Кооперативное движение 1986–1991
Кооперати́вное движе́ние 1986–1991, процесс создания кооперативов в рамках экономических реформ перестройки в СССР.
Кооперация в СССР до перестройки
До начала экономических реформ периода перестройки кооперативная форма хозяйствования была представлена системой промысловой, потребительской и жилищно-строительной кооперации. Во 2-й половине 1950-х гг. была начата политика вытеснения или замены кооперации государственным хозяйством. После принятия 14 апреля 1956 г. совместного постановления Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР № 474 «О реорганизации промысловой кооперации» все промысловые кооперативы и артели были национализированы. Тем не менее жилищно-строительные и потребительские кооперативы, а также некоторые формы артелей продолжали существовать. При этом, будучи встроенными в единую систему народно-хозяйственного механизма, они находились под жёстким контролем и были лишены возможности реализовывать принципы кооперативной деятельности во взаимоотношениях с хозяйственными партнёрами. Это не давало кооперации возможности нормально развиваться и эффективно вести дело.
Поскольку кооперация в СССР по своей сути носила компенсационный характер и была ориентирована на решение социально-бытовых проблем населения, сворачивание кооперативной деятельности привело к обострению проблем в потребительской сфере. Уже в 1970-х гг. наблюдалось серьёзное отставание товарных ресурсов от спроса населения. Круг дефицитных товаров расширялся. Показательно, что за 1966–1987 гг. годовой план товарооборота был выполнен всего 5 раз. В целом за период 1971–1986 гг. производство предметов потребления выросло в 2,1 раза, а количество денег в обращении (благодаря росту доходов населения) – в 3,1 раза. Отложенный спрос населения из-за недостатка товаров и услуг в наличных деньгах и на вкладах в сберкассах к концу 1985 г. оценивался в 70–75 млрд руб.
Определённую роль в возрождении кооперативного сектора в СССР во 2-й половине 1980-х гг. сыграл опыт других социалистических стран, где удельный вес кооперации в экономике был достаточно высок. Так, в 1985 г. в Народной Республике Болгария на долю кооперации приходилось 60 % объёма бытовых услуг, оказываемых населению. В Венгерской Народной Республике – 35 %, кроме того, венгерские кооперативы давали 6 % всей промышленной продукции страны. В Германской Демократической Республике кооперативные предприятия производили около 30 % хлебобулочных и 25 % мясных и колбасных изделий. В Чехословацкой Социалистической Республике кооперативам принадлежало 15 % общего количества гостиниц, отелей и туристических кемпингов. В Польской Народной Республике 9,5 % общего объёма реализуемых товаров и услуг приходились на кооперативы [Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 5446. Оп. 149. Д. 578. Л. 168; Кооперация в странах социализма. 1985. С. 43–168].
Кооперация в сфере товаров и услуг в 1986–1988 гг.
Возрождение кооперативного движения явилось одним из ключевых решений партии и правительства в начале перестройки. Планировалось, что кооперативы, более ориентированные на потребителя и его предпочтения по сравнению с государственными предприятиями, смогут организовывать мелкосерийное производство наиболее востребованных у населения товаров и тем самым сократить неудовлетворённый спрос, ставший серьёзной угрозой для советской экономики. Помимо этого, кооперативы должны были способствовать развитию экономической состязательности трудовых коллективов и одновременно стимулировать индивидуальную активность.
Способы расширения производства товаров народного потребления стали одним из центральных вопросов, обсуждавшихся на XXVII съезде КПСС (25 февраля – 6 марта 1986). Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв заявил, что стимулирование кооперативной деятельности должно было обеспечить «здоровое функционирование товарно-денежных отношений на социалистической основе» и «насытить рынок разнообразными товарами и услугами» (Доклад Генерального секретаря ЦК КПСС товарища М. С. Горбачёва // Материалы XXVII съезда КПСС. 1986. С. 40–47).
В феврале 1987 г. Совет Министров СССР принял ряд постановлений, легализовавших и регламентировавших деятельность кооперативов: № 160 «О создании кооперативов общественного питания», № 161 «О создании кооперативов по бытовому обслуживанию населения» и № 162 «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления».
