Антиалкогольная кампания 1980-х гг.
Антиалкого́льная кампа́ния 1980-х гг., государственная кампания в СССР периода перестройки, направленная на борьбу с алкоголизмом, повышение производительности труда, сокращение потери рабочего времени и случаев хулиганства.
Предыстория
На протяжении существования РСФСР и СССР правительство не раз предпринимало меры, направленные на ограничение потребления алкоголя и искоренение пьянства (1919, 1929, 1958). Очередная антиалкогольная кампания под лозунгом «Пьянству – бой!» началась 16 мая 1972 г. с публикации постановления Совета Министров СССР (СМ СССР) «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» (Сборник постановлений СССР. 1972. № 11. Ст. 61). Предполагалось в течение 1972–1975 гг. сократить производство водки и крепких водочных изделий, а взамен расширить производство виноградного вина, пива и безалкогольных напитков. Были повышены цены на спиртное; прекращено производство водки крепостью 50 и 56°, а также водочных изделий в расфасовке 0,1 и 0,05 л; время торговли алкогольными напитками крепостью 30° и выше было ограничено промежутком с 11 до 19 ч; были созданы лечебно-трудовые профилактории для принудительного лечения и трудового перевоспитания алкоголиков; из фильмов вырезали сцены с употреблением спиртных напитков. Вместе с тем уже в 1973 г. в связи с недостатком виноградных вин спрос граждан переключился на ликёро-водочные изделия, и структура потребления алкогольных напитков резко ухудшилась. В 1973 г. на покупку спиртосодержащих напитков в целом по стране было израсходовано более 29 млрд руб. (значительно больше, чем на покупку мяса, мясных изделий и молока, вместе взятых).
В апреле 1978 г. было принято постановление СМ СССР «О дополнительных мерах по усилению борьбы с пьянством и алкоголизмом», которое обязывало республиканские советы министров и союзные ведомства «организовать проверку выполнения ранее принятых постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам усиления борьбы с пьянством и алкоголизмом, разработать и осуществить меры по устранению имеющихся недостатков в исполнении указанных решений», а также «усилить борьбу с нарушениями правил торговли спиртными напитками». Однако реальных результатов оно не имело.
В период руководства страной генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова (1982–1984) составной частью его кампании по усилению трудовой дисциплины стали суровые наказания за злоупотребление спиртными напитками. Несмотря на это, становившееся всё более очевидным замедление темпов экономического развития и сокращение бюджетных поступлений заставили руководство страны отступить от изначального курса и начать производство дешёвой водки, прозванной в народе «андроповкой». Столь же малоэффективными оказались попытки борьбы с пьянством во время руководства СССР генерального секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко (1984–1985). Сначала Политбюро ЦК КПСС образовало специальную комиссию для разработки мер по преодолению пьянства и алкоголизма, но анализ возможных последствий от свёртывания производства алкогольных напитков заставил правительство отказаться от идеи борьбы с «пьяными деньгами» (Лигачёв. 1992. С. 86).
Начало кампании
После избрания на пленуме ЦК КПСС 11 марта 1985 г. М. С. Горбачёва генеральным секретарём основными проводниками идеи новой антиалкогольной кампании стали члены Политбюро Е. К. Лигачёв и М. С. Соломенцев, убеждавшие партийное руководство в том, что уменьшение продаж спиртных напитков позволит сократить потери рабочего времени и случаи хулиганства, а также будет способствовать повышению производительности труда. Согласно данным Государственного комитета статистики СССР, организация труда действительно требовала корректировок. Так, в 1985 г. рост производительности труда не смог достигнуть плановых показателей. В промышленности наибольшее отставание в выполнении плана повышения производительности труда было допущено министерствами угольной промышленности; чёрной металлургии; нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности; по производству минеральных удобрений СССР. В народном хозяйстве имели место большие потери рабочего времени. В первом полугодии 1985 г. только учтённые потери рабочего времени в промышленности возросли по сравнению с аналогичным периодом 1984 г. с 14,8 млн до 15,1 млн человеко-дней, а в строительстве – с 4,5 млн до 5 млн человеко-дней. За этот же период на 1 тыс. работников промышленности был зарегистрирован 91 случай прогула; в Министерстве промышленности строительных материалов CCCP – 173; в Министерстве лесной и бумажной промышленности СССР – 242 (Государственный архив Российской Федерации. Ф. 5446. Оп. 150. Д. 195. Л. 214, 215).
Антиалкогольная кампания встретила поддержку среди либерально настроенных деятелей науки. В первой половине 1980-х гг. группой учёных Новосибирского отделения АН СССР было отмечено, что в 1980 г. в СССР потребление алкоголя на душу населения было в 3 раза больше, чем в царской России в начале 20 в. С 1965 по 1975 гг. потребление спиртных напитков возросло в 2,14 раза, но особенно увеличилось потребление алкоголя в конце 1970-х – начале 1980-х гг. (Шубин. 2001. С. 630). Среднегодовые убытки от пьянства существенно превышали алкогольную добавку в доходной части бюджета. 25–30 млрд руб. пропадали в результате прогулов и снижения производительности труда; 2 млрд – составляли затраты на производство спиртных напитков (себестоимость); 3–4 млрд руб. уходило на лечение алкоголиков и заболевших от алкоголя; многие миллиарды страна теряла вследствие поломок машин, станков и механизмов, производства бракованной, некачественной продукции.
