Венесуэла. История. История Венесуэлы в 21 в.
Исто́рия Венесуэ́лы в 21 в., период истории Венесуэлы с 2000 г. по настоящее время. Характеризуется кризисом в политической, экономической и социальной сферах.
Предпосылки системного кризиса в Венесуэле
В период IV Республики, провозглашённой после свержения диктатуры М. Переса Хименеса (1952–1958), в Венесуэле сформировалась система представительной демократии, гарантировавшая политический плюрализм, принцип разделения властей и регулярное проведение свободных и альтернативных выборов. В стране сложилась двухпартийная система, представленная левоцентристским «Демократическим действием», входящим в Социалистический интернационал, и более умеренной Социал-христианской партией (известна как COPEI, от аббревиатуры первоначального названия – Comité de Organización Política Electoral Independiente). Политика обеих партий в большей степени зависела от экономической конъюнктуры или личности президента, чем от его партийной принадлежности. Высокие цены на нефть, основную статью экспорта, обеспечивали политическую стабильность и социальный мир.
Экономический кризис, охвативший страну на рубеже 1980–1990-х гг., вынудил правительство К. А. Переса пойти на жёсткие меры в целях стабилизации и структурной перестройки экономики. Политика «затягивания поясов» спровоцировала в феврале – марте 1989 г. массовые акции протеста, в ходе подавления которых, по официальным данным, погибли 276 человек. В надежде найти поддержку у населения 4 февраля 1992 г. группа военных во главе с У. Чавесом предприняла неудавшуюся попытку государственного переворота. Его организаторы и основные участники были приговорены к тюремному заключению, однако в марте 1994 г. в рамках соглашения с левыми партиями получили амнистию. После освобождения У. Чавеса его сторонниками было создано «Движение за Пятую республику», при поддержке которого Чавес победил на президентских выборах в декабре 1998 г., получив 56,2 % голосов. Произошёл «левый поворот», или «левый дрейф».
После прихода к власти У. Чавес (1999–2013) радикально изменил политическую систему и модель развития. По Конституции 1999 г. страна получила название Боливарианская Республика Венесуэла. Верхняя палата парламента была упразднена, президент получил право назначать и смещать исполнительного вице-президента. Наряду с тремя традиционными ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной – образованы электоральная и гражданская. Конституция предусматривает проведение референдумов, в том числе и по досрочному прекращению полномочий главы государства по истечении половины президентского мандата, составляющего 6 лет. В 2009 г. главе государства была предоставлена возможность переизбираться неограниченное число раз.
В условиях нефтяного бума правительство смогло добиться значительных успехов в социальной сфере. С 2000 по 2012 гг. уровень бедности снизился с 44 до 23,9 %, в том числе уровень нищеты – с 18 до 9,7 %. Уменьшилась и социальная поляризация (коэффициент Джини сократился с 0,489 в 1999 до 0,397 в 2011). Благодаря помощи Кубы улучшились показатели в сфере образования и здравоохранения. Для малоимущих граждан были организованы магазины с низкими фиксированными ценами, созданы специальные кредитные учреждения, улучшилась жилищная ситуация. Правительство У. Чавеса, провозгласившее в качестве стратегической цели строительство «cоциализма XXI века», отказалось от рыночных механизмов функционирования экономики, взяв курс на национализацию предприятий, жёсткое регулирование продажи иностранной валюты, установление параллельных обменных курсов и «справедливых» цен на товары первой необходимости.
В то же время модель «боливарианского социализма» спровоцировала отток иностранных капиталовложений и растущий дефицит товаров и услуг. По мере вытеснения частного капитала не удавалось создавать эффективные предприятия, основанные на государственной или коллективной собственности. В сфере внешней политики обострились отношения с Соединёнными Штатами и их союзниками. Самым активным образом налаживались отношения с леворадикальными правительствами в рамках Боливарианского альянса для народов нашей Америки (ALBA), в первую очередь с Кубой. За пределами региона стратегическими партнёрами Венесуэлы стали Россия и Китай, тесные отношения сложились также с Республикой Беларусь, Ираном и Сирией.
Смена парадигмы развития привела к росту социальной напряжённости и усилению политической поляризации. Соотношение между сторонниками и противниками «социализма XXI века» постоянно менялось: социальную базу правящего режима составляли беднейшие слои населения, крестьянство, государственные служащие, рядовой состав армии и подавляющая часть офицерского корпуса. Оппозиция опиралась преимущественно на средние городские слои, предпринимателей, большинство интеллигенции и студенчества, католическое духовенство.