Сфера деятельности кооперативов охватила производство швейных и трикотажных изделий, обуви, товаров кожевенной и текстильной галантереи, сувениров, простейших видов товаров хозяйственного обихода, переработку вторсырья и отходов и выпуск из них товаров народного потребления. Наиболее распространёнными видами услуг, которые оказывали кооперативы, стали ремонт квартир, обустройство садово-огородных и приусадебных участков, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, производство металлоизделий и мебели по индивидуальным заказам, установка и наладка купленных электроприборов, доставка товаров из универмагов и др. В первое время пользовалось популярностью открытие видеосалонов на основе договоров с Госкино СССР, однако в декабре 1988 г. постановлением Совета Министров СССР кооперативам было запрещено заниматься публичной демонстрацией кино- и видеопродукции. Особенно активно развивалась кооперация в сфере бытового обслуживания. К июлю 1987 г. в стране насчитывалось 1332 кооператива по производству товаров широкого спроса, 3878 – по бытовому обслуживанию населения, 2016 – в сфере общественного питания, 347 – по сбору и переработке вторичного сырья (Кирсанов. 2014. С. 31).
При этом масштабы хозяйственной деятельности кооперативов были незначительными. Так, в середине 1987 г. объём оказываемых кооперативами услуг на территории РСФСР не превышал и 0,5 % в общем объёме услуг (ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 148. Д. 1488. Л. 14). Союзное руководство пыталось расширить кооперативный сектор экономики, в частности постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 февраля 1988 г. № 197 «О мерах по ускорению развития индивидуального жилищного строительства» была разрешена организация проектных и строительных кооперативов для оказания помощи индивидуальным застройщикам.
Кооперация в сфере товаров и услуг в 1988–1990 гг.
Большую роль в дальнейшем развитии частного сектора сыграл принятый 26 мая 1988 г. закон «О кооперации в СССР», который был подготовлен Министерством юстиции СССР совместно с рядом других ведомств. В марте 1988 г. решением Совета Министров СССР была сформирована комиссия под руководством 1-го заместителя председателя В. С. Мураховского для рассмотрения и обобщения предложений и замечаний по проекту этого закона. Подготовка сводных материалов была возложена на Институт государства и права Академии наук СССР и Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства (ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 149. Д. 573. Л. 6, 7). Работой комиссии руководил 1-й заместитель председателя Госплана СССР, академик АН СССР С. А. Ситарян, который занимался вопросами кооперации ещё с 1960-х гг. Позднее он вспоминал: «К идее развития кооперации я пришёл, когда мы готовили реформу 1965 года. Полностью сформулировать конкретные предложения по развитию кооперации я старался, когда мы в 1983 году готовили предложения для Ю. В. Андропова. Я считал, что в том виде, в каком существуют государственные предприятия, они не могут выйти на рынок, не получая директивных заданий сверху. Так что многие наработки по кооперации, которые предлагала моя группа, готовя предложения по экономической реформе для Ю. В. Андропова, я использовал в дальнейшей работе» (Ситарян. 2010. С. 76–77).
Положения закона «О кооперации в СССР» закрепляли право кооператива заниматься «любыми видами деятельности, за исключением запрещённых законодательством Союза ССР и союзных республик» (ст. 3). Но главное – «кооперативное» законодательство предоставляло субъектам негосударственного сектора существенные привилегии: низкое налогообложение доходов (кооперативы платили 2–10 %, в то время как промышленные предприятия должны были уплачивать 39 % от валового дохода) и маленькие процентные ставки за пользование банковскими кредитами (0,75 % годовых по долгосрочным ссудам и 1 % по краткосрочным). Как следствие, к 1 январю 1989 г. в стране действовало 77,5 тыс. кооперативов по сравнению с 13 тыс. годом ранее, а объём реализованных ими товаров и услуг увеличился за год в 17 раз и превысил 6 млрд руб. (ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 150. Д. 1409. Л. 72). Однако к 1991 г. налоговое законодательство для кооперативов стало менее благоприятным.
Типичный производственный кооператив конца 1980-х гг. представлял собой «маломощное предприятие, технически отсталое, с небольшим оборотом – 1 млн руб. в год» (Титаев. 2003. С. 172). Во многом это объяснялось сложностями начального периода становления кооперативного движения: отсутствием поддержки со стороны хозяйствующих органов и многочисленными административными барьерами, неразвитостью правовой базы, трудностями в получении кредитов на проведение капитального ремонта и приобретение необходимого сырья и оборудования. Имели место случаи, когда исполнительные комитеты местных Советов забирали у кооперативов ранее предоставленные им помещения (которые кооперативы уже успели полностью отремонтировать за собственные средства) либо запрещали им вступать в договорные отношения с предприятиями. Неудовлетворительно обстояло дело с телефонизацией кооперативов, вследствие чего занимаемые ими помещения не принимались на обслуживание вневедомственной охраной, а органы Госстраха СССР отказывали кооперативам в страховании имущества.
Происходил постепенный отток кадров из государственного в частный сектор экономики. К апрелю 1989 г. в кооперативах трудились примерно 2 млн человек, в то время как численность рабочих и служащих в народном хозяйстве за предшествующий год сократилась на 0,7 млн человек, в колхозах – на 0,2 млн человек.
