«Чистые пруды» (станция метро)
«Чи́стые пруды́», станция Сокольнической (1-й) линии Московского метрополитена, памятник российской архитектуры.
Расположена в Басманном районе в Центральном административном округе, под Мясницкой улицей, у её пересечения с Чистопрудным и Сретенским бульварами. Наземный вестибюль находится на площади Мясницкие Ворота (таким же было проектное название станции). Открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди станций Московского метрополитена. До 5 ноября 1990 г. носила название «Кировская» в память о государственном и партийном деятеле С. М. Кирове. Современное название дано по исторической местности Чистые пруды.
В годы Великой Отечественной войны на станции работал Генеральный штаб Рабоче-Крестьянской Красной Армии, из-за этого с июня 1941 по апрель 1945 гг. она была закрыта для пассажиров.
Представляет собой трёхсводчатую станцию из монолитного бетона с глубиной заложения 35,2 м. Инженер-конструктор – А. Ф. Денищенко. Строительство велось с лета 1933 г. в неблагоприятных гидрогеологических условиях – на границе слоя известняка и глинистых отложений юрского периода, выше которых залегают плывунные пласты. Из-за этого уже во время работ был изменён первоначальный проект: средний зал шириной 7,65 м не удалось раскрыть на всю длину. Вместо него были построены два коротких зала в концах станции: южный длиной 28 м, к которому вёл наклонный ход (эскалаторный тоннель), и северный длиной 22,8 м, служивший заделом для неосуществлённого выхода у здания Центросоюза. В каждом из залов было по четыре прохода на платформы.
В конкурсе Моссовета на оформление станций метро, прошедшем весной 1934 г., руководитель 6-й архитектурно-проектной мастерской Н. Д. Колли получил за проект станции «Чистые пруды» 2-ю премию (наряду с И. А. Фоминым, отмеченным за «Красные ворота»; 1-я премия не присуждалась). В проектировании участвовали сотрудники мастерской Колли: чехословацкий архитектор Ф. Заммер (после его отъезда из СССР в 1937 в числе создателей проекта станции не упоминался), С. Г. Андриевский и И. Н. Кастель, а также Л. П. Шухарева из архитектурного отдела «Метропроекта».
Николай Колли. Перронный зал станции метро «Чистые пруды», Москва. 1933–1935. Реконструкция в 1971 (архитекторы Лев Попов, Анна Фокина).В 1971 г. для организации пересадки на станцию «Тургеневская» был полностью раскрыт средний зал, по центру которого расположили входы в два эскалаторных тоннеля. Авторы проекта реконструкции Л. Н. Попов и А. Ф. Фокина в целом сохранили замысел Н. Д. Колли. Два ряда массивных спаренных пилонов облицованы крупными плитами мрамора с уральских месторождений – дымчато-серого уфалейского с белым коелгинским в нишах-простенках. В перронных залах в верхней части пилонов находятся никелированные вентиляционные решётки со вписанной в круг буквой «м». Цоколи выполнены из тёмно-серого жежелевского гранита. Пол среднего зала выложен гранитом: розовым каарлахтинским, серым корнинским и жёлто-розовым трикратненским, а перронных – светло-серым янцевским и корнинским (до реконструкции пол перронных залов был покрыт асфальтом).
Проходы между пилонами оформлены белыми лучковыми арками. Пяты полуциркульных сводов скрыты широкими карнизами с обломом-каблучком, за которыми размещены светильники. Своды перронных залов и сохранившегося участка северного распределительного зала декорированы рамами из профилированных лепных валиков.
Залы станции в первые годы её существования освещались светильниками-цилиндрами из молочного стекла, подвешенными по оси сводов, а также скрытыми за карнизами у пят сводов софитами. В 1947 г. последние заменили люминесцентными светильниками, а цилиндры полностью убрали.