Поводами для первого крупного конфликта в конце 2001 г. послужили пакет декретов (законы о земле и землепользовании, недвижимости, нефти, рыболовстве, прибрежных зонах и т. д.), затрагивавших интересы различных групп и слоёв населения, а также создание военизированных боливарианских отрядов (т. н. коллективов). В апреле 2002 г. группа военных при поддержке предпринимательских кругов попыталась сместить У. Чавеса, однако благодаря массовым выступлениям в его поддержку глава государства вернулся на свой пост. С конца 2002 и до начала 2003 гг. продолжалась общенациональная забастовка из-за сложной ситуации в государственной нефтяной компании Petróleos de Venezuela (PDVSA).
В августе 2004 г. оппозиция организовала референдум о досрочном прекращении полномочий президента, однако У. Чавесу удалось заручиться поддержкой 59,09 % и остаться у власти, а затем переизбраться на второй и третий сроки. В декабре 2005 г. из-за бойкота оппозиции все места в парламенте – Национальной ассамблее – получили сторонники президента. В конце 2006 г. «Движение за Пятую республику» трансформировалось в массовую авангардную Единую социалистическую партию Венесуэлы, в которую вошли и другие левые организации. В свою очередь, в январе 2008 г. оппозиция, координировавшая свои усилия и ранее, создала коалицию «Круглый стол демократического единства» в составе четырёх крупных – «Демократическое действие», «Справедливость прежде всего», «Новое время» и «Народная воля» – и более двух десятков мелких партий, преимущественно левоцентристских и центристских (четыре из них входят в Социалистический интернационал). На парламентских выборах в сентябре 2010 г. проправительственная коалиция получила 48,13 %, а оппозиция – 47,22 % голосов. Более существенным оказался разрыв на президентских выборах в октябре 2012 г., на которых У. Чавес получил 55,07 %, а единый кандидат оппозиции Э. Каприлес Радонский – 44,31 % голосов.
После смерти У. Чавеса (5 марта 2013) в Венесуэле начался системный кризис, охвативший экономику, социальную и политическую сферы. На внеочередных президентских выборах 14 апреля 2013 г. оппозиция была близка к победе: преемник У. Чавеса Н. Мадуро набрал 50,61 %, а Э. Каприлес – 49,12 % голосов.
Социально-экономическая составляющая системного кризиса
После прихода к власти Н. Мадуро экономическая ситуация продолжала ухудшаться. Неудачные экономические решения, злоупотребление командно-административными методами, чрезмерное государственное регулирование, резкое падение мировых цен на нефть – практически единственный источник валютных поступлений, саботаж части предпринимателей, а затем и пандемия COVID-19 привели к тому, что, по данным Международного валютного фонда (МВФ), в 2015 г. ВВП снизился на 6,2 %, в 2016 г. – на 17,0 %, в 2017 г. – на 15,7 %, в 2018 г. – на 18,0 %, в 2019 г. – на рекордные 35 %, а в 2020 г. – ещё на 30 %. Из-за отказа МВФ в предоставлении кредита, замораживания венесуэльских активов за рубежом, усиливающихся международных санкций и негативных последствий пандемии экономика оказалась на грани коллапса. Боливарианская Республика превратилась в мирового лидера и по уровню гиперинфляции, которая выросла со 121,7 % в 2015 г. до 65 370 % в 2018 г.
В конце 2010 – начале 2020-х гг. в поисках выхода из кризиса правительство перешло к новой экономической политике. В 2018 г. для стабилизации финансовой системы был введён единый обменный курс, определяемый на аукционах, деноминирована национальная валюта и разрешено свободное использование доллара США, который превратился в основное платёжное средство. Ослабление государственного контроля, либерализация импорта и рост числа денежных переводов от венесуэльцев, проживающих за рубежом, способствовали ликвидации товарного дефицита, а возвращение некоторых экспроприированных предприятий бывшим владельцам и появление «боливарианской буржуазии» – оживлению экономики (по предварительным данным МВФ, в 2023 прирост ВВП составил 4 %, а в 2024 достигнет 4,5 %). В результате принятых мер уровень инфляции начал снижаться, однако всё ещё оставался высоким [360 % в 2023 и 200 % (прогноз) в 2024]. Несмотря на многочисленные санкции, возобновилось сотрудничество с американской корпорацией Chevron и с европейскими компаниями, что позволило увеличить нефтедобычу. Возвращение зарубежных авиакомпаний способствовало росту туристического потока. Принятые меры носили неоднозначный характер, правая оппозиция считает их недостаточными, а левая обвиняет правительство в отходе от идеалов Боливарианской революции.