Показатели деятельности кооперативов
Показатели деятельности кооперативов | На 1 июля 1989 г. | На 1 января 1990 г. | Рост показателей, в % |
Количество действовавших кооперативов, тыс. | 132,9 | 193,1 | 145,2 |
Выручка от реализации товаров, работ, услуг, млрд руб. | 12,9 | 40,3 | 312,4 |
Фонд оплаты труда, млрд руб. | 4,98 | 16,84 | 338,2 |
Доля фонда оплаты труда в выручке, в % | 38,6 | 41,4 | 107,3 |
Численность работников кооперативов, млн человек | 2,9 | 4,5 | 155,2 |
Источник: ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 162. Д. 1921. Л. 21.
Вместе с тем стало снижаться число кооперативов, занятых производством потребительских товаров и бытовым обслуживанием населения, и увеличиваться количество посреднических кооперативов, которые выполняли заказы государственных предприятий и организаций, используя для этих работ товарные ресурсы, предназначенные для населения. Так, уже в 1988 г. на население пришлось менее 40 % реализованной кооперативами продукции, основными же заказчиками кооператоров стали государственные предприятия.
К середине 1989 г. производством потребительских товаров и бытовым обслуживанием населения СССР занималось 45,5 % кооперативов, и примерно столько же занимались иными видами деятельности. Из 40,3 млрд руб. выручки от реализации товаров, работ, услуг в 1989 г. кооперативы реализовали непосредственно населению продукцию и услуги на 6,2 млрд руб. (15,3 %), в том числе 24,4 % – выручка за товары народного потребления, 34,8 % – за бытовое обслуживание населения, 3,9 % – строительство, 8,8 % – другие услуги. В целом по стране в общем объёме розничного товарооборота и услуг продукция и услуги кооперативов составляли менее 1 %, в том числе в РСФСР – 0,72 % (ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 150. Д. 1409. Л. 74).
Развитие кооперативного сектора привело к возникновению ряда негативных для экономики страны явлений. В отличие от государственных организаций, кооперативы имели право использовать без ограничений в расчётах наличные деньги. Этим стали активно пользоваться государственные предприятия и учреждения, которые перечисляли кооперативам безналичные денежные средства и через них покупали бытовую технику (холодильники, телевизоры, видеомагнитофоны и др.), ковры, мебель и другие товары, пользовавшиеся повышенным потребительским спросом, для последующей перепродажи. Значительную часть этих денег составляли средства фондов развития производства, социального развития государственных предприятий и организаций, а также бюджетные ассигнования.
Помимо этого, зарплаты, которые получали члены кооперативов, были значительно выше по сравнению с государственным сектором. Причина этого заключалась в существенно завышенных ценах на продукцию и услуги кооперативов. По данным Государственного комитета СССР по статистике, в среднем около 70 % остававшегося в распоряжении у кооперативов дохода направлялось ими в фонд оплаты труда, а в фонд развития производства – 15 % [Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 2324. Оп. 32. Д. 3888. Л. 106]. По результатам проверки финансовыми органами кооперативов в Украинской ССР было выявлено, что на первое полугодие 1989 г. в целом по республике отчисления в фонд развития составляли 13,2 %, в страховой фонд – 4,2 %, а в фонд оплаты труда – 73,5 %. В Запорожской области 42 кооператива вообще не производили отчислений в фонды, а все доходы направляли на оплату труда.
Эти обстоятельства привели к тому, что кооперативы становились основным каналом обналичивания денег, что серьёзно дестабилизировало ситуацию на потребительском рынке: избыточное предложение денег в условиях тотального дефицита увеличивало неудовлетворённый платёжеспособный спрос и создавало инфляционные риски.
Помимо завышения расценок, вызывавшего обоснованное недовольство покупателей, в деятельности кооперативов нередко выявлялись факты грубого нарушения финансовой дисциплины: неудовлетворительное состояние бухгалтерского учёта, сокрытие полученных доходов, уход от налогообложения. Имели место хищения материальных ценностей и денежных средств, умышленное уничтожение бухгалтерской документации. В ходе выездных проверок контролирующих органов регулярно вскрывались факты спекулятивной перепродажи кооперативами товаров, приобретённых в государственной торговле. Отдельные кооперативы продавали за рубеж дефицитные товары и покупали за валюту оборудование и технику для продажи государственным предприятиям по завышенным ценам.
