Западные литургические обряды
За́падные литурги́ческие обря́ды, литургические обряды Римско-католической церкви – римский, амвросианский (или миланский), брагский обряды, а также ряд «мёртвых» литургических обрядов – кельтский, галликанский и др.
К эпохе высокого Средневековья (с 11 в.) сложилась тенденция к доминированию на Западе римского обряда, однако и после 11 в. в отдельных регионах продолжали сохраняться другие литургические обряды. Некоторые из них в 16 в. получили от Святого Престола легальное право на существование. Однако даже римский обряд, при всех тенденциях к его унификации, не был однородным, т. к. и в его рамках существовали отличия, которые имели региональный характер или были обусловлены спецификой богослужебной практики различных монашеских орденов. После литургической реформы 2-й половины 20 в., связанной с решениями Второго Ватиканского собора, римский обряд стал существенно отличаться от дореформенного, который тем не менее также продолжает использоваться в Римско-католической церкви на основании индульта 1984 г.
Месса западных литургических обрядов, которая совершается в Римско-католической церкви ныне (ординарный обряд в отличие от экстраординарного, т. е. дореформенного), состоит из 4 основных частей. Первую часть составляют начальные обряды, включающие вход предстоятеля мессы, приветствия, обряд покаяния, «Kyrie», пение гимна «Слава в вышних Богу» и вступительную молитву (молитву дня). Вторая часть – Литургия слова, которая включает перемежающиеся песнопениями чтения из Священного Писания, проповедь, произнесение Символа веры и молитву верных. Третья часть, Евхаристическая литургия, начинается с приготовления Святых Даров, когда на алтарь возлагают хлеб и вино. Потом совершается евхаристическая молитва, во время которой Богу возносится благодарение за дело спасения, а принесённые Дары пресуществляются в Тело и Кровь Христа. Евхаристическая молитва является центральным моментом мессы и состоит из двух частей: префации – благодарения Отцу через Христа в Святом Духе за все его дела, и эпиклесиса – обращённого к Отцу прошения ниспослать Духа Святого на хлеб и вино, чтобы они стали Телом и Кровью Христа.
Завершается Евхаристическая литургия обрядом причащения, который предваряет молитва «Отче наш», после чего следует приветствие мира. Священник преломляет освящённую Гостию и погружает в чашу частицы Гостии. Далее он приглашает на трапезу Господню, держа Гостию над патеной или чашей. Четвёртая часть – заключительные обряды: священник приветствует верных и преподаёт им благословение, затем совершает отпуст.