«Красносельская» (станция метро)
«Красносе́льская», станция Сокольнической (1-й) линии Московского метрополитена, памятник российской архитектуры.
Расположена в Красносельском районе в Центральном административном округе Москвы, под Краснопрудной улицей, возле её пересечения с Верхней и Нижней Красносельскими улицами. Открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди станций Московского метрополитена.
Во время строительства станция упоминалась как «Гаврикова улица» и «Гавриков переулок».
Сотрудники «Метропроекта» – архитектор Л. А. Шагурина и инженер-конструктор В. И. Дмитриев – разработали первоначальный проект, от которого в реализованном сооружении сохранилось объёмно-пространственное решение. Весной 1934 г. был проведён конкурс: по его результатам для «Красносельской» выбрали вариант, который предложила бригада мастерской № 2 Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР (Наркомтяжпрома). В эту бригаду входили бывшие участники Объединения современных архитекторов (ОСА) Б. С. Виленский и В. А. Ершов и художник Я. Д. Ромас, а также архитектор В. Ф. Скаржинский, затем выбывший из авторского коллектива. Недавние конструктивисты сделали акцент на кругах и скруглениях – от форм колонн, ниш в своде и подвесных потолков над лестницами до изогнутого фасада наземного вестибюля и плавных изгибов подходного коридора.
Сооружённая из монолитного железобетона, «Красносельская» представляет собой двухпролётную станцию мелкого заложения. По центру платформы шириной 8 м расположен ряд 10-гранных колонн. Облицовочные работы в вестибюле станции метро «Красносельская» Московского метрополитена имени В. И. Ленина. 1934.Они облицованы жёлто-бурым мраморовидным известняком из крымского месторождения Биюк-Янкойское (ныне Мраморное). Эта горная порода изобилует окаменелостями мезозойской эры, в основном кораллов и моллюсков. Цилиндрические цоколи колонн облицованы серо-голубым мрамором «Бардильо», а капители-«шайбы» – белым мрамором «Бьянко-Венато» (оба сорта мрамора – из месторождений в Карраре, Италия). По другим источникам, материал облицовки капителей – мрамор из Коелгинского месторождения (Челябинская область).
На путевых стенах около лестниц в торцах станции находятся большие пустые рамы, где планировалось поместить декоративные панно из майоликовой плитки (предположительно их должен был выполнить Ромас).
Путевые стены отделаны сверху охристо-жёлтой, а снизу – коричневой керамической глазурованной плиткой. Её монотонность разбавляют повторяющие ритм колонн пилястры из серого шамординского известняка. Перронный зал станции метро «Красносельская», Москва. Фото сделано в 1940.Из того же материала выполнена и верхняя часть цоколя путевых стен. Таблички с названием станции набраны из пластин чёрного марблита с металлическими буквами. На стене у первого пути в 1986 г. устроили выход вентиляционной шахты, декорированный металлической решёткой.
Пол платформы изначально был асфальтовым, при этом базы колонн обозначались кругами белого мрамора. В 1958 г. асфальт заменили на светло-бежевую метлахскую плитку, а вдоль путей и вокруг колонн (квадратами вместо кругов) уложили плитку тёмно-красного цвета. В конце 1990-х гг. метлахскую плитку заменили на гранит, повторив её рисунок в этом материале. На межлестничных площадках и мостике перехода изначально использовалась шестигранная жёлтая плитка (в 2004 заменена на гранит, в начале 2020-х гг. сохранилась на неиспользуемом выходе).
Первые годы после открытия потолок станционного зала был покрыт светло-зелёной терразитовой штукатуркой со слюдой, затем – оштукатурен и окрашен в белый цвет. На нём устроены идущие двумя рядами большие круглые углубления, в центре которых изначально находились округлые плафоны молочного стекла, дававшие основное освещение станции. Через каждые пять круглых ниш расположена квадратная: в таких углублениях находились цилиндрические светильники, размещённые поперёк платформы. Впоследствии схему освещения упростили: в начале 1950-х гг. повесили люстры-шары, а в 1970-е гг. вместо них поместили между колоннами люминесцентные лампы.
Лестница в станционном зале станции метро «Красносельская», Москва. 1935. Архитекторы Борис Виленский, Владимир Ершов. Художник Яков Ромас. Фото сделано в 1938.Чтобы развести пассажирские потоки, лестницы на спуск и подъём из подходного коридора к платформе были спроектированы по оригинальной схеме, остающейся уникальной для Московского метрополитена и в 21 в. Входящие на станцию пассажиры проходят по мостику над путём, затем спускаются по двум боковым лестницам, которые переходят в нижней части в общие марши. Затем пассажиры обходят по краям платформы лестницу на подъём. За подковообразными уступами подвесного потолка и капителями колонн в торцах станции была устроена скрытая подсветка (по состоянию на 2023 запланировано восстановление оригинальной схемы освещения при реставрации станции).
Проект станции метро «Гаврикова улица», Москва. Наземный павильон. Фасад. 1934. Архитекторы Борис Виленский, Владимир Ершов.Наземный павильон в плане выглядит как трапеция со скруглёнными углами: из всех вестибюлей первой очереди метро он наиболее близок к идеям архитектурного авангарда. Редко расставленные квадратные столбы с трёх сторон здания поддерживают козырёк с четырёхметровым выносом, декорированный глубокими кессонами. Сплошное ленточное остекление верхней части здания в 1950-е гг. замуровали, как и дополнительные входы в торцах. Сохранились оригинальные надписи «Метро» на боковых фасадах, продолжающие парапет на главном.
В помещении вестибюля, справа и слева от входа, находятся лестницы с плавными изгибами маршей, ведущие в кассовый зал. На стене, напротив входа, в 1979 г. поместили панно А. Н. Кузнецова из смальтовой мозаики «Красный барабанщик» с красноармейцем в будёновке, барабанной дробью поднимающим бойцов в атаку. Это уменьшенное авторское повторение панно, установленного 10 годами ранее на фасаде Дворца пионеров в Тольятти.
15 мая 2006 г. на стене нижней лестничной площадки была открыта мемориальная доска в честь метростроевки, Героя Социалистического труда, заслуженного строителя РСФСР Т. В. Фёдоровой (1915–2001). Автор – скульптор И. А. Бурганов.
На балюстрадах лестниц вестибюля с момента открытия станции были установлены световые колонны, составленные из многочисленных цилиндров молочного стекла. Впоследствии их заменили на бакелитовые торшеры, которые первоначально находились в среднем зале станции «Охотный Ряд». Кассовый зал, в который пассажиры попадают из наземного павильона, представляет собой полукруглое помещение с четырьмя 10-гранными колоннами, покрытыми светлым мрамором. Стены кассового зала и подходного коридора были изначально облицованы глазурованной плиткой, которую в 2005 г. заменили на снежно-белый мрамор Полоцкого месторождения (Челябинская область).
От постройки восточного вестибюля, ближе к Гавриковой улице, отказались из-за предполагавшегося низкого пассажиропотока. Задел под восточный выход ныне используется для служебных целей.
Комитет по культурному наследию г. Москвы присвоил в 2007 г. станции «Красносельская» статус выявленного объекта культурного наследия.