Кельтский обряд
Ке́льтский обря́д, древний литургический обряд Римско-католической церкви, существовавший у кельтских народов Британских о-вов и Бретани в 1-м тыс. н. э.
С начала распространения христианства на Британских о-вах (конец 2 или начало 3 вв.) там возник ряд особенностей церковного устройства и обычаев, отличавшихся от традиции в континентальной Европе, что было обусловлено географической изолированностью. Прибывший в конце 6 в. с миссией из Рима Августин Кентерберийский, обнаружив эти отличия от римской практики (в том числе другой способ исчисления пасхалии), предпринял первые попытки унификации кельтского обряда по римскому образцу. На территории Англии римский обряд был принят на соборе в Уитби в 664 г., тем не менее за её пределами элементы кельтского обряда сохранялись в течение нескольких веков. В Бретани его особенности исчезли, по-видимому, в начале 9 в., в Шотландии – в конце 11 в., в Ирландии – после собора в Кашеле (1172), который ввёл римский обряд в качестве обязательного.
Научная реконструкция кельтского обряда представляется весьма проблематичной ввиду фрагментарности сведений о нём в источниках. Сохранились лишь 3 манускрипта богослужебных книг, отражающих литургическую практику кельтского обряда: 1) Бангорский антифонарий (конец 7 в.), представляющий собой собрание антифонов и других богослужебных песнопений на латинском языке и составленный для аббата монастыря Бангор в Ирландии; 2) Миссал Боббио (7 в.), который был назван по месту его обнаружения в аббатстве Боббио в Италии и представляет собой чин мессы, отличный от римского, хотя и очевидно испытавший его влияние; 3) Стоуский миссал (конец 8 в.), который содержит чин мессы (с римским каноном), частные последования 3 месс, чинопоследования крещения, елеосвящения и причащения больных, а также трактат на ирландском языке о чинопоследовании мессы.
Эти литургические памятники написаны на латинском языке. Несмотря на то что порядок совершения мессы в целом подобен римскому обряду, имеется ряд существенных отличий. Так, подготовка священника к мессе содержала исповедание грехов и продолжительную литанию с упоминанием местных святых. Приготовление даров происходило прежде входа предстоятеля; затем дары, вначале накрытые, поэтапно приоткрывались: сперва наполовину – перед чтением Евангелия, затем полностью – во время оффертория. После чтения из книги Деяний святых апостолов и пения «Аллилуйя» произносилась длинная литания греческого происхождения, т. н. Моление святого Мартина. Во время чтения римского канона при словах, предшествовавших освящению хлеба, предстоятель совершал 3 поклона, а народ простирался ниц. В ходатайственных молитвах римского канона упоминалось более 100 святых (в том числе ветхозаветных и ирландских). Причащение совершалось с особой торжественностью при пении специальных антифонов.