинова в Риме.
Под руководством Батони Пучинов начал занятия исторической живописью. В Риме художник написал полотно «Беседа Александра Македонского с Диогеном», впоследствии отправленное в Петербург (до 1762, Русский музей, Санкт-Петербург). Картина с помещёнными в центр фигурами Александра Македонского и обращённого к нему Диогена Синопского, большим деревом и греческим толосом на заднем плане композиционно восходит к работе Батони «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком», один из вариантов которой хранится в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге (1765). Шлем Александра и облегающий фигуру плащ также отсылают к фигуре Добродетели, которая на картине Батони представлена в образе Афины. Возможно, что сюжет картины, заимствованный из жизнеописаний Александра Македонского, выступал аллегорией заграничного путешествия А. С. Строганова.
Покинув Рим, молодой Строганов регулярно осведомлялся об успехах Пучинова и сообщал о них своему отцу. Из Парижа он с гордостью писал в Санкт-Петербург о том, что художник считается одним из лучших учеников в мастерской Батони. Его обучение в этой мастерской, первоначально рассчитанное на полтора года, впоследствии было продлено. Строганов был вынужден спешно вернуться в Россию после смерти своего отца в 1756 г., однако Пучинов продолжал художественные занятия в Риме и приехал в Санкт-Петербург лишь около 1758 г.
Вскоре после возвращения в Россию художник получил от А. С. Строганова вольную, что позволило ему стать членом Императорской Академии художеств (ИАХ) в Санкт-Петербурге. За картину «Беседа Александра Македонского с Диогеном», которая экспонировалась на публичной академической выставке в августе 1762 г., живописец был удостоен звания академика. Впоследствии Пучинов был уволен из Академии и состоял в штате Шпалерной мануфактуры Санкт-Петербурга.
П. Дж. Батони, у которого Пучинов учился в Риме, в дальнейшем принимал в своей мастерской пенсионеров ИАХ. Так, в 1773 г. его учеником стал исторический живописец П. И. Соколов.