«Красносельская» (станция метро)
«Красносе́льская», станция Сокольнической (1-й) линии Московского метрополитена, памятник российской архитектуры.
Расположена в Красносельском районе в Центральном административном округе Москвы, под Краснопрудной улицей, возле её пересечения с Верхней и Нижней Красносельскими улицами. Открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди станций Московского метрополитена.
Во время строительства станция упоминалась как «Гаврикова улица» и «Гавриков переулок».
Сотрудники «Метропроекта» – архитектор Л. А. Шагурина и инженер-конструктор В. И. Дмитриев – разработали первоначальный проект, от которого в реализованном сооружении сохранилось объёмно-пространственное решение. Весной 1934 г. был проведён конкурс: по его результатам для «Красносельской» выбрали вариант, который предложила бригада мастерской № 2 Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР (Наркомтяжпрома). В эту бригаду входили бывшие участники Объединения современных архитекторов (ОСА) Б. С. Виленский и В. А. Ершов и художник Я. Д. Ромас, а также архитектор В. Ф. Скаржинский, затем выбывший из авторского коллектива. Недавние конструктивисты сделали акцент на кругах и скруглениях – от форм колонн, ниш в своде и подвесных потолков над лестницами до изогнутого фасада наземного вестибюля и плавных изгибов подходного коридора.
Сооружённая из монолитного железобетона, «Красносельская» представляет собой двухпролётную станцию мелкого заложения. По центру платформы шириной 8 м расположен ряд 10-гранных колонн. Они облицованы жёлто-бурым мраморовидным известняком из крымского месторождения Биюк-Янкойское (ныне Мраморное). Эта горная порода изобилует окаменелостями мезозойской эры, в основном кораллов и моллюсков. Цилиндрические цоколи колонн облицованы серо-голубым мрамором «Бардильо», а капители-«шайбы» – белым мрамором «Бьянко-Венато» (оба сорта мрамора – из месторождений в Карраре, Италия). По другим источникам, материал облицовки капителей – мрамор из Коелгинского месторождения (Челябинская область).
На путевых стенах около лестниц в торцах станции находятся большие пустые рамы, где планировалось поместить декоративные панно из майоликовой плитки (предположительно их должен был выполнить Ромас).
Путевые стены отделаны сверху охристо-жёлтой, а снизу – коричневой керамической глазурованной плиткой. Её монотонность разбавляют повторяющие ритм колонн пилястры из серого шамординского известняка. Из того же материала выполнена и верхняя часть цоколя путевых стен. Таблички с названием станции набраны из пластин чёрного марблита с металлическими буквами. На стене у первого пути в 1986 г. устроили выход вентиляционной шахты, декорированный металлической решёткой.
Пол платформы изначально был асфальтовым, при этом базы колонн обозначались кругами белого мрамора. В 1958 г. асфальт заменили на светло-бежевую метлахскую плитку, а вдоль путей и вокруг колонн (квадратами вместо кругов) уложили плитку тёмно-красного цвета. В конце 1990-х гг. метлахскую плитку заменили на гранит, повторив её рисунок в этом материале. На межлестничных площадках и мостике перехода изначально использовалась шестигранная жёлтая плитка (в 2004 заменена на гранит, в начале 2020-х гг. сохранилась на неиспользуемом выходе).
Первые годы после открытия потолок станционного зала был покрыт светло-зелёной терразитовой штукатуркой со слюдой, затем – оштукатурен и окрашен в белый цвет. На нём устроены идущие двумя рядами большие круглые углубления, в центре которых изначально находились округлые плафоны молочного стекла, дававшие основное освещение станции. Через каждые пять круглых ниш расположена квадратная: в таких углублениях находились цилиндрические светильники, размещённые поперёк платформы. Впоследствии схему освещения упростили: в начале 1950-х гг. повесили люстры-шары, а в 1970-е гг. вместо них поместили между колоннами люминесцентные лампы.
Чтобы развести пассажирские потоки, лестницы на спуск и подъём из подходного коридора к платформе были спроектированы по оригинальной схеме, остающейся уникальной для Московского метрополитена и в 21 в. Входящие на станцию пассажиры проходят по мостику над путём, затем спускаются по двум боковым лестницам, которые переходят в нижней части в общие марши. Затем пассажиры обходят по краям платформы лестницу на подъём. За подковообразными уступами подвесного потолка и капителями колонн в торцах станции была устроена скрытая подсветка (по состоянию на 2023 запланировано восстановление оригинальной схемы освещения при реставрации станции).
Наземный павильон в плане выглядит как трапеция со скруглёнными углами: из всех вестибюлей первой очереди метро он наиболее близок к идеям архитектурного авангарда. Редко расставленные квадратные столбы с трёх сторон здания поддерживают козырёк с четырёхметровым выносом, декорированный глубокими кессонами. Сплошное ленточное остекление верхней части здания в 1950-е гг. замуровали, как и дополнительные входы в торцах. Сохранились оригинальные надписи «Метро» на боковых фасадах, продолжающие парапет на главном.
В помещении вестибюля, справа и слева от входа, находятся лестницы с плавными изгибами маршей, ведущие в кассовый зал. На стене, напротив входа, в 1979 г. поместили панно А. Н. Кузнецова из смальтовой мозаики «Красный барабанщик» с красноармейцем в будёновке, барабанной дробью поднимающим бойцов в атаку. Это уменьшенное авторское повторение панно, установленного 10 годами ранее на фасаде Дворца пионеров в Тольятти.
15 мая 2006 г. на стене нижней лестничной площадки была открыта мемориальная доска в честь метростроевки, Героя Социалистического труда, заслуженного строителя РСФСР Т. В. Фёдоровой (1915–2001). Автор – скульптор И. А. Бурганов.
На балюстрадах лестниц вестибюля с момента открытия станции были установлены световые колонны, составленные из многочисленных цилиндров молочного стекла. Впоследствии их заменили на бакелитовые торшеры, которые первоначально находились в среднем зале станции «Охотный Ряд». Кассовый зал, в который пассажиры попадают из наземного павильона, представляет собой полукруглое помещение с четырьмя 10-гранными колоннами, покрытыми светлым мрамором. Стены кассового зала и подходного коридора были изначально облицованы глазурованной плиткой, которую в 2005 г. заменили на снежно-белый мрамор Полоцкого месторождения (Челябинская область).
От постройки восточного вестибюля, ближе к Гавриковой улице, отказались из-за предполагавшегося низкого пассажиропотока. Задел под восточный выход ныне используется для служебных целей.
Комитет по культурному наследию г. Москвы присвоил в 2007 г. станции «Красносельская» статус выявленного объекта культурного наследия.