#Архитектурный декор готики
Архитектурный декор готики
Тег

Архитектурный декор готики

Архитектурный декор готики
Найденo 11 статей
Термины
«Готический натурализм»
«Готи́ческий натурали́зм», достоверность в передаче деталей окружающего мира, эмоционального состояния человека в искусстве готики. «Готический натурализм» сменяет присущую романскому стилю орнаментализированную трактовку человека и природы. Впечатления от непосредственного созерцания реальности подготовили почву для ренессансного искусства, основанного на внимательном изучении природы. Натуралистические тенденции в скульптуре и живописи готики получили осмысление у М. Дворжака, который рассматривал их в паре с идеализмом, столь же характерным для готического искусства (Дворжак М. Идеализм и натурализм в готической скульптуре и живописи // Дворжак М. История искусства как история духа. Санкт-Петербург, 2001. С. 51–176).
Капители портала перед залом капитула в соборе Саутвелла (Великобритания). 1288
Произведения скульптуры
«Благой Господь»
«Благо́й Госпо́дь» («Прекрасный Бог Амьена»; франц. Le Beau Dieu d'Amiens), скульптурное изображение Христа на разделительном столбе (трюмо) центрального портала западного фасада собора в Амьене (около 1225). Правая рука Христа представлена в жесте благословения, левая держит Евангелие. Под ногами фигуры изображены лев и дракон; ниже, на боковых сторонах консоли разделительного столба – аспид и василиск, что отсылает к тексту 90-го псалма: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90:13).
Благой Господь на трюмо центрального портала западного фасада собора в Амьене. Ок. 1225
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Перпендикулярный стиль
Перпендикуля́рный сти́ль, завершающая фаза в развитии готического стиля в Англии (около 1330 – около 1530). Стал реакцией на предшествовавший ему т. н. декоративный стиль в английской готике и достиг расцвета после эпидемии чумы в Англии в 1348–1349 гг. Характерны своеобразная унификация декоративных элементов и сокращение их числа (хор собора в Глостере, 1329–1377; Королевская капелла в Вестминстере, 1503–1519). Особый характер декора – наложенные на стену в виде решётки тонкие тяги, пересекающиеся под прямыми углами, – дал название термину. Элементы перпендикулярного стиля находят отголоски в английской неоготике (Вестминстерский дворец в Лондоне, 1840–1868).
Своды Королевской капеллы, Кембридж. 1446–1515
Термины
Статуя-колонна
Ста́туя-коло́нна, украшение откосов порталов в раннеготических храмах, представляющее собой фигуру святого, которая плотно примыкает к колонне и, таким образом, символически дублирует её. Такие статуи впервые появились в западных порталах собора Сен-Дени (1130-е – 1140-е, фрагменты – в Музее Клюни, Париж; известны по рисункам Б. Монфокона), их изобретение приписывают аббату Сугерию. В «Королевском портале» собора в Шартре (1145–1155) наметился переход от статуи-колонны к статуе, расположенной в нише, что характерно для порталов зрелой готики.
Статуи-колонны т. н. Королевского портала Шартрского собора (Франция). 1145–1155
1
2