Некоторое оживление экономики способствовало снижению уровня бедности, однако привело к росту социальной поляризации. По итогам независимых исследований, с 2021 по 2022 гг. комплексный показатель бедности, учитывающий как уровень доходов, так и социальные факторы (образование, здравоохранение, жилищную проблему и др.), снизился с 65,2 % до 50,5 %, при этом коэффициент Джини с 2014 по 2022 гг. вырос с 0,407 до 0,603 пункта. Резкий рост цен и крайне низкая заработная плата, особенно в государственном секторе, ускорили рост теневой экономики, активизировали чёрный рынок и вызвали ухудшение систем здравоохранения и образования. В какой-то мере высокая стоимость жизни и крайне низкие зарплаты компенсируются распределением продуктовых наборов по символическим ценам и субсидированием коммунальных услуг и транспорта.
Низкий уровень жизни, социальная дезинтеграция значительной части населения, транзит наркотиков, активизация незаконных вооружённых формирований и наличие большого количества оружия у населения отражаются на неблагоприятной криминальной ситуации: в 2022 г. по числу насильственных убийств (40,4 на 100 тыс. населения) Боливарианская Республика опережала все страны региона. Острой социальной проблемой остаётся и высокий индекс восприятия коррупции. В этих условиях усилилась массовая эмиграция, которая, по данным ООН за 2023 г., превысила 7,7 млн человек, составив более четверти населения.
Политическая составляющая системного кризиса
Политическая составляющая системного кризиса связана с противостоянием сторонников и противников «социализма XXI века» и сосуществованием в течение продолжительного времени параллельных властных структур, каждая из которых претендовала на исключительную легитимность. Квази-двухпартийная система была представлена правящей Единой социалистической партией Венесуэлы и достаточно разнородным «Круглым столом демократического единства». За годы Боливарианской революции произошло сращивание партийных и государственных структур, в руководство которых одновременно входят президент и вице-президент, министры, главы госкорпораций и депутаты-социалисты. Самый большой успех оппозиции связан с победой на парламентских выборах в декабре 2015 г., когда её представители заняли 109 из 167 мест в Национальной ассамблее, ещё три места получили оппозиционно настроенные представители коренного населения, что дало возможность «Круглому столу демократического единства» заявить о наличии квалифицированного большинства.
Предвидя противодействие законодательной власти, Н. Мадуро при поддержке предыдущего состава парламента изменил в своих интересах состав Верховного суда, который уже в январе 2016 г. обвинил оппозицию в нарушениях, допущенных при избрании депутатов от коренного населения, а Национальную ассамблею – в неуважении, в результате её решения объявлялись ничтожными. В 2016 г. коалиция «Круглый стол демократического единства» взяла курс на досрочное прекращение полномочий главы государства. Уже на первом этапе, с 27 апреля по 2 мая 2016 г., оппозиция собрала более 1,85 млн подписей вместо требуемых 200 тыс., однако Национальный избирательный совет потребовал собрать по 20 % подписей в каждом из субъектов федерации, а в октябре 2016 г. аннулировал итоги их сбора в ряде штатов из-за допущенных нарушений и приостановил процедуру подготовки референдума. В марте 2017 г. Конституционная палата Верховного суда лишила полномочий Национальную ассамблею, а депутатов – парламентского иммунитета, возложив законодательные функции на Верховный суд или созданный им орган.
Новый виток напряжённости вызвали декларированные намерения исполнительной власти изменить Конституцию 1999 г. Для разработки нового Основного закона была избрана Национальная конституционная ассамблея. По мнению оппозиции, этому решению должен был предшествовать всенародный референдум, был нарушен и ряд других принципов. Во время выборов исключались партийное представительство и политический плюрализм, легитимность каждого будущего депутата основывалась на разном количестве полученных голосов: 364 депутата из 545 избирались на основе территориального принципа, а остальные 181 – на корпоративной основе, по квотам для различных категорий населения. 16 июля 2017 г. по инициативе оппозиции был проведён общенациональный опрос, в котором приняли участие 7,2 млн человек, свыше 98 % отвергли идею созыва учредительного собрания. Поскольку референдум проводился без участия официальных избирательных органов, Н. Мадуро и его сторонники отказались признавать его юридические последствия.
