Пенсионерская поездка Ф. Ф. Щедрина
Пенсионерская поездка Ф. Ф. Щедрина. Скульптор Ф. Ф. Щедрин в 1772 г. окончил курс Императорской Академии художеств (ИАХ), получив большую золотую медаль за барельеф «Изяслава Мстиславича хотели убить любимые его воины не знавши» (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, Санкт-Петербург). Медаль давала ему право пенсионерской поездки для продолжения обучения за границей, куда скульптор отправился осенью 1773 г. Основными направлениями таких поездок русских художников в 18 в. были Париж и Рим, однако ИАХ в 1770-х гг. искала новые художественные центры для обучения своих лучших учеников. Так, среди коллег Щедрина исторический живописец И. А. Акимов был направлен Академией в Болонью, гравёр Г. И. Скородумов – в Лондон, архитектор М. Ф. Исаев – в Геную. Среди «первопроходцев» оказался и сам Щедрин, направленный во Флоренцию.
Во Флоренции находилась знаменитая Академия рисунка, старейшая академия изящных искусств в Европе. В начале 18 в. там обучались русские художники во главе с живописцем И. Н. Никитиным, отправленные за границу Петром I. Во 2-й половине 18 в. Флоренция занимала место второстепенного художественного центра. Вскоре после приезда Щедрин писал в Санкт-Петербург: «Ещё имею честь донести, что в сём городе художников и академий нет. А хотя и нашёл Академию, то рисуют… четыре человека с натуры, но сия Академия недостойна штоб об ней и говорить» (цит. по: Каганович. 1953. С. 23). Уже в начале 1774 г. Щедрин самовольно оставил Флоренцию и отправился в Рим. В Вечном городе скульптор активно изучал античные памятники, о чём свидетельствует его журнал путешествий, ведшийся пенсионерами по указанию петербургской ИАХ. В это же время он выполнил статую «Аполлон вынимает стрелу из колчана» (не сохранилась).
В феврале 1775 г. Щедрин по настоянию ИАХ отправился в Париж, где начал занятия в Королевской академии живописи и скульптуры и стал учеником известного парижского скульптора К.-Г. Аллегрена, у которого ранее учился М. П. Павлов. Обучение в парижской академии было сосредоточено на изучении обнажённой натуры; художники и скульпторы рисовали и лепили с натуры на сеансах в «школе модели». Согласно архивам академии, в 1779 г. Щедрин удостоен малой серебряной медали 3-й степени за скульптуру, представленную на ежеквартальном конкурсе «школы модели». В мастерской Аллегрена Щедрин выполнил статую Марсия (1776, Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств). Фигура сатира, привязанного к дереву и пытающегося освободиться от пут, демонстрирует уверенное знание Щедриным анатомии человеческого тела и умение передавать его движение в сложных ракурсах.
После завершения официального пенсионерства Щедрин остался в Париже, продолжив занятия в Королевской академии и мастерской Аллегрена. Скульптор поддерживал связи с Ф. М. фон Гриммом, который в 1782 г. написал императрице Екатерине II о Щедрине, отметил его талант и трудолюбие и попросил назначить скульптору пенсион. Гримм также упомянул статую Эндимиона, которую скульптор выполнил в Париже. Мотив лежащего на спине обнажённого юноши, к которому обратился Щедрин, часто использовался в натурных штудиях парижской академии и был популярен у академических художников и скульпторов (этюд А. П. Лосенко «Авель», 1768, Харьковский художественный музей). Скульптура «Спящий Эндимион» была приобретена Екатериной II для коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге (1779, не сохранилась; бронзовая отливка, 1909, Третьяковская галерея, Москва).
В 1785 г. Щедрин вернулся в Санкт-Петербург после десятилетнего пребывания в Париже и продолжил карьеру в ИАХ.