Вмешательство кардинала Оттавиани
Вмеша́тельство кардина́ла Оттавиа́ни, событие, связанное с оппозиционной деятельностью консервативно настроенной части католического духовенства в связи с проведением литургической реформы в Римско-католической церкви и созданием нового чина мессы в 1969 г. Обычно под «вмешательством кардинала А. Оттавиани» подразумевается создание независимого исследования, подвергающего критике ортодоксальность нового богослужения римского обряда. Исследование получило название «Краткое критическое рассмотрение нового чина Мессы» (итал. Breve Esame Critico del Novus Ordo Missae) и было направлено папе Римскому Павлу VI вместе с сопроводительным письмом-обращением, подписанным в том числе кардиналом А. Оттавиани. Кардинал пытался воспрепятствовать выходу в свет нового римского миссала, содержащего реформированный чин мессы.
Предпосылки
С 1962 по 1965 гг. в Ватикане проходил 21-й Вселенский собор Римско-католической церкви, получивший название Второй Ватиканский собор. В ходе собора был разработан целый ряд различных декретов, деклараций и конституций, направленных на преобразование и модернизацию церковной жизни. Одним из таких документов была утверждённая 4 декабря 1963 г. конституция Sacrosanctum Concilium. Её целью провозглашалась забота об устроении и развитии литургии, которую необходимо привести в соответствие с потребностями современного мира. В 1964 г. папа Павел VI создал специальный совет «по осуществлению конституции о Священной Литургии», в задачи которого входила разработка нового чина литургии. В 1967 г. совет полностью подготовил черновую редакцию нового богослужебного чина, получившего название «Novus Ordo Missae», который после голосования был принят с внесением ряда поправок. Новый миссал был введён 3 апреля 1969 г. одноимённой апостольской конституцией папы Павла VI Missale Romanum. Согласно конституции, богослужения нового обряда должны были начаться в первое воскресенье Адвента (т. е. с началом литургического года), однако сам новый миссал появился лишь через год, что имеет непосредственное отношение к т. н. вмешательству кардинала Оттавиани.
История
После выхода в свет апостольской конституции Missale Romanum, 2 наиболее выдающихся представителя консервативной части епископата – кардиналы А. Оттавиани и А. Баччи, – подготовили документ, озаглавленный «Краткое критическое рассмотрение нового чина Мессы», который 25 сентября 1969 г. дополнили сопроводительным письмом и направили папе Павлу VI. В письме говорилось, что после исследования новой мессы, долгих размышлений и молитв было выявлено, что данная форма евхаристического богослужения представляет как в целом, так и в деталях серьёзное отклонение от католического богословия мессы в том виде, в каком оно было сформулировано на 22-й сессии Тридентского собора.
Созданию этого письма предшествовал целый ряд событий. Среди подписавшихся были и некоторые миряне, в том числе 2 представительницы римской аристократии – В. Гуэррини и Э. Педикони. Обе женщины состояли в дружеских отношениях с кардиналом Оттавиани, кроме того, каждая из них обладала широкими связями в Ватикане. Им удалось собрать группу консервативно настроенных богословов, священников и литургистов в целях подготовки критического анализа нового чина мессы. Наиболее важную роль в проведении этого исследования сыграл французский доминиканский богослов и священник М.-Л. Жерар де Лорье. Передать данный документ лично папе Павлу VI согласился сам кардинал Оттавиани, который приложил к тексту сопроводительное письмо-обращение.
Желая сделать исследование более влиятельным и авторитетным, организаторы рассчитывали на получение дополнительных подписей, и с мая по сентябрь смогли договориться об этом с 12 кардиналами. Однако 14 сентября 1969 г. текст был скомпрометирован и опубликован раньше запланированного срока, что придало мероприятию дополнительную гласность и, как следствие, отпугнуло большинство согласившихся подписать документ кардиналов. (Davies. 1980. P. 483–484). В итоге помимо кардинала А. Оттавиани подпись поставил лишь кардинал А. Баччи. 29 сентября 1969 г. «Краткое критическое рассмотрение» и сопроводительное письмо были направлены папе Римскому Павлу VI.
Основные положения
В качестве главных пунктов критики особо выделялись следующие:
Новое определение мессы как собрания евхаристической общины, а не как жертвы, предлагаемой Богу.
Низведение сакральной роли священника до положения, схожего с протестантским служителем.
Имплицитное отрицание факта действительного присутствия Христа с Его телом, душой и божеством в Евхаристических Дарах.
Превращение Пресуществления хлеба и вина из сакраментального действия в простой пересказ истории Тайной вечери.
Помимо прочего, основной посыл критиков заключался в том, что новый чин мессы изобиловал доктринальными заблуждениями и пренебрегал обрядовой частью: церемониальные действия духовенства были сильно упрощены. Кроме того, они считали, что новый чин поставил под угрозу традиционное католическое учение о Евхаристическом богослужении, провозглашённое Тридентским собором.
Изучив документ, папа направил 22 октября 1969 г. распоряжение в Конгрегацию доктрины веры с указанием разобраться, оправдана ли представленная критика. Такое положение дел вынудило Ватикан отложить публикацию нового миссала до окончания разбирательства. По его итогам 12 ноября 1969 г. конгрегация представила ответ, в котором заявляла, что документ содержит много «поверхностных, преувеличенных, неточных, эмоциональных и ложных» утверждений (Geffroy. 1998. P. 21). Несмотря на это, некоторые положения «Краткого критического рассмотрения» были приняты во внимание. В итоге папа поручил добавить в новое издание миссала предисловие, которое сообщало, что, несмотря на обрядовые изменения, Novus Ordo Missae обладает той же теологической ортодоксальностью, что и дореформенный чин богослужения. Каких-либо иных более существенных изменений принято не было. Новое издание миссала было введено во всеобщее употребление в 1970 г.
Значение
Вмешательство кардинала Оттавиани занимает важное место в апологической риторике католиков-традиционалистов, которые отстаивают незыблемость дореформенного богослужения и критикуют новый чин мессы, основываясь в первую очередь именно на положениях, содержащихся в труде «Краткое критическое рассмотрение нового чина Мессы».