Вардё
Ва́рдё (норв. Vardø, саам. Várggát), город на крайнем северо-востоке Норвегии, в фюльке Тромс-ог-Финнмарк.
Общие сведения
Расположен на о. Вардёй в Баренцевом море к востоку от п-ова Варангер. Площадь 585,58 км2 (2020).
Вардё имеет уникальное транспортное положение: северный конечный пункт трансъевропейской автомагистрали Е75, соединённый с континентом туннелем под проливом Буссесуннет (1982, длина 2,9 км, один из старейших подводных туннелей в Норвегии). Действует морской порт, через который осуществляется паромное сообщение с г. Берген. На материковой части расположен аэропорт Вардё, обслуживающий внутренние авиалинии.
Население
Численность населения 1959 человек (на 1 января 2021); с последней трети 20 в. число жителей города интенсивно сокращается (1970 – 4,2 тыс., 1980 – 3,7 тыс., 1990 – 3,0 тыс., 2000 – 2,7 тыс., 2010 – 2,1 тыс.). Плотность населения 3 чел./км2 (2020).
Религия
Больше половины всего населения Вардё являются членами лютеранской церкви Норвегии. В городе действует приходская церковь Вардё (1958) и часовня, которые находятся в юрисдикции Церкви Норвегии. К иным вероисповеданиям себя относит незначительная часть населения.
История
Непостоянное приморское поселение на месте современного Вардё возникло в 13 в. как перевалочный пункт торговли пушниной, рыбой и продукцией морского промысла на побережье Северной Норвегии. С переносом ганзейскими купцами главного пункта пушной торговли в Новгород Вардё и связанные с ним поселения стали специализироваться в основном на торговле рыбой, в том числе вяленой, сбывая её преимущественно в Берген. Название Вардё впервые упоминается в документах 1-й четверти 14 в. Для обеспечения безопасности транзитных путей на о. Вардёй по указу норвежского короля Хакона V (правил в 1299–1319) была заложена деревянная крепость, завершённая к 1306 г. (место её первоначального расположения не установлено). В 1307 г. Вардё посетил примас норвежской церкви Йорунд, архиепископ Нидаросский (ум. в 1309), который освятил там новую приходскую церковь (находилась в 190 м к югу от современного здания), ставшую первым христианским храмом в этих местах. До 1537 г. Нидаросские архиепископы обладали торговой монополией в Вардё, как и во всем Финнмарке.
Постоянное население было тесно связано с обслуживанием крепости, которая ко 2-й трети 15 в. пришла в негодность и была полностью разобрана. Около 1500 г. на новом месте, на Эстервогене, были возведены каменные, прямоугольные в плане укрепления с двумя бастионами, там находился постоянный гарнизон во главе с капитаном. Его снабжение частично осуществлялось за счёт получаемой капитаном обязательной доли от доходов с ловли и продажи рыбы. Первое развёрнутое описание занятий жителей Вардё составил Э. А. Валькендорф, архиепископ Нидаросский (ум. в 1522), посетивший его в 1511 г. и отметивший, что расселение христиан стало возможным благодаря высокому качеству и умеренной цене местной вяленой рыбы. После Реформации 16 в. церковная торговая монополия была отменена, регулирование местной коммерции перешло в руки королевских чиновников из Бергена и Тронхейма.
С признанием Англией за норвежцами исключительных прав на ведение торговли в арктических морях (1583) датская корона, которой тогда подчинялась Норвегия, установила обязательную уплату транзитной пошлины для всех кораблей, идущих в Белое море, центром её сбора стал Вардё. Это привело к конфликту с Русским государством, которое объявило земли, заселённые лопарями (саамами), вплоть до Тромсё, своим исконным владением (1597). В 1599 г. Вардё посетил король Дании и Норвегии Кристиан IV (правил в 1588–1648), объявивший его неотъемлемой частью Норвегии. Он распорядился собирать положенные короне налоги с русского населения, в том числе обитающего на Кольском п-ове, и изгнать с этих земель шведов, поскольку Швеция в то время была главным противником Дании в борьбе за гегемонию в Скандинавии. Крепость Вардё оказалась непригодной для того, чтобы принять короля; своей резиденцией он сделал корабль «Виктор». Для укрепления датско-норвежского присутствия в Финнмарке Кристиан IV приказал построить на побережье новую крепость в Альте (возведена в 1610), в 300 км восточнее Вардё. В 1600 г. царь Борис Фёдорович Годунов отказался от ратификации Тявзинского мира 1595 г., который демаркировал границу между Швецией и Россией, в том числе в районах юго-восточнее Вардё, считая эти территории спорными, и не признал притязаний Дании на управление населением, которое, по мнению датской стороны, должно было подчиняться капитану крепости Вардё.