Часть партийного руководства предвидела пагубные последствия антиалкогольной кампании. Весной 1985 г. Н. И. Рыжков во время обсуждений кампании среди партийного руководства предупреждал, что предложенный Е. К. Лигачёвым и С. М. Соломенцевым путь был тупиковым и что одним сворачиванием производства спиртных напитков дело не ограничится – начнётся массовое уничтожение виноградников (Рыжков. 1992. С. 95).
7 мая 1985 г. были приняты постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (Правда. 1985. 17 мая) и постановление СМ СССР № 410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Ими предписывалось всем партийным, административным и правоохранительным органам повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом и предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, числа мест их продажи и времени продажи. Согласно этим документам, мероприятия по борьбе с пороками общества должны были включать в себя: активизацию деятельности трудовых коллективов и административных органов по устранению причин и условий, порождающих пьянство и алкоголизм; разработку общегосударственной комплексной программы по профилактике и пресечению алкоголизма; повышение ответственности руководителей предприятий и организаций за создание в рабочих коллективах нетерпимого отношения к любым фактам пьянства; упрощение порядка направления в лечебно-трудовые профилактории лиц, страдающих алкоголизмом; активное вовлечение граждан, и особенно молодёжи, в общественно-политическую жизнь, научно-техническое творчество; пробуждение интереса к художественной самодеятельности, искусству, физкультуре и спорту; создание условий для досуга и для занятий спортом (включая строительство новых кинотеатров, дворцов и домов культуры, клубов, библиотек, спортивных сооружений); повышение качества столовых и креплёных виноградных вин; ужесточение контроля за правильным использованием спирта на производстве, а также различные мероприятия, связанные с организацией антиалкогольной пропаганды (производство художественных, документальных и научно-популярных фильмов, подготовку радиопередач на антиалкогольные темы, раскрывающие вред пьянства в социально-нравственном отношении, и т. д.).
Согласно постановлению от 7 мая трудовые коллективы перевели с наличной выплаты заработной платы на расчёт через сберегательные кассы. Предполагалось, что работники не будут сразу снимать со счёта всю зарплату для возможной покупки спиртного, а только ту часть, которая им нужна в данный момент (Кротов. 2001. С. 239). Однако впоследствии эта мера не возымела должного эффекта – деньги изымались из сберкасс практически сразу.
16 мая 1985 г. вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством», предусматривавший административные и уголовные наказания в случае пренебрежения новыми правилами. Помимо этого, предполагалось в ближайшее время завершить переход на продажу водки и ликёро-водочных изделий только в специализированных магазинах либо в обособленных специализированных отделах продмагов. Планировалось увеличить закупки в колхозах, совхозах и у населения излишков фруктов, винограда, ягод и осуществлять их переработку на варенье, компоты, джемы и соки. Соответствующие указы были приняты одновременно во всех союзных республиках.
Реализация и результаты кампании
Несмотря на провозглашённые М. С. Горбачёвым переход на новые методы управления и борьбу с бюрократизмом в общественно-политической жизни, антиалкогольная кампания проводилась прежними, принудительно-административными методами. У организаторов алкогольной реформы не было чёткого представления об этапах и способах продвижения к поставленным целям, а для многих партийных функционеров на местах главным были только отчётные показатели. В итоге площадь виноградников в РСФСР, Украинской ССР, Молдавской ССР и других республиках СССР сократилась на четверть, многие винно-водочные заводы были демонтированы. «Под кампанию» попали также и слабоалкогольные напитки, было сокращено производство сухих вин и пива. При этом распространилось такое явление, как самогоноварение, о чём свидетельствовало резкое увеличение продажи сахара: в 1985–1987 гг. она выросла на 18 % (Фокина. 2015. С. 91). Несмотря на усиление репрессивных мер (распространение практики наказаний за нарушения трудовой дисциплины или порядка в общественных местах, связанные с употреблением спиртного, и др.), возросшие объёмы самогоноварения, ставшего своеобразной формой протеста населения, практически «компенсировали» сокращение продажи водки и ликёро-водочных изделий. В отместку за «сухой закон» советские граждане наделили Горбачёва различными нелицеприятными прозвищами, самым приличным из которых было Минеральный секретарь.