Путевые стены первоначально были облицованы шестигранной метлахской плиткой (аналогичная сохранилась на станции «Смоленская» Филёвской линии) с верхней частью из бежевых глазурованных плиток, между которыми был выложен геометрический орнамент-«змейка» из глазурованной керамики тёмного тона. В конце 1940-х гг. шестиугольную метлахскую плитку заменили на стандартную бежевую. В 1997 г. вместо керамики стены облицевали коелгинским мрамором с орнаментом из уфалейского. В концах перронных залов со стороны платформ сохранились небольшие участки с оригинальной облицовкой бежевыми глазурованными плитками.
У торцевой стены южного распределительного зала, а после реконструкции начала 1970-х гг. и до строительства перехода на станцию «Сретенский бульвар» – среднего зала, находился бронзовый бюст С. М. Кирова работы М. Г. Манизера. В 2008 г. его установили в переходе между станциями «Сретенский бульвар» и «Тургеневская».
Павильон с наземным вестибюлем поставлен на невысокий стилобат и имеет два выхода через четырёхколонные портики – на площадь Мясницких Ворот и на Грибоедовскую площадь в сторону Чистопрудного бульвара. Колонны с упрощёнными капителями, в первом случае из бучардированного (специально обработанного для придания шероховатой поверхности) розово-коричневого гранита, во втором – из оштукатуренного железобетона. Крупный карниз идёт по всему периметру павильона, со стороны Мясницкой улицы на крыше сохранилась крупная надпись «Метро». Обрамления порталов из полированного гранита «вставлены» в сплошное остекление входных фасадов. Массивные боковые фасады облицованы желтоватым протопоповским известняком и прорезаны 24 крупными окнами-иллюминаторами, сгруппированными по 6 по бокам от ниш. Они напоминают отверстия в гробнице хлебопёка Еврисака в Риме (2-я половина 1 в. до н. э.), но такой приём свойственен и модернистской архитектуре, в том числе советскому авангарду.
На боковых фасадах предполагалось поместить большие мраморные барельефы по эскизам скульптора Б. Д. Королёва, изображающие сцены строительства метро, но этот замысел не был осуществлён. В нишах для барельефов в 1940-х – 1980-х гг. нередко размещали киноафиши.
Николай Колли. Наземный вестибюль станции метро «Чистые пруды», Москва. 1933–1935.Потолок павильона обработан плоскими кессонами, интерьер изначально освещался торшерами, установленными на балюстрадах. Парапеты лестниц и стены на высоту человеческого роста облицованы желтоватым газганским мрамором. Две трёхмаршевые лестницы ведут к кассовому залу и плавно изгибающемуся подземному коридору, разделённому квадратными в сечении столбами с облицовкой уфалейским мрамором. Поначалу стены коридора были покрыты продолговатыми плитками голубого марблита, впоследствии их заменили на прохоро-баландинский мрамор желтоватого цвета с вертикальными вставками из уфалейского мрамора напротив колонн. Цоколь стен и колонн выполнен из красного мраморизованного известняка (месторождение Салиэти, Грузия).
Николай Колли. Коридор, ведущий к эскалаторному залу станции метро «Чистые пруды», Москва. 1933–1935.Эскалаторный зал изначально имел световой потолок в виде решётчатой металлической конструкции с квадратами молочного стекла, создававший иллюзию естественного освещения. После его демонтажа пассажирам стали видны массивные балки перекрытий, расширяющиеся к концам. С 1972 г. этот зал связан с подземным вестибюлем станции «Тургеневская».
Станция «Чистые пруды» образует пересадочный узел со станциями «Тургеневская» Калужско-Рижской (6-й) и «Сретенский бульвар» Люблинско-Дмитровской (10-й) линий.
Охраняется государством как место работы Генерального штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Объект культурного наследия регионального значения. Станция включена в государственный список памятников истории и культуры г. Москва постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2001 г. Министерство культуры Российской Федерации зарегистрировало станцию в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации 15 мая 2017 г.