30 июля 2017 г. при явке в 41,53 % из-за бойкота оппозиции все места в учредительном собрании заняли сторонники боливарианского проекта. Новый законодательный орган так и не приступил к реформированию Конституции, возложил на себя функции парламента и был распущен в конце 2020 г., после вступления в свои полномочия Национальной ассамблеи нового созыва. Конституционная ассамблея изменила состав Генеральной прокуратуры, а созданная по решению Национальной конституционной ассамблеи Общественная комиссия по установлению истины, правосудию и общественному спокойствию обвинила оппозиционных политиков в подрывных действиях и измене Родине.
15 октября 2017 г. состоялись региональные выборы, перенесённые с декабря 2016 г. из-за неблагоприятной ситуации для исполнительной власти. По официальным данным, при явке в 61,14 % правящая партия набрала 54 % голосов, а оппозиция – 45 %, однако благодаря мажоритарной системе голосования проправительственные кандидаты победили в 18 из 23 штатов. По требованию исполнительной власти избранные губернаторы должны были принести присягу перед Национальной конституционной ассамблеей, не признаваемой оппозицией. В результате четыре оппозиционера выполнили требование президента, а место пятого, объявленное вакантным, также занял сторонник правительства. 10 декабря 2017 г. по итогам местных выборов из-за бойкота оппозиции исполнительная власть установила контроль над 305 из 335 муниципалитетов.
Используя благоприятное для себя соотношение сил, 20 мая 2018 г. правительство провело досрочные президентские выборы, проигнорированные большинством оппозиционных партий, обвинивших исполнительную власть в отказе регистрировать популярных кандидатов, сокращении сроков избирательной кампании, злоупотреблении административным ресурсом, отсутствии независимых наблюдателей, фальсификации итогов голосования и других нарушениях. В результате за Н. Мадуро было подано 67,84 % голосов, за его основного оппонента, лидера вышедшего из Единой социалистической партии Венесуэлы «Прогрессивного авангарда» Э. Фалькона, – 20,93 %, за выдвинутого группой избирателей «Надежда на перемены» пастора-евангелиста Х.Бертуччи – 10,82 % и за чависта-диссидента Р. Кихаду – менее 1 % голосов. Оппозиционные партии не признали легитимность выборов и второго президентского мандата Н. Мадуро, провозгласив в январе 2019 г. со ссылкой на Конституцию временным главой государства председателя Национальной ассамблеи Х. Гуайдо (в этом качестве его признали 60 стран). В результате в Венесуэле формально сосуществовали два парламента, номинальный и реально действующий президенты и два Верховных суда (один из них в эмиграции).
В ходе подготовки к парламентским выборам 6 декабря 2020 г. Национальная ассамблея отказалась предложить кандидатов в Национальный избирательный совет, в результате его состав был назначен Верховным судом, а число депутатов парламента было увеличено со 167 до 277 человек. Затем высшая судебная инстанция сменила руководителей оппозиционных партий «Справедливость прежде всего» и «Демократическое действие», назначив вместо них сторонников режима. Одновременно президент объявил амнистию 110 политических деятелей, включая 23 депутата и 4 их заместителей, и обратился к ООН и Европейскому союзу с предложением прислать наблюдателей. Европейские дипломаты встретились с представителями власти, оппозиции и гражданского общества, однако их миссия не увенчалась успехом и была подвергнута резкой критике со стороны Европарламента.
Неоднозначное отношение к выборам усилило фрагментацию оппозиции и привело к фактическому расколу внутри коалиции «Круглый стол демократического единства». 27 партий, включая «большую четвёрку», заявили об отсутствии минимальных условий для избирательной кампании и призвали электорат к бойкоту выборов. Часть умеренной (преимущественно центристской и левоцентристской) оппозиции решила бороться за места в парламенте, создав несколько коалиций.
Накануне голосования правительство смягчило ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, по всей стране проводились массовые митинги, на которых распределялись продуктовые заказы и другие дефицитные товары. Для легитимации выборов правительство пригласило 200 международных наблюдателей, в том числе экс-президентов Э. Моралеса (Боливия), Р. Корреа (Эквадор), М. Селайю (Гондурас), Ф. Луго (Парагвай) и бывшего председателя правительства Испании Х. Л. Родригеса Сапатеро. При минимальной явке (30,5 %) 69,43 % голосов получил проправительственный «Большой патриотический полюс Симона Боливара». Специфика избирательной системы привела к тому, что сторонники правительства заняли в Национальной ассамблее 253 из 277 мест, а оппозиция в сумме – только 21 место («Демократическое действие» – 11, «Прогрессивный авангард» – 3, «Надежда на перемены» – 3, «Венесуэла прежде всего» – 2, COPEI и Коммунистическая партия – по одному месту). 3 места предоставлено представителям коренного населения.