Кооперация в банковской сфере
Законодательство о кооперации также открыло дорогу для становления системы негосударственных банков в СССР. Создание кооперативных банков началось в 1988 г. с некоторым опережением необходимых нормативных документов Государственного банка СССР (Госбанка) и Министерства финансов СССР, которые были приняты в виде совместного письма от 3 января 1989 г. № 2–89/1 «О порядке организации новых банков на территории СССР» с дополнением № 1 Госбанка СССР и № 58 Министерства финансов СССР от 24 апреля 1989 г. Позднее Госбанком были приняты нормативные указания, регулировавшие деятельность новых кредитных учреждений. До этого момента правовые основы создания и функционирования негосударственных банков ограничивались лишь нормами ст. 23, п. 5, Закона «О кооперации», поэтому на начальном этапе открытие новых банков осуществлялось в значительной степени хаотично.
Кооперативные банки учреждались кооперативами либо их ассоциациями, а также мелкими территориальными хозорганами. Первые из них были зарегистрированы в августе 1988 г.: Чимкентский кооперативный «Союз-банк» в Казахской ССР, Ленинградский кооперативный банк «Патент» и Московский кооперативный «Москоопбанк». За 3-й квартал 1988 г. было создано 7 кооперативных банков, в 4-м квартале – ещё 17, а всего за 1988 г. – 24 банка.
Кооперативные банки стали создаваться раньше коммерческих, которых к октябрю 1989 г. в СССР было 74 (Кирсанов. 2019. С. 161). К моменту регистрации первого коммерческого банка уже было учреждено 7 кооперативных, что свидетельствовало о весьма высокой активности кооперативного сектора экономики в деле перестройки кредитно-финансового механизма.
Основные нормативные показатели деятельности
кооперативных и коммерческих банков в конце 1980-х гг.
Нормативные показатели | Для кооперативных банков | Для коммерческих банков |
Минимальный размер уставного фонда, в млн руб. | 0,5 | 5 |
Совокупный объём обязательств банка по привлечённым средствам | 12-кратный размер | 20-кратный размер |
Максимальный размер кредита одному заёмщику не должен превышать | половины суммы собственных средств | суммы собственных средств |
Источник: РГАЭ. Ф. 897. Оп. 2. Д. 40. Л. 60.
Утверждённые Госбанком СССР нормативы не имели каких-либо экономических обоснований и лишь отчасти опирались на мировую практику.
Проведённые Госбанком СССР обследования 11 кооперативных банков выявили следующие особенности их деятельности: уставные фонды банков только на 48,8 % были сформированы за счёт средств кооперативов или их объединений, остальную часть составляли средства государственных предприятий и кредиты государственных банков (Промстройбанк, Агропромбанк СССР и др.). Привлечённые средства этих банков на 62,5 % были сформированы за счёт средств кооперативов и граждан. Средства предприятий, организаций и кредиты госбанков составляли 37,5 % общей суммы привлечённых средств (РГАЭ. Ф. 897. Оп. 2. Д. 40. Л. 61).
Бóльшая часть кредитов (65,8 %) кооперативных банков была выдана государственным предприятиям и организациям, причём под высокие проценты, в особенности в тех случаях, когда заёмщики не могли получить кредиты в учреждениях государственных банков. Кооперативные банки нередко отступали от своей целевой направленности – преимущественного кредитного обеспечения кооперативных организаций, расположенных прежде всего в регионах, в которых эти банки были открыты.
К примеру, кооперативный банк «Восток», открытый в г. Уфа 23 ноября 1988 г. (ликвидирован в 1996), менее чем за год развернул свою деятельность далеко за пределами Башкирии, открыв 7 филиалов в других регионах. Так, его филиал в г. Ровно (Украинская ССР) предоставил кредит в размере нескольких миллионов рублей местному убыточному предприятию по ставке 18 % годовых. В договоре с предприятием было оговорено, что в случае невозврата кредита в срок заёмщик будет уплачивать за каждый месяц просрочки 80 % суммы предоставленного займа.
Вместе с тем, несмотря на стремление кооперативных банков размещать привлечённые средства на максимально выгодных условиях, их доходы оставались небольшими. Из 8 банков, чью деятельность удалось проанализировать по документам, 4 оказались убыточными; максимальная величина прибыли на конец 1989 г. составляла 138,5 тыс. руб., а самый большой убыток – 121 тыс. руб. (Кирсанов. 2019. С. 163).
Основную сумму расходов банков составляла выплата заработной платы своему персоналу, прежде всего руководителям (РГАЭ. Ф. 897. Оп. 2. Д. 40). В упомянутом банке «Восток» официальные ставки зарплаты руководителей в 1989 г. доходили до 1,3 тыс. руб. в месяц при средней заработной плате в стране в 263 руб. и прожиточном минимуме в 87,2 руб.
