Запрещение размещения оружия массового уничтожения в космосе
Запреще́ние размеще́ния ору́жия ма́ссового уничтоже́ния в ко́смосе, система запретов и ограничений, направленная на недопущение вывода на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового поражения, запрет на установку такого оружия на небесных телах и на размещение такого оружия в космическом пространстве каким-либо иным образом.
Запуск 4 октября 1957 г. в СССР первого в истории человечества искусственного спутника Земли ознаменовал начало эры освоения космического пространства и практических исследований в данной области. Сегодня исследованием космоса и вопросами космической безопасности занимается более 130 государств. Успехи в этой области могут помочь найти решение глобальных проблем человечества, таких как защита окружающей среды, контроль за использованием природных ресурсов, энергетической и информационной безопасности и ряда других. Но, с другой стороны, вовлечение в сферу военного противостояния в космосе может породить серьёзную угрозу, и поэтому вопрос ограничения и запрета милитаризации космоса волнует всё человечество. Гарантии неиспользования космоса как пространства для враждебных действий являются основой обеспечения мира и безопасности, в связи с чем предотвращение размещения оружия любого вида в космическом пространстве стало важнейшей стратегической задачей.
Относительно спокойная ситуация в мире в этой области связана в первую очередь с результатами исполнения заключённых международных соглашений всем мировым сообществом.
Несмотря на длительное обсуждение в рамках работы Специального комитета конференции по разоружению Генеральной Ассамблеи ООН, легальное определение понятия «космическое оружие» так и не было сформулировано.
А. П. Бобров предлагает под космическим оружием понимать «системы или устройства, основанные на любых физических принципах, выводимые на орбиту вокруг Земли или размещаемые в космическом пространстве каким-либо иным образом, которые были созданы или переоборудованы для уничтожения, повреждения или нарушения нормального функционирования объектов в космосе, а также на поверхности Земли или в её воздушном пространстве. То есть космическое оружие создаётся для непосредственного поражения средств противника, и по своему характеру может быть как оружием массового уничтожения, так и обычным, в том числе и основанным на новых физических принципах» (Бобров).
Ещё в 1957 г., за несколько месяцев до запуска первого искусственного спутника на орбиту Земли, под эгидой ООН началась активная работа по запрету использования космоса в военных целях и размещения там оружия массового поражения.
В 1963 г. СССР, Соединённые штаты Америки и Великобритания заключили Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (подписан в Москве 5 августа 1963, вступил в силу 10 октября 1963). Результатом договорённостей стало одобрение резолюцией 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 г. Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (подписан в Лондоне, Москве и Вашингтоне 27 января 1967, вступил в силу 10 октября 1967). Этот договор заложил основные принципы международного космического права: исследование и использование космического пространства должно проводиться на пользу всех стран и в интересах всех стран, а Луна и прочие небесные тела не подлежат национальному присвоению или заявлениям о суверенитете (ст. I, II). В ст. IV Договора введено ограничение лишь на ядерное оружие и другие виды оружия массового поражения: «Государства – участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом».
Вопросы размещения в космосе других видов оружия в договоре не регулируются, вследствие чего можно прийти к выводу, что действующее международное законодательство не содержит запрета на использование в космическом пространстве оружия, не относящегося к ядерному оружию и оружию массового уничтожения, что создаёт угрозу стратегической стабильности международного мира. Учитывая это обстоятельство, мировое сообщество продолжает заниматься разработкой и согласованием нормативных актов, направленных на предотвращение милитаризации космоса.
Решением Генеральной Ассамблеи ООН в 1959 г. учреждён Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (Committee on the Peaceful Uses of Outer Space). РФ является одним из создателей-членов комитета, в который сегодня входит 95 государств. Основные задачи комитета – рассмотрение вопросов международного сотрудничества в области использования космоса в мирных целях и оказание содействия в реализации программ под эгидой ООН в этой сфере.
В 1979 г. по итогам первой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению 1978 г. была создана Конференция по разоружению – единственный многосторонний форум для переговоров международного сообщества по вопросу выработки соглашений по разоружению.
К компетенции конференции по разоружению отнесены фактически все проблемы многостороннего контроля над вооружениями и проблемы разоружения, в том числе прекращение гонки ядерных вооружений и ядерное разоружение; предотвращение ядерной войны, включая все связанные с этим вопросы; предотвращение гонки вооружений в космосе.
Изначально в работе конференции по разоружению участвовало 40 государств. Впоследствии её состав увеличился, и в настоящее время её членами являются 65 государств, в том числе все государства, обладающие ядерным оружием и военным ядерным потенциалом. Около 40 государств ежегодно принимают участие в сессии конференции в качестве наблюдателей. Из членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) наряду с Россией (как правопреемницей СССР) в работе конференции участвуют Белоруссия и Казахстан. Статус наблюдателей регулярно получают Армения, Киргизия и Таджикистан.