В 17 в. в Вардё прошло несколько судебных процессов над ведьмами (1621, 1662–1663), ставших крупнейшими в Норвегии. Всего было сожжено 77 женщин и 14 мужчин, ещё ряд осуждённых заточили в крепость Вардё (в ней в 2011 в присутствии королевы Норвегии Сони открыт мемориал).
Со 2-й половины 17 в., оставаясь центром деловой жизни, Вардё терял административное и военное значение, многие строения пришли в негодность. В 1709 г. по итогам епископской визитации было отмечено, что здание церкви близко к разрушению. В результате было построено новое храмовое здание; прежнее использовалось под склад (в 1716 разобрано). В таком же плачевном состоянии оказалась крепость, и резиденцию местного губернатора перенесли в Альте. В 1734–1737 гг. в Вардё велось новое крепостное строительство, завершившееся в 1738 г.: вокруг крепостной ограды на каменных фундаментах возвели 8 бастионов, вокруг в качестве дополнительного укрепления сооружён вал из камней и земли. В 1769 г. Вардё посетила экспедиция венгерского астронома и священника-иезуита М. Хелла (Р. М. Хёлля), который наблюдал там прохождение Венеры по диску Солнца.
В целях эффективного снабжения, прежде всего зерном, северных губерний Датско-норвежского королевства в 1783 г. за счёт регулярных поставок из России началась организация постоянной поморской торговли. В 1789 г. Вардё получил статус полноправного «торгового города» и стал центром коммерческих связей Норвегии с Русским Севером. Был провозглашён режим свободной торговли, но только между аккредитованными купцами; прямые контакты торговцев между собой вне регулярных рынков по-прежнему были запрещены, а все сделки должны были подтверждаться представителями норвежских и российских властей в Вардё. Это сделало город для Норвегии деловой и административной «столицей» поморской торговли. С российской стороны соответствующие вопросы решал постоянно находившийся в Вардё консул.
В 1814 г. церковь Вардё стала избирательным участком на выборах в Норвежское учредительное собрание, принявшее конституцию страны. В 1838 г. Вардё и примыкавшие к нему сельские районы образовали общую коммуну, которая уже в следующем году из-за противоречия действующему законодательству была разделена на городской и сельские округа. По причине незначительного сельского населения управление ими оставалось общим до 1868 г.; лишь территория небольшого ближайшего к Вардё сельского округа численностью в 48 человек была включена в состав города.
В 1869 г. в Вардё было разобрано прежнее обветшавшее здание церкви и на том же месте возведён новый, тоже деревянный, храм (не сохранился) по проекту ведущего норвежского архитектора 1-й половины 19 в. К. Г. Гроша (ум. в 1865).
С 1875 г. между Вардё и Архангельском было налажено регулярное пароходное сообщение. Устойчивое развитие поморской торговли продолжалось до 1-й мировой войны 1914–1918 гг., с началом которой из-за угрозы нападений на торговые караваны немецкого подводного флота коммерческая активность значительно снизилась, с 1917 г. фактически прекратилась.
В 1906 г. российский социал-демократ, член Российской социал-демократической рабочей партии Н. А. Шевёлкин создал в Вардё при типографии норвежской газеты Finnmarken издательство «Помор» (действовало до 1909), занимавшееся публикацией и переправкой в Россию нелегальной литературы, предназначенной для агитации русских поморов (газета «Помор», листовки и др.).
В 1940 г. во время гитлеровского вторжения в Норвегию гарнизон крепости Вардё капитулировал последним из частей норвежской регулярной армии (20 июля). Пассивное сопротивление в форме «войны флагов» продолжалось до ноября того же года.
В годы германской оккупации (1940–1944) в Вардё были установлены 2 береговые артиллерийские батареи, здания в крепости служили казармами. Вход в порт был перекрыт минными заграждениями и сетями. 23 апреля 1944 г. в районе Вардё геройски погиб капитан 46-го авиаполка Северного флота Рабоче-крестьянского Красного Флота И. Б. Катунин, направивший свой подбитый самолёт в головной транспорт германского каравана (посмертно удостоен звания Героя Советского Союза). 22–23 августа 1944 г. город получил значительные разрушения в результате бомбардировки советской авиацией. Перед приходом в Вардё частей Красной Армии, наносившей в ходе Петсамо-Киркенесской операции 1944 г. удары с воздуха по сосредоточениям гитлеровских войск, по приказу командующего 20-й горной армией вермахта генерала Л. Рендулича город был почти полностью сожжён (в том числе уничтожена деревянная церковь), крепость сохранилась, но постройки требовали капитального ремонта. По приказу контр-адмирала В. А. Фокина корабли Северного флота – эскадренный миноносец «Баку», эсминцы «Гремящий», «Разумный» и «Разъярённый» – 26 октября подошли к Вардё и произвели обстрел порта, моста, а также транспортных и плавучих средств противника. 31 октября гитлеровцы оставили город, куда на следующий день вошли части Карельского фронта Красной Армии.