Одной из основных тенденций в первые годы функционирования кооперативного банковского сектора стало явное втягивание государственных средств (учитывая, что они составляли свыше 50 % в уставных фондах и до 37,5 % в объёме привлечённых средств) в сферу деятельности кооперативных банков, направленной чаще всего не на развитие кооперативного сектора экономики. Многие кооперативные банки, так же как и коммерческие, оказались втянуты в мошеннические операции и связи с криминальными структурами. По оценке банкира В. В. Геращенко, «неуправляемость процесса формирования новых банков, отсутствие должного надзора за банковской деятельностью в сочетании с прочими факторами стихийного развития рыночных отношений в стране породили увлечение руководства многих коммерческих банков неуставной деятельностью, рискованными спекулятивными операциями, склонностью к авантюрному менеджменту» (Кротов. 2010. С. 263).
В конце 1980-х гг. в банковской среде практиковались самые различные способы извлечения прибыли. При регистрации учредители старались записать в уставы такие виды деятельности, которые были совершенно не свойственны банковской практике. Так, в первые годы многие банки получали основной доход от торговой деятельности. Например, в то время был ажиотажный спрос на персональные компьютеры. Банки закупали большие партии ЭВМ, а прибыль, полученную от их реализации, отражали в своей балансовой отчётности. Кроме того, некоторые банки практиковали страховую деятельность.
На конец 1989 г. кооперативные банки составляли около 40 % от общего числа банков в СССР. К середине 1990 г. сеть коммерческих и кооперативных банков включала около 300 банков с балансом около 7 млрд руб. Из них в Москве находилось свыше 50 банков с суммой собственных средств около 5 млрд руб. (РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 32. Д. 3845. Л. 8). Обслуживанием физических лиц кооперативные банки занимались не активно, поскольку население испытывало к ним недоверие и не торопилось вкладывать туда свои сбережения. Доля частных банков в выдаче банковских кредитов в РСФСР составляла лишь около 2 %, из которых 80 % было предоставлено предприятиям и 17 % – кооперативам.
Свёртывание кооперации
В 1990 г. положение в потребительской сфере резко ухудшилось. Нарастание излишка денежных средств в обращении, размер которого к тому времени достиг 110 млрд руб., привело к усилению ажиотажного спроса на товары повседневного спроса. Доля продукции, реализованной кооперативами (в которых на тот момент было занято свыше 6 млн человек) населению в 1990 г., составила всего 15 %. Большинство кооперативов, пользуясь законодательно предоставленным правом, продолжали выполнять заказы предприятий в ущерб насыщению потребительского рынка товарами и услугами. Из более чем 193 тыс. кооперативов только 33,7 тыс. (17,4 % от всех кооперативов в стране) занимались производством товаров народного потребления.
Помимо этого, с начала 1990-х гг. темпы роста кооперативного сектора замедлились, а объёмы кооперативного производства стали снижаться. Если на 1 января 1990 г. в СССР было зарегистрировано 193 тыс. кооперативов, то к 1 апреля того же года – 185,5 тыс. Число работников кооперации за эти три месяца сократилось примерно на 0,5 млн человек. В последующие годы продолжилось свёртывание кооперации: в начале 1991 г. насчитывалось 134,6 тыс. кооперативов, в 1992 г. – 78,4 тыс., в 1993 г. – 43,8 тыс. (Никифоров. 1995. С. 87). Ужесточение налогового законодательства сделало невыгодным участие кооперативов в обналичивании денежных средств при заключении договоров с предприятиями. Для кооперативов были по-прежнему запрещены отдельные сферы деятельности, для них был ограничен доступ к сырью, материалам и оборудованию. Власти принимали меры по закрытию недействовавших или работавших с нарушением закона кооперативов. В связи с этим наиболее крупные кооперативы стали искать новые правовые формы работы (к примеру, стали преобразовываться в акционерные общества), расширявшие свободу предпринимательской деятельности.
В целом закон «О кооперации в СССР» и сопутствовавшие ему нормативные правовые акты, вопреки ожиданиям их авторов, не смогли стать основой для создания широкой сети различных типов выгодных потребителям кооперативов, основанных на честном труде, инициативе и предприимчивости. Это привело к тому, что наряду с добросовестными частными предприятиями возникло множество кооперативов, ставших прикрытием для операций в рамках теневой экономики. Кооперативная деятельность к моменту распада СССР так и не смогла превратиться в крупный сектор народного хозяйства, хотя и позволила многим кооператорам накопить стартовый капитал для создания частного бизнеса в 1990-х гг.