Политический кризис в Венесуэле
Полити́ческий кри́зис в Венесуэ́ле, конфликт ветвей власти, продолжающийся с 2015 г.
Истоки политического кризиса в Венесуэле восходят к президентству У. Чавеса. После прихода к власти глава государства провозгласил в качестве стратегической цели достижение «социализма XXI века»: отказ от рыночных механизмов регулирования экономики, курс на национализацию предприятий, жёсткое регулирование продажи иностранной валюты, установление нескольких параллельных обменных курсов, определение доступных цен на товары первой необходимости и т. д. Эти факторы снизили эффективность хозяйственной деятельности в стране и привели к оттоку иностранных капиталовложений. В условиях нефтяного бума (экспорт нефти приносил более 90% валютных доходов бюджета) правительству удавалось нивелировать негативные последствия оттока зарубежных инвестиций: с 2002–2012 г. доля бедных хозяйств снизилась с 45,3 до 17,6%, в том числе доля нищих – с 6,8 до 4,6%; уменьшилась социальная поляризация (индекс Джини сократился с 0,418 в 2002 до 0,384 в 2012).
Падение цен на нефть в 2014 г. привело к ухудшению экономической ситуации в стране: по данным МВФ в 2015 г. ВВП снизился на 6,2%, в 2016 г. – на 17,0, в 2017 г. – на 15,7, в 2018 г. – на 18,0 в 2019 г. – на рекордные 35%, а в 2020 г. – ещё на 30%. Венесуэла превратилась в мирового лидера и по уровню инфляции: 121,7% в 2015 г., 254,9% в 2016 г., 438,1% в 2017 г., 65 370% в 2018, 19910% в 2019 и 2360% в 2020 г. Кризисные явления в экономике привели к росту социальной напряжённости и обострению противостояния между сторонниками и противниками «социализма XXI века». На этом фоне усилилась политическая поляризация общества: в 2014 г. по стране прокатилась волна массовых антиправительственных протестов.
Противостояние между сторонниками правительства и оппозицией вызвало конфликт между ветвями власти после парламентских выборов в декабре 2015 г., на которых оппозиционная коалиция «Круглый стол демократического единства» (КСДЕ) получила квалифицированное большинство в Национальной ассамблее. Предвидя противодействие законодателей, Н. Мадуро при поддержке старого состава парламента изменил состав Верховного суда, который де-факто предоставил президенту право действовать в обход избранного парламента.
В мае 2017 г. Н. Мадуро подписал указ о созыве Национальной конституционной ассамблеи (НКА) – однопалатного учредительного органа, задачей которого была разработка новой конституции. 30 июля 2017 г. при явке в 41,53% – из-за бойкота оппозиции – все места в НКА заняли сторонники Мадуро. НКА приняла на себя функции законодательной власти, фактически заменив Национальную ассамблею, контролируемую оппозицией.
15 октября 2017 г. состоялись региональные выборы губернаторов. При явке в 61,14% правящая Единая социалистическая партия Венесуэлы набрала 54% голосов, а оппозиция – 45%, однако благодаря мажоритарной системе голосования проправительственные кандидаты победили в 18 из 23 штатов. 10 декабря 2017 г. состоялись муниципальные выборы, которые бойкотировала оппозиция. По этой причине сторонники Мадуро одержали победу в 300 из 335 муниципалитетов.
В мае 2018 г. в Венесуэле состоялись внеочередные выборы главы государства, на которых победил Н. Мадуро. Оппозиция не признала итоги выборов, обвинив исполнительную власть в отказе в регистрации ключевых оппозиционных кандидатов, отсутствии независимых наблюдателей и фальсификации итогов голосования. В январе 2019 г. временным главой государства был провозглашён председатель Национальной ассамблеи Х. Гуайдо. Юридическим обоснованием для этого решения стала ссылка на Конституцию Венесуэлы, согласно которой в случае невозможности исполнения обязанностей президента власть переходит к председателю парламента (cт. 233 Конституции). Временным президентом Гуайдо признали 60 государств, в том числе США, Канада, ЕС, большинство стран Организации американских государств (ОАГ) и участников латиноамериканской «Группы Лимы». В свою очередь полномочия Мадуро подтвердили 19 стран (среди них Россия, Китай, Иран и Турция, а в регионе – Куба и Никарагуа). Уругвай (до смены правительства в марте 2020) и Мексика заявили о традиционном невмешательстве во внутренние дела других стран и призвали конфликтующие стороны к переговорам. В результате в 2017–2020 гг. в Венесуэле формально сосуществовали два парламента, а в 2019–2020 гг. – два президента.
6 декабря 2020 г. в Венесуэле прошли очередные парламентские выборы. Решением Национального избирательного совета число депутатов Национальной ассамблеи было увеличено со 167 до 277 человек. Для легитимации выборов Н. Мадуро объявил амнистию 110 политическим деятелям и пригласил 300 международных наблюдателей для мониторинга выборов. Основные оппозиционные партии («Демократическое действие», «Справедливость прежде всего», «Новое время», «Народная воля»), входящие в коалицию КСДЕ, бойкотировали выборы. Часть оппозиции решила бороться за места в парламенте, создав несколько коалиций: Демократический альянс, «Единая Венесуэла» и «Революционная народная инициатива». Явка на выборы составила 30,5% – самый низкий показатель после 2005 г. Сторонники правительства заняли в Национальной ассамблее 253 из 277 мест, а оппозиция в сумме – 21 место (Демократический альянс – 18, «Единая Венесуэла» – 2 и «Революционная народная инициатива» – одно); 3 места предоставлено представителям коренного населения. Поскольку большинство мест в Национальной ассамблее нового созыва принадлежало сторонникам Мадуро, НКА, так и не приступив к реформированию конституции, была распущена 18 декабря 2020 г.
Легитимность выборов признали традиционные союзники Н. Мадуро: Россия, Китай, Турция, Иран и др. ОАГ приняла резолюцию о непризнании парламентских выборов, состоявшихся 6 декабря. В поддержку документа был отдан 21 голос (в том числе США и Канады), два – против (Боливия и Мексика), пять членов организации воздержались (Аргентина, Сент-Китс и Невис, Суринам, Барбадос и Белиз), шесть отсутствовали на голосовании. Не признали результаты выборов все члены Европейского союза, а также Великобритания.
Поскольку Х. Гуайдо утратил пост председателя Национальной ассамблеи, ЕС перестал признавать политика временным президентом и считает его лидером оппозиции. США и ряд латиноамериканских государств сохранили за ним прежний статус вплоть до проведения в Венесуэле свободных и прозрачных всеобщих выборов.
После начала полномочий Национальной ассамблеи нового состава (январь 2021) Н. Мадуро установил контроль над всеми ветвями власти, ситуация в стране несколько стабилизировалась, а конфликт перешёл в латентную стадию.