Уже в 1985 г., впервые за послевоенные годы, консолидированный бюджет СССР был сведён с дефицитом 2,4 % ВВП (в денежном выражении составил 18,3 млрд руб.), в 1986 г. дефицит достиг 49,6 млрд руб. (Фокина. 2015. С. 91). До принятия антиалкогольных постановлений бюджет страны должен был получить от реализации алкогольных напитков в 1986 г. 60 млрд руб. дохода. После принятия соответствующих решений в бюджет поступило только 38 млрд руб., а в 1987 г. – 35 млрд (Рыжков. 1995. С. 101). Произошло резкое сокращение реализации алкогольных напитков, не увязанное ни с планом, ни с возможностями хозяйства по замещению выпадающей выручки от продажи алкогольных напитков. В 1986 г. выпавшую от реализации алкоголя выручку удалось частично компенсировать за счёт увеличения продажи других товаров, однако в 1987 г. компенсировать уже было нечем по причине исчерпания товарных запасов.
Несмотря на перечисленные недостатки, антиалкогольная кампания имела целый ряд положительных результатов. Произошло снижение смертности: если в 1984 г. показатель смертности составлял около 11 человек на 1 тыс. населения в год, то в 1985 г. этот показатель снизился до 2,07 смерти на 1000 населения (Фокина. 2015. С. 91). Выросла производительность труда, а число прогулов сократилось более чем на четверть. Уменьшилось количество преступлений на почве пьянства.
В годы антиалкогольной кампании было открыто множество новых физкультурно-оздоровительных организаций и клубных учреждений. Увеличилось количество спортивных мероприятий с участием зрителей и спектаклей в театрах. Происходило замещение спиртного безалкогольными напитками. Во многих регионах местные управления культуры проводили показательные мероприятия в домах культуры, кафе, ресторанах – безалкогольные свадьбы, тематические вечера и т. д. Популяризировались массовые культурно-зрелищные мероприятия без спиртного.
Нельзя не отметить и другие новации перестроечного периода, такие как разрешение индивидуальной трудовой деятельности и возрождение кооперативного сектора, которые открывали перед советскими гражданами совершенно новые перспективы, тем самым создавая заслоны негативным явлениям общественной жизни.
Тем не менее нараставшие негативные последствия антиалкогольной кампании, прежде всего для бюджета страны, вкупе с массовым недовольством населения ограничительными мерами заставили руководство страны начать её постепенное свёртывание.
Несмотря на то что меры, ограничивавшие продажу и потребление алкоголя, формально продолжали действовать (к примеру, запрет на продажу алкоголя до 14 часов был отменён только 24 июля 1990), активная пропаганда трезвенности была прекращена, а продажи алкоголя пошли вверх.
Антиалкогольная кампания перестройки стала результатом осознания партийно-государственной элитой страны нараставших губительных последствий широкого распространения пьянства среди советских граждан. Предпринятые ограничительные меры позволили за 6–7 лет кампании сберечь около 1 млн жизней советских граждан (Соколова. 2020. С. 158). Несомненными положительными результатами антиалкогольных мероприятий стали уменьшение количества преступлений на почве пьянства и снижение производственного травматизма.
Однако проводившаяся преимущественно командно-административными методами борьба с пьянством и алкоголизмом, с опорой на запреты и принуждения, представляла, по сути, единовременную акцию, которая не предполагала длительную и систематическую работу, направленную на популяризацию здорового образа жизни и формирование негативного отношение к алкоголю у советских граждан. Как следствие, антиалкогольная кампания хотя и привела к снижению смертности и увеличению рождаемости, но встретила непонимание и сопротивление советского общества. Формально она не была прекращена, но стала активно свёртываться с 1988 г. по мере усиления бюджетного дефицита и роста общественного недовольства и фактически полностью завершилась с распадом СССР. Формально постановление СМ СССР № 410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» было признано недействующим только после принятия постановления Правительства РФ от 3 февраля 2020 г. № 80 «О признании не действующими на территории Российской Федерации актов СССР и их отдельных положений».
Оценки
В июне 1991 г., выступая на заседании Верховного Совета СССР, премьер-министр СССР В. С. Павлов озвучил общий размер ущерба от антиалкогольной кампании для народного хозяйства − 200 млрд руб. (Черняев. 1997. С. 154). Показательно, что в своих мемуарах М. С. Горбачёв прямо заявляет, что «негативные последствия антиалкогольной кампании намного превзошли её плюсы» (Горбачёв. 1995. С. 342). В 2015 г. он признал антиалкогольную кампанию своей ошибкой: «Это перехлёсты с закрытием магазинов, особенно в Москве. Огромные очереди. Рост самогоноварения. Сахар пропал из магазинов. Надо было проводить не кампанию, а планомерную долгосрочную борьбу с алкоголизмом. Вытрезвление общества нельзя проводить наскоком. На это нужны годы. И бороться надо непрерывно, постоянно» (Горбачёв: антиалкогольная кампания во времена Перестройки была ошибкой // Московский комсомолец. Дата публикации: 15 мая 2015).
Один из главных идеологов и «архитекторов» перестройки, А. Н. Яковлев, назвал антиалкогольную кампанию «первым практическим сигналом обществу от новой власти», который оказался «разочаровывающим» (Яковлев. 2005. С. 477).