Как и во время президентских выборов 2018 г., международное сообщество отнеслось к итогам голосования неоднозначно. При голосовании в Организации американских государств (ОАГ) за резолюцию, назвавшую венесуэльский режим диктаторским, а выборы – сфальсифицированными, проголосовали 21 из 34 членов организации (в том числе США и Канада). Боливия и Мексика выступили против, а Аргентина, Сент-Китс и Невис, Суринам, Барбадос и Белиз воздержались. Никарагуа, Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидад и Тобаго отказались участвовать в голосовании. Свою прежнюю позицию единодушно подтвердили все члены Европейского союза, а также Великобритания. Легитимность выборов признали традиционные союзники Н. Мадуро, включая Россию и Китай. В январе 2021 г. Х. Гуайдо утратил пост председателя Национальной ассамблеи, в результате Европейский союз перестал признавать политика временным президентом, в то время как США и ряд латиноамериканских государств сохранили за ним прежний статус. После парламентских выборов Н. Мадуро установил контроль над всеми ветвями власти, ситуация в стране несколько стабилизировалась, а конфликт перешёл в латентную стадию.
По итогам региональных и муниципальных выборов 21 ноября 2021 г. сторонники правительства смогли укрепить свои позиции. При явке 42,26 % члены и сторонники Единой социалистической партии Венесуэлы на посты губернаторов победили в 19 из 23 штатов, а оппозиция – только в четырёх. Представитель правящей партии возглавил также столичную мэрию. Остальные 334 поста распределились между «Большим патриотическим полюсом Симона Боливара» (205), «Круглым столом демократического единства» (59), Демократическим альянсом (37) и представителями других партий и объединений. После аннулирования Верховным судом итогов голосования в штате Баринас на дополнительных выборах 9 января 2022 г. победил представитель оппозиционного «Демократического действия» Серхио Гарридо. Полномочия региональных и местных органов власти завершаются в 2025 г.
В условиях системного кризиса основной опорой режима остаются силовые структуры и проправительственные военизированные формирования. За два десятилетия Боливарианской революции вооружённые силы стали ядром т. н. военно-гражданского союза. Хотя Конституцией 1999 г. военнослужащим предоставлено право голоса, они по-прежнему не могут занимать выборные должности, участвовать в агитационной деятельности, проявлять политическую активность и входить в состав какой-либо партии. Тем не менее Национальные вооружённые силы (FANB) воспитываются в духе «социализма XXI века». Для укрепления военно-гражданского союза в январе 2020 г. в состав Национальных вооружённых сил (по разным данным, от 125 до 150 тыс. военнослужащих в 2022) вошла Боливарианская милиция (ополчение; 200–225 тыс.). Функции борьбы с терроризмом возложены на Национальную гвардию (25–30 тыс.; также в составе регулярных вооружённых сил). Численность полиции составляет 45 тыс. человек. Под контроль военных перешли и многие отрасли экономики. По мере обострения гуманитарного кризиса особую значимость приобрёл контроль над производством, импортом и распределением продуктов питания, медицинского оборудования и лекарств. В силу этих причин оппозиции не удалось привлечь на свою сторону или, по крайней мере, расколоть силовые структуры. В то же время эпизодические антиправительственные выступления, включая и покушения на главу государства, свидетельствуют, что единство силовых структур нельзя и переоценивать.
Особую, но не всегда однозначную роль в поддержке режима играют «коллективы» – военизированные моторизованные формирования, которые принимали активное участие в подавлении антиправительственных выступлений. Часть отрядов прошла боевую подготовку и входит в народное ополчение, многие работают телохранителями известных политических деятелей, заменяют силы правопорядка на подконтрольных территориях, занимаясь решением острых социальных проблем и распределением дефицитных продуктов, в условиях пандемии следили за соблюдением карантина. Среди них представлены и криминальные банды, которые ведут междоусобную войну за сферы влияния.