В процессе работы Конференции по разоружению разработаны такие важные многосторонние соглашения о разоружении, как Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении [одобрена 16 декабря 1971 резолюцией 2826 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН], Договор о нераспространении ядерного оружия [одобрен резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 июня 1968]; Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения [принят резолюцией 2660 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 7 декабря 1970], Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (принята в Париже 13 января 1993), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (рекомендована для рассмотрения, подписания и ратификации всеми государствами резолюцией 31/72 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1976) и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (принят 50-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 сентября 1996 и открыт для подписания 24 сентября 1996).
Предметом самого пристального внимания Конференции по разоружению и Генеральной Ассамблеи ООН также являются вопросы предотвращения размещения вооружения в космосе. В 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН поручила Генеральному секретарю ООН при содействии группы правительственных экспертов (ГПЭ) проведение исследования об использовании различных мер по укреплению доверия в космическом пространстве. Доклад группы был представлен в 1993 г. (A/48/305).
На сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу в марте 2000 г. Россией был поставлен на обсуждение вопрос о принятии универсальной конвенции по космическому праву. Делегации Колумбии, Китая, Болгарии, Греции и Ирана поддержали эту инициативу.
В апреле 2001 г. Китай, Колумбия и Российская Федерация предложили создать рабочую группу для рассмотрения этого вопроса. Однако делегация США выступила против данной идеи. Причины заключались в том, что принятие нового документа может якобы подорвать действенность ряда старых принципов, уже доказавших свою эффективность. Из-за отсутствия консенсуса комитет не принял соответствующего решения.
В 2008 г. Россия и Китай на Конференции ООН по разоружению в Женеве вынесли на обсуждение российско-китайский проект Договора о предотвращении размещения оружия в космосе (ДПРОК), предусматривающий запрет на размещение оружия любого вида в космическом пространстве, применение силы или угрозу применения силы в отношении космических объектов.
В июне 2014 г. Россия и Китай представили на Конференции ООН обновлённый проект ДПРОК, учитывающий высказанные с момента его внесения предложения заинтересованных государств. В нём было предложено закрепить конкретные обязательства государств в части размещения и испытания в космосе оружия любого вида; предпринята попытка определения терминов «космический объект», «оружие в космическом пространстве», которые до сих пор отсутствуют в международном космическом праве.
В частности, предложено под «оружием в космическом пространстве» понимать любой космический объект или его составную часть, созданные или переоборудованные для уничтожения, повреждения или нарушения нормального функционирования объектов в космическом пространстве, на поверхности Земли или в её воздушном пространстве, а также для уничтожения человека, компонентов биосферы, важных для существования человека, или для причинения им ущерба, и чьё действие основано на любых физических принципах» (п. «б» ст. 1 проекта договора). В соответствии с п. «в» ст. 1 проекта договора «устройство считается "размещённым в космическом пространстве", если оно совершило как минимум один оборот по орбите вокруг Земли или следует по части такой орбиты с дальнейшим уходом с неё, или находится на постоянной основе где-либо в космическом пространстве или на любом небесном теле кроме Земли».
Также в октябре 2004 г. в Первом комитете 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в качестве первого шага к ДПРОК Россия в одностороннем порядке взяла на себя политическое обязательство не размещать первой оружие в космосе. В 2005 г. такое обязательство приняли все остальные государства ОДКБ.
На 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция от 12 декабря 2019 г. «Неразмещение первыми оружия в космосе» (НПОК). Она набрала 128 голосов, 38 стран выступили её соавторами, против выступили только 14 государств.
В резолюции о НПОК содержится призыв ко всем государствам рассмотреть возможность выразить свою приверженность политическому обязательству о неразмещении первыми оружия в космосе, а также к скорейшему началу предметной работы на Конференции по разоружению на основе российско-китайского проекта ДПРОК.
На упоминавшейся уже 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была одобрена резолюция по дальнейшим практическим мерам по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК) (A/RES/74/34), в которой приветствовались результаты работы группы правительственных экспертов. Эту резолюцию поддержало 131 государство, 45 государств воздержались и 6 государств были против (Австралия, Великобритания, Израиль, Канада, США и Украина).
Неотъемлемой частью работы над ДПРОК являются меры транспарентности (прозрачности) и доверия в космической деятельности (МТДК).
Согласно резолюции № 65/68, принятой Генеральной Ассамблеей 8 декабря 2010 г. [по докладу Первого комитета (A/65/410)], Генеральный секретарь ООН поручил группе правительственных экспертов начиная с 2012 г. провести исследования по транспарентности и укреплению доверия в космосе. По результатам подробных и тщательных обсуждений эксперты согласовали ряд существенных МТДК и рекомендовали государствам рассмотреть и реализовать их на добровольной основе. Среди этих МТДК – уведомления о снижении рисков, обмен различными видами информации, связанной с космической политикой и деятельностью государств, а также визиты экспертов в национальные предприятия космической отрасли.
Таким образом, продвижение проектов ДПРОК, НПОК и МТДК является сегодня первостепенной задачей России и всего мирового сообщества в целях предотвращения милитаризации космоса, обеспечения безопасности космической деятельности и безусловной реализации запрета на размещение оружия массового уничтожения в космосе.