Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961
Ве́нская конве́нция о дипломати́ческих сноше́ниях 1961, основной международно-правовой документ в сфере дипломатического права, открытый многосторонний международный договор, регулирующий вопросы, касающиеся дипломатических отношений. До принятия Венской конвенции дипломатические отношения регулировались нормами международного обычая.
Принята 18 апреля 1961 г. в Вене (Австрия) на Конференции ООН по дипломатическим сношениям и иммунитетам. Вступила в силу 24 апреля 1964 г. Участвуют 193 государства (на 1 января 2022). Депозитарием Венской конвенции является Генеральный секретарь ООН. СССР ратифицировал 25 марта 1964 г. РФ участвует в Венской конвенции как правопреемница СССР.
Венская конвенция включает 53 статьи. К ней приложены 2 факультативных протокола:
касающийся приобретения гражданства от 18 апреля 1961 г. (Optional Protocol to the Vienna Convention on Diplomatic Relations, concerning Acquisition of Nationality). Вступил в силу 24 июня 1964 г., участвует 51 государство (на 1 января 2022), РФ не участвует. Протокол предусматривает невозможность применения к сотрудникам иностранных дипломатических представительств законов государства пребывания о приобретении гражданства;
касающийся обязательного урегулирования споров от 18 апреля 1961 г. (Optional Protocol to the Vienna Convention on Diplomatic Relations, concerning the Compulsory Settlement of Disputes). Вступил в силу 24 июня 1964 г., участвуют 70 государств (на 1 января 2022), РФ не участвует. Устанавливает обязательную юрисдикцию Международного суда ООН по спорам относительно толкования и применения Венской конвенции.
Венская конвенция регламентирует порядок установления и прекращения дипломатических сношений, учреждения дипломатических представительств и их функции, устанавливает 3 класса глав дипломатических представительств (послы и нунции; посланники и интернунции; поверенные в делах), порядок аккредитования главы дипломатического представительства и его персонала. Устанавливает порядок объявления главы представительства или членов персонала персоной нон грата, регулирует вопросы старшинства глав представительств соответствующего класса и членов дипломатического персонала; регламентирует порядок назначения лиц, временно выполняющих обязанности главы представительства; предусматривает виды и функции дипломатических миссий. Урегулированы дипломатические привилегии и иммунитеты: неприкосновенность помещений, свобода сношения представительства со своим государством, неприкосновенность дипломатической почты и др. Персонал дипломатического представительства и члены их семей пользуются правом неприкосновенности личности, жилища, иммунитетом от юрисдикции государства пребывания. Члены семьи дипломатических агентов, члены административно-технического и обслуживающего персонала, а также домашние работники членов представительства пользуются иммунитетами в отношении действий, связанных с выполнением своих обязанностей, и освобождаются от сборов и налогов на получаемое по службе вознаграждение (за исключением граждан принимающего государства).
Миссия и руководитель представительства имеют право использовать национальный флаг и герб аккредитующего государства на зданиях представительства, включая резиденцию главы миссии, и на транспортных средствах. Транспорт и другая собственность дипломатических представительств пользуются неприкосновенностью от любого рода досмотров, изъятий или повреждений. Принимающее государство несёт ответственность по защите помещений и членов миссии, должно обеспечить все необходимые меры для бесперебойной работы и выполнения миссии.
Согласно ст. 48 Венской конвенции, её участниками могут быть только государства – члены ООН или специализированных учреждений, государства – участники Статута Международного суда, а также другие государства, приглашённые Генеральной Ассамблеей ООН стать участниками Венской конвенции. При ратификации Венской конвенции СССР сделал оговорки в отношении статей, где устанавливается ограничение для ряда государств быть участниками конвенции, а также о том, что в случае разногласий о численности персонала дипломатического представительства вопрос должен решаться по договорённости между аккредитующим государством и государством пребывания.