Кризис в Венесуэле и региональные международные организации
После обострения системного кризиса страны региона предпринимали попытки выработать консолидированную позицию. В августе 2017 г. 11 государств Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Гватемала, Гондурас, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Панама, Парагвай, Перу и Чили), а также Канада создали Лимскую группу на уровне министров иностранных дел. На организационной встрече в столице Перу в качестве наблюдателей присутствовали также представители США, Барбадоса, Гренады и Ямайки, ОАГ и Европейского союза. В совместной декларации участники группы указали на нарушения конституционного правопорядка в Венесуэле, не признали легитимность Национальной конституционной ассамблеи и выразили солидарность с парламентом этой страны. Документ осудил политику Н. Мадуро, потребовал применить по отношению к нему Межамериканскую демократическую хартию и призвал оказать Венесуэле гуманитарную помощь. Лимская группа осудила проведение президентских выборов 2018 г. и признала Х. Гуайдо временно исполняющим обязанности главы государства. В феврале 2019 г. левоцентристские правительства Мексики и Уругвая, а также Карибское сообщество заняли более сдержанную позицию, признав легитимность как законодательной, так и исполнительной ветвей власти, и призвали противоборствующие стороны к диалогу. К 2020 г., после смены правительства, изменилась позиция Уругвая, из состава Лимской группы вышла Мексика, однако её ряды пополнили в качестве постоянных членов Боливия, Гайана, Гаити и Сент-Люсия, а в качестве наблюдателей – Эквадор и Доминиканская Республика. Своего постоянного представителя в группе назначил Х. Гуайдо. В ноябре 2020 г., после возвращения к власти «Движения к социализму», Боливия восстановила отношения с правительством Н. Мадуро, в марте 2021 г. из группы вышла Аргентина.
Системный кризис в Венесуэле негативно отразился на субрегиональных и региональных процессах в Латинской Америке. Сведение к минимуму венесуэльской помощи и протестные акции в Никарагуа, а особенно смена правительственного курса в Эквадоре и Боливии резко снизили влияние и возможности созданного по инициативе У. Чавеса Боливарианского альянса для народов нашей Америки, в августе 2018 г. Эквадор принял решение выйти из этого блока. В ноябре 2019 г. аналогично поступила и не признанная Н. Мадуро временная администрация Боливии, в ноябре 2020 г. новое правительство этой андской страны приняло решение вернуться в объединение.
Первоначально Венесуэла достаточно динамично развивала отношения с участниками Южноамериканского общего рынка (MERCOSUR) в составе Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая. В июле 2012 г. Боливарианская Республика воспользовалась приостановлением членства Парагвая и стала полноправным членом объединения. В августе 2016 г. страны-участницы обвинили Венесуэлу в несоблюдении уставных требований, а в августе 2017 г. (после выборов в Национальную конституционную ассамблею) приостановили её членство в блоке по обвинению в нарушении демократических норм.
До определённого времени удавалось добиваться относительного единства взглядов в рамках Союза южноамериканских наций (UNASUR), учреждённого в 2008 г. по инициативе Бразилии и Венесуэлы и ставшего символом «левого поворота». Все его участники независимо от политических взглядов стремились найти компромисс при возникавших разногласиях, наблюдатели от UNASUR присутствовали на внеочередных президентских выборах в Венесуэле в 2013 г. и единодушно признали легитимность Н. Мадуро. После обострения системного кризиса выработка единой позиции стала невозможной. В апреле 2018 г. Аргентина, Бразилия, Колумбия, Парагвай, Перу и Чили приостановили своё членство в объединении из-за отсутствия конкретных результатов деятельности организации, а затем окончательно покинули её ряды. Позже к ним присоединились Эквадор и Уругвай. В марте 2019 г. по инициативе Колумбии и Чили для укрепления региональных связей был создан Форум для развития Южной Америки (PROSUR). Организаторы нового объединения не пригласили Н. Мадуро, а Х. Гуайдо счёл своё участие преждевременным.
Изменившаяся расстановка политических сил осложнила деятельность Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC), объединившего в 2010 г. все 33 государства региона. Поскольку все решения в CELAC должны приниматься на основе консенсуса, при неоднозначном отношении к Венесуэле это объединение превратилось в своего рода дискуссионный клуб и не смогло способствовать разрешению конфликта и в течение двух лет созывать саммиты CELAC. В 2020 г. президент Мексики в качестве очередного председателя сообщества смог активизировать его деятельность. Тем не менее на встрече глав государств в январе 2020 г. по разным мотивам отсутствовали Бразилия, Боливия, Доминика, Тринидад и Тобаго, а Бразилия приняла решение о выходе из объединения (в январе 2023, после вступления на свой пост, президент Л. И. Лула да Силва восстановил членство свой страны в CELAC).
