Вокач Александр Андреевич
Вока́ч Алекса́ндр Андре́евич (21.3.1926, Москва – 1.10.1989, там же), российский актёр, театральный режиссёр, народный артист РСФСР (1987).
Из семьи педагогов. В 1943 г. поступил в ГИТИС. В 1944 г. ушёл добровольцем на фронт, служил в Военно-воздушных силах (до 1947). В 1951 г., по окончании ГИТИСа, распределён в Курганский областной театр драмы (роль Дампфера в спектакле «Коллеги» по В. П. Аксёнову). В 1957–1971 гг. в Калининском театре (ныне Тверской областной академический театр драмы; в 1969–1971 главный режиссёр). Поставил спектакли: «Мой бедный Марат» А. Н. Арбузова, «Дело, которому ты служишь» Ю. П. Германа, «Мария» А. Д. Салынского, «Старик» М. Горького и др.
С 1971 г. по приглашению Г. Б. Волчек в Московском театре «Современник». Среди ролей: Коровин («С любимыми не расставайтесь» А. М. Володина, 1972), Чернов («Вечно живые»), Зосимов («Четыре капли», оба – В. С. Розова, 1974), Очищенный («Балалайкин и К°» С. В. Михалкова по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия», 1973), Симеонов-Пищик («Вишнёвый сад» А. П. Чехова, 1976), Профессор («А поутру они проснулись» по В. М. Шукшину, 1977), Мортен Хиль («Доктор Стокман» Г. Ибсена, 1979).
В кино дебютировал в роли герцога Корнуэльского в фильме Г. М. Козинцева «Король Лир» (1970; см. фрагмент фильма: «Король Лир» / Режиссёр Григорий Козинцев. 1970 // Госфильмофонд России).
Начиная с роли Егора Тимофеевича Петрова в фильме «Дача» (1973), принёсшей Вокачу успех, в фильмах и телефильмах создавал образ классического меланхолика, унылого пессимиста, воспринимающего жизнь с неизбывной печалью и окрашивающего своё существование лёгким цинизмом («Эта весёлая планета», 1973; «Вылет задерживается», 1974; «Приключения Нуки» и «Два капитана», оба – 1976; «Рождённая революцией», 1977; «Ралли» и «Лекарство против страха», оба – 1978; «Берегите мужчин!» и «Кафедра», оба – 1982, и др.). Много снимался в ролях чопорных, флегматичных иностранцев («Комитет 19», 1971; «Хроника ночи», «Земля, до востребования», «Визит вежливости», все – 1972; «Истоки», 1973; «Принимаю на себя», «Шагреневая кожа», «Бегство мистера Мак-Кинли», все – 1975; «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», 1976; «Встреча на далёком меридиане», 1977; «Кузен Понс», «Бархатный сезон», «Жизнь Бетховена», все – 1978; «Канкан в английском парке», «Берег его жизни», «Блистающий мир», все – 1984; «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», 1985, и др.).
В 1970–1980-х гг. один из самых востребованных актёров второго плана, «белый клоун» советского кино времён застоя. Созданный им печальный персонаж тонко и точно выразил ощущение хиреющей год от года советской реальности и идеально вписался в атмосферу фильмов о «заграничной жизни», где происходила своеобразная игра в миры, куда советскому человеку путь заказан.
Из последних работ наиболее выразительной и запоминающейся стала роль начальника жандармского отделения в фильме «Филёр» (1987).
Награждён орденом Отечественной войны 2-й степени (1985).