На месте сожжённой церкви был возведён новый храм из бетона (освящён 5 октября 1958, относится к деканату Варангер диоцеза Сёр-Холугаланн). К 1961 г. в целом завершилось восстановление города после войны: в том числе построены новые административные и общественные здания (почты и банка). В 1964 г. в состав Вардё включена восточная треть сельской коммуны Ботсфьорд, что завершило формирование территории города.
В 1945–1947 гг. крепость Вардё была демилитаризована и впоследствии использовалась как тюрьма для лиц, осуждённых за государственную измену. В 1947 г. она была возвращена в ведение норвежской армии; в 1952 г. передана под командование королевского военно-морского флота Норвегии, там разместилась радиолокационная станция норвежской военной авиации. С 1994 г. крепость не имеет военного значения (ныне находится в ведении строительного департамента Министерства обороны Норвегии), гарнизон выполняет обязанности салютного расчёта (в составе коменданта крепости и 4 служащих по призыву). В 1998 г. в Вардё размещена американская радиолокационная станция для обнаружения пусков баллистических ракет, модернизация которой в 2019 г. вызвала недовольство местных жителей.
Архитектура
Старейшее сохранившееся сооружение в Вардё – звездообразная в плане крепость с бастионами (1730-е гг.). Среди деревянных построек 19 – начала 20 вв.: т. н. Консульство (жилой дом; 1853, достроен в 1907), начальная школа (1886–1888, архитектор Г. Бакер), кладбищенская часовня Стегельнесет (1908; наличники в русле русского народного зодчества), вилла «Замок» в стиле эклектики (1913); также в городе – гостиница «Гранд-отель» (1912–1914) и карантинная станция «Лусхауген» (1922).
Застройка Вардё сильно пострадала от бомбардировок в годы Второй мировой войны. В послевоенное время возведены здание благотворительной миссии для моряков в формах интернационального стиля (1950–1952, архитектор У. Хальворсен; ныне отделение полиции), сооружения в русле традиционализма: ратуша (1954, архитектурное бюро Berner & Evensen), церковь (1958, архитектор Э. Моэстуэ), отделение Norges Bank (1961, архитектор К. Ланге, архитектурное бюро Klingenberg & Klingenberg).
В 21 в. построены мемориал «Стейльнесет» в память жертв ведовских процессов в Финнмарке в 17 в. (2011, архитектор П. Цумтор, скульптор Л. Буржуа), общественный центр с плавательным бассейном и многофункциональным залом на 250 зрителей (2013–2014, архитектурное бюро Lorentz Kielland Arkitekter), деревянные павильоны для наблюдения за птицами (2010–2015, архитектурное бюро Biotope). В ходе фестиваля стрит-арта «Комафест» (2012) в Вардё созданы муралы художников К. Харрингтона, Вилса, Roa и др. В 2016 г. сооружена деревянная скульптура «Драккар/Левиафан» (2016, российская арт-группа «Сборная Тайболы»).
Музеи
В Вардё расположен филиал музея «Варангер» (1894 – музей естественной истории, с 2006 – современный статус, включает Поморский музей, Партизанский музей и «Стейльнесет»). Экспозиция Поморского музея подготовлена в сотрудничестве с Архангельским государственным музеем деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».
Фестивали
Ежегодно с 1993 г. проводится культурный Поморский фестиваль с большим количеством участников из России.
Хозяйство
До 1960–1970-х гг. Вардё развивался как центр рыбной ловли и рыбопереработки. Кризис отрасли привёл к закрытию большого числа предприятий и переориентации экономики города на сферу услуг. В начале 2020-х гг. основа экономики – административный сектор (с континента переведены несколько государственных ведомств для обеспечения населения рабочими местами), туризм (экологический, гастрономический и др.) и сопутствующие отрасли (гостиничный и ресторанный бизнес, индустрия развлечений). В Вардё находится 6 небольших медико-клинических учреждений, 8 домов престарелых.
В городе размещены радиолокационные системы научно-исследовательского и военно-стратегического назначения Globus II (1998) и Globus III (в стадии строительства, 2020).
Окрестности
К северо-востоку от Вардё на о-вах Рейнёй (в 2 км) и Хорнёй (в 2,5 км) находится природный резерват (1983), организованный для охраны одной из крупнейших в Европе колоний морских птиц (около 80 тыс. морских птиц, включая свыше 7,5 тыс. пар тупиков и около 500 пар толстоклювых кайр). Функционирует центр научного и любительского наблюдения за их популяциями. Обитают серые тюлени и китообразные.