Крайне напряжённо складывались отношения правительства Н. Мадуро с ОАГ. В апреле 2017 г. Соединённые Штаты и их союзники намеревались приостановить членство Венесуэлы в этой организации по обвинению в нарушении демократии. Не дожидаясь применения Межамериканской демократической хартии, 27 апреля 2017 г. Н. Мадуро запустил процесс добровольного выхода из ОАГ, завершившийся 27 апреля 2019 г. В июне 2019 г. ОАГ приняла решение признать постоянным представителем Национальной ассамблеи в организации дипломата от оппозиции. Усилению изоляции Венесуэлы в регионе способствовало и переизбрание в марте 2020 г. Л. Альмагро, в прошлом министра иностранных дел Уругвая, генеральным секретарем ОАГ на очередной срок.
Отношение к Венесуэле изменилось в ходе нового «левого дрейфа» в начале 3-го десятилетия 21 в.: все государства Тихоокеанского альянса возглавили левые правительства, прекратила существование Лимская группа, а главный оппонент Венесуэлы – Колумбия – нормализовала отношения с соседней страной и активизировала всестороннее сотрудничество. В октябре 2022 г. 19 членов ОАГ (против четырёх) проголосовали за прекращение полномочий представителя Х. Гуайдо в организации. Хотя отдельные главы государств продолжали критиковать Венесуэлу за нарушения прав человека, изоляция страны в регионе прекратилась.
Международное сообщество и попытки урегулирования венесуэльского кризиса
Латиноамериканские государства неоднократно предпринимали попытки организовать диалог между властью и оппозицией. С этой целью в 2014 г. была создана посредническая группа в составе министров иностранных дел Колумбии, Бразилии и Эквадора, представлявших в то время правоцентристскую, левоцентристскую и леворадикальную модели развития, а также папского нунция в Каракасе. Основные требования оппозиции включали освобождение политических заключённых, разоружение «коллективов», создание совместной комиссии для расследования насильственных действий и реорганизацию судебных и избирательных институтов.
В ходе переговоров было достигнуто соглашение создать комиссию по установлению истины и наказать виновников насилия. Регионы, контролируемые оппозицией, согласились поддержать правительственный план «Безопасная Родина» для совместной борьбы с организованной преступностью, а правительство – пойти на пересмотр некоторых политических дел. Из-за отказа власти освободить лидеров радикальной оппозиции в мае 2014 г. «Круглый стол демократического единства» заявил о прекращении переговоров.
Вторая попытка диалога была предпринята в 2016 г., после несостоявшейся процедуры досрочного прекращения полномочий президента. В качестве посредников выступили специальный представитель Ватикана кардинал К. М. Челли и, от имени Союза южноамериканских наций, бывший председатель правительства Испании Х. Л. Родригес Сапатеро, а также экс-президенты Л. Фернандес (Доминиканская Республика) и М. Торрихос (Панама). Идею переговоров поддержали ОАГ и госдепартамент США. Хотя представители власти и оппозиции пришли к соглашению о соблюдении конституционных норм, отказе от применения насилия и возможности открыть канал для предоставления гуманитарной помощи, основные разногласия преодолеть не удалось. Представители правительства отвергли идею досрочных всеобщих выборов, отказались изменить состав Национального избирательного совета и освободить видных оппозиционеров. В конечном счёте переговоры придали второе дыхание власти и усилили разногласия в рядах оппозиции. В конце января 2017 г. диалог зашёл в тупик, при этом обе стороны обвиняли в срыве переговоров друг друга.
В январе 2019 г., после начала второго мандата Н. Мадуро и провозглашения Х. Гуайдо временно исполняющим обязанности президента, Мексика и Уругвай призвали конфликтующие стороны к переговорам, которые поддержали генеральный секретарь ООН А. Гутерреш и папа Римский Франциск. Одновременно Европейский союз объявил о создании контактной группы по Венесуэле в составе восьми европейских (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Франция и Швеция) и пяти латиноамериканских государств (Боливия, Коста-Рика, Панама, Уругвай и Эквадор). Идея переговоров была поддержана Н. Мадуро, однако первоначально отвергнута Х. Гуайдо. Тем не менее для изложения своих позиций обе стороны приняли приглашение Норвегии и направили в Осло своих представителей (обе делегации встречались только с посредниками). В июле 2019 г. представители Н. Мадуро и Х. Гуайдо всё-таки начали переговоры на Барбадосе, однако в августе, после введения новых американских санкций, поддержанных большинством оппозиции, правительственная делегация отказалась от переговоров, а в сентябре «Круглый стол демократического единства» сообщил об их прекращении.
