Зайцев Алексей Никифорович
За́йцев Алексе́й Ники́форович [28.3.1939, деревня Игумново Бабинского сельсовета, в административном подчинении г. Дзержинск, Горьковская область, ныне пос. Игумново городского округа Дзержинск, Нижегородская область – 26.5.2018, деревня Петряевка, Нижегородская область), российский актёр, режиссёр.
Отец – вальцовщик, мать – домохозяйка. С 1954 г. в художественной самодеятельности. Успех у зрителей имела уже первая роль в Дзержинском театре драмы – Олег («В поисках радости» В. С. Розова, режиссёр Г. И. Залкинд).
В 1963 г. окончил Театральное училище имени Б. В. Щукина (мастерская Л. М. Шихматова и И. М. Рапопорта). В 1963–1968 гг. в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина, в 1969–1971 гг. в Театре имени Ленинского комсомола. В 1971–1980 гг. в Московском театре на Таганке: Мармеладов («Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому), Лояль («Тартюф» Мольера), Лю Синь («Турандот» К. Гоцци), Чебутыкин («Три сестры» А. П. Чехова), Поприщин, Акакий Акакиевич («Ревизская сказка» по Н. В. Гоголю) и др. В 1980–1983 гг. в Московском театре имени Моссовета, в 1983–1986 гг. в Московском академическом театре сатиры, в 1986–1990 гг. в Московском драматическом театре имени К. С. Станиславского; Шариков – «Собачье сердце» по М. А. Булгакову; и др.), в 1998–2003 гг. в театре «Сфера», в 2003–2008 гг. в театре «МЕЛ».
Дебютировал в кино эпизодической ролью в фильме «Ветер» (1958). Первые заметные работы – простой паренёк Женька («Алёшкина любовь», 1960) и жалкий, бесчестный механик Жгутов («Остров Колдун», 1964). Первая главная роль – скоморох Митроха («Возьми меня с собой», 1979).
Александр Калягин и Алексей Зайцев в фильме «Мёртвые души». Режиссёр: Михаил Швейцер. 1984. В крупных ролях создавал образы обиженных на жизнь людей, неспособных встроиться в систему: солдат Власенко («Свеаборг», 1972), Мусиенко («Огонь», 1973), Ерошин («Бриллианты для диктатуры пролетариата», 1975), Второй мужик («Бирюк», 1977), Цирюльник («Смешные люди!», 1977), дядя Платон («Ветер странствий», 1978), Сергей («Перед закрытой дверью», 1982), Потаня («Василий Буслаев», 1982), Односельчанин («Объездчик», короткометражный, 1983), Селифан («Мёртвые души», 1984), Недосека («Знак беды», 1986), Лёха («Кошкодав Сильвер», 1989), Мужчина с дудочкой («Под ступеньками», телевизионный, 1989), Ловец собак («Смиренное кладбище»,1989) и т. д.
Высокую оценку прессы получила роль бомжа Коли-Олега в фильме «Плюмбум или Опасная игра» (1986). Герои А. Н. Зайцева обречены исполнять чужую злую волю, осознавая невозможность что-либо изменить: бедняк Карпушка («Хлеб – имя существительное», 1988), дворник Горбунов, ставший полицаем и принявший участие в Холокосте («Дамский портной», 1990), бывший надзиратель Михаил Никифорович («Тишина», 1992). В этих лучших своих ролях Зайцев выходит на тему «маленького человека», попытавшегося спрятаться от «молоха» советской власти и в итоге раздавленного им.
Среди других ролей: Николай Сорокин («Колыбельная», 1960), Солдат («Мир входящему», 1961), Петюнька («С днём рождения», 1961), Рыбак («Половодье», 1963), Матрос («Увольнение на берег», 1962), Морячок («При исполнении служебных обязанностей», 1963), Коханюк («Пядь земли», 1964), Участник самодеятельности («Время, вперёд!», 1965), Молодой рыбак («Приезжайте на Байкал», 1965), Солдат («Там, где цветут эдельвейсы», 1965), Солдатик («Герой нашего времени. Бэла», 1965), Каторжник («Братья Карамазовы», 1968), Художник иконописной мастерской («Встряска», телевизионный, 1970), Сотрудник Дома Народов («Двенадцать стульев», 1971), Конферансье («Летние сны», 1972).
С 1972 г. существовал своеобразный театр Алексея Зайцева, не имевший официального статуса и названия, представлявший премьеры на разных театральных площадках, а зачастую – в подвалах Москвы. Лучшая театральная работа – написанная и поставленная А. Н. Зайцевым в своём театре композиция на темы русской и советской литературы «Все мы вышли из гоголевской "Шинели"» (1989, исполнил главную роль, одна из многих постановок, созданная актёром совместно с Г. И. Залкиндом).
Тяготел к театру абсурда. Большинство спектаклей являлись авторскими фантазиями на тему пьес С. Беккета, Г. Пинтера, Э. Ионеско, действие которых, как правило, было перенесено в отечественные реалии вне конкретных места и времени. В 1990-х гг. театр гастролировал в Европе.
С конца 1990-х гг. А. Н. Зайцев снимался главным образом в эпизодических ролях («Самозванцы», телевизионный, 1998; «Очаровательные негодники», 1999; «Третьего не дано», 2000; «Леди босс», 2001; «Саломея», телевизионный, 2001; «Тайна Лебединого озера», 2002; «Бумер», 2003; «Спасибо», 2003; «Дзисай», 2004; «Таксистка 2», 2005, и др.). Последняя роль в кино – сторож в фильме «Сволочи» (2006).