В мае 2021 г. Норвегия в очередной раз выступила с идеей возобновления переговоров, а в августе представители власти и оппозиции подписали в Мехико меморандум о взаимопонимании. Повестка дня включала восстановление политических прав оппозиционных политиков; избирательные гарантии и согласование календаря выборов с участием международных наблюдателей; отмену санкций и размораживание венесуэльских активов в зарубежных банках; соблюдение конституционных норм; мирное политическое и социальное сосуществование сторон; отказ от насилия и возмещение ущерба его жертвам; меры по выходу из кризиса национальной экономики и социальной защите населения; мониторинг соблюдения достигнутых договорённостей. Правительственную делегацию возглавил председатель Национальной ассамблеи Х. Родригес, а оппозиционную Унитарную платформу в составе партий «Справедливость прежде всего», «Новое время», «Народная воля», «Демократическое действие», Социал-христианской партии и других организаций – Х. Блайд. Посредником в диалоге выступала Норвегия, а сопровождали переговоры представители России и Нидерландов. Переговоры начались в августе, однако приостановились в октябре 2021 г. в знак протеста правительства против экстрадиции в США по обвинению в отмывании денег колумбийского бизнесмена А. Сааба, доверенного лица венесуэльского президента. Диалог был ненадолго возобновлён, но в ноябре 2022 г. прекратился после отказа западных стран немедленно разморозить находящиеся за рубежом венесуэльские активы.
Новый раунд переговоров состоялся 17 октября 2023 г. на Барбадосе при посредничестве Норвегии, представителей России и Нидерландов как стран сопровождения, министров иностранных дел Барбадоса и Колумбии, специального помощника президента Бразилии, мексиканских дипломатов и других заинтересованных сторон. По итогам диалога были подписаны соглашения об обеспечении политических прав и гарантий для всех и о защите жизненных интересов нации. Документы предусматривают проведение во 2-й половине 2024 г. очередных прозрачных и конкурентных президентских выборов с участием кандидатов от всего спектра политических сил при их соответствии требованиям, установленным национальным законодательством, присутствие международных наблюдателей и включение в избирательные списки венесуэльцев, проживающих за рубежом. Договорённости подразумевают также неприятие любой формы политического насилия по отношению к Венесуэле и её институтам. В рамках переговоров США согласились снять с Боливарианской Республики некоторые санкции против нефтегазовой и золотодобывающей отраслей, а также финансового сектора сроком на полгода.
22 октября 2023 г. оппозиционные партии провели праймериз по выдвижению единого кандидата на президентских выборах 2024 г. По данным Национальной комиссии по отборочным выборам, в голосовании приняли участие 10 политиков, явка составила более 2,4 млн человек (12 % от списка избирателей), 92,35 % из них проголосовали за М. К.Мачадо, лидера партии «Давай, Венесуэла», правого политика, выступающего за приватизацию природных ресурсов и ключевых предприятий, уважение частной собственности (в том числе возвращение национализированных предприятий прежним владельцам), продвижение свободного рынка, создание возможностей для бизнеса и резкое сокращение роли государства и придерживающегося толерантных позиций по вопросу либеральных ценностей. Тем не менее Избирательная палата Верховного суда Венесуэлы не признала результаты оппозиционных отборочных выборов, заявив о допущенных нарушениях, а Генеральная прокуратура поручила начать расследование деятельности членов оппозиционной комиссии, обвинив её в узурпации функций, использовании недостоверной статистики и причастности к незаконному финансированию. Кроме того, в 2015 г. М. К. Мачадо была ограничена в политических правах сроком на 1 год, а в июне 2023 г. – на 15 лет за участие в протестных акциях, призывы к сохранению американских санкций и поддержку Х. Гуайдо. Оппозиция обвинила правительство в нарушении Барбадосских соглашений, а Госдепартамент США заявил о восстановлении санкций, если не будут соблюдены права оппозиции, освобождены «политические заключённые» и «несправедливо задержанные» американцы. В декабре 2023 г. США освободили А. Сааба, а Венесуэла – 10 американских граждан и 24 оппозиционера. М. К. Мачадо, считающая лишение политических прав необоснованным, подала соответствующие документы в Верховный суд, однако 26 января 2024 г. её апелляция была отклонена. В результате вопрос о регистрации оппозиционного кандидата в президенты остался открытым. Судебное решение привело к обострению отношений Венесуэлы с США, которые заявили о возобновлении санкций в нефтяной сфере. Системный кризис сохраняется, венесуэльское общество расколото, а партийно-политическая система предельно поляризована.