Принципы обучения
При́нципы обуче́ния (дидактические принципы), основные теоретические установления педагогики, руководящие идеи, ключевые параметры реализации и оценки результатов педагогической деятельности. На базисе этих исходных положений создаются педагогические теории и осуществляется проектирование содержания и технологий образования, и их выполнение обеспечивает достижение заданных целей образования – формирования личностно-значимых и социально определённых компетентностей (развитие личностных качеств, освоение и присвоение знаний, умений, навыков). Таким образом, дидактические принципы представляют собой системообразующие элементы педагогического процесса и являются стержневыми конструктами для целеполагания, осуществления, управления и контроля за эффективной и результативной образовательной деятельностью. В своей совокупности дидактические принципы программируют базовые требования как к системе образования в целом, так и к её отдельным компонентам (целям, содержанию, технологиям, ресурсам и др.) и отражают генетическую взаимосвязь процессов обучения, воспитания и развития. С позиций и теории, и практики образования значимо, что все дидактические принципы взаимосвязаны, могут применяться и реализовываться только в комплексе, и в «чистом» виде практически не могут служить основой дидактического проектирования и управления образовательными системами.
Дидактические принципы имеют объективно-субъективную основу и выражают закономерные связи между педагогическим целеполаганием, педагогическим процессом, управлением образовательными системами, личностными потребностями обучающихся и результатами образования (учебными достижениями обучающихся и социальными аспектами образования – его общественной полезностью). Таким образом, дидактические принципы уходят корнями и в антропоцентрическую, и в социоцентрическую парадигмы.
Ряд исследователей (Бабанский. 1977; Педагогика. 2015; Подласый. 2020) установили взаимную переходность дидактических принципов и педагогических закономерностей; при этом некоторые авторы (Бабанский. 1977; Педагогика. 2015) считают, что принципы представляют собой обобщение закономерностей познаваемых и осуществляемых педагогических процессов и явлений.
Важно, что дидактические принципы – базисная категория не только дидактики (как науки об обучении), но и целостной теории образования, включая теоретические положения изучения и осуществления самообразования, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации личности обучающегося.
Дидактические принципы являются методологической категорией – формой организации научного знания, абстрагированной из области наук об образовании (Новиков. 2006), обусловленной социально-историческим и эпистемологическим (гносеологическим) контекстами: методологическим отражением закономерностей образования, познанных к определённому моменту развития конкретной образовательной системы; они являются итогом концептуализации прошлых достижений наук об образовании и современной педагогической и социальной практики, реализуемой с учётом изменяющихся и нарождающихся представлений о человеке и характере его деятельности.
Впервые дидактические принципы были постулированы в 1-й половине 17 в. Я. А. Коменским в его проекте всеобъемлющей педагогической реформы и всестороннего обучения; им, в частности, сформулирован коренной дидактический принцип природосообразности, представлявший собой основу для формулирования других дидактических принципов (например, наглядности, активности, посильности и прочности); отчасти наименования и концепты последних сохранились, но содержание претерпело некоторые изменения в связи с развитием педагогики и смежных наук.
Количество и номенклатура дидактических принципов не установились, что может быть связано с развитием наук об образовании. В связи с этим система дидактических принципов считается открытой, допускающей введение новых принципов и переосмысление существующих и ранее существовавших.
Существенное развитие номенклатура дидактических принципов получила в 1-й половине 19 в., что связано с деятельностью Ф. А. В. Дистервега, разработавшего принципы воспитания и обучения, отнесённые к содержанию обучения, учебной деятельности педагога и учащихся и условиям обучения (Дистервег. 1956). В 1860-е гг. К. Д. Ушинский уточнил принципы отбора содержания обучения (Ушинский. 1950). Ещё одним примером эволюции дидактических принципов может служить деятельность Л. В. Занкова в 1960–1970-е гг. по разработке новых принципов обучения, включая определение ведущей роли теоретических знаний, целесообразность непрерывного повторения и закрепления материала, осознание обучающимися хода умственных действий, развитие положительной мотивации к учебной деятельности и др. (Занков. 1996).
Вслед за А. М. Новиковым (Новиков. 2000) в начале 2010-х гг. была разработана концепция проектирования номенклатуры дидактических принципов на основе общепедагогических идей развития образования:
антропоцентризма;
социоцентризма;
непрерывности образовательного процесса;
опережающего характера образования;
интегративности и синергии факторов образования (взаимозависимости дидактических принципов, потенциала всех учебных дисциплин, деятельности педагогов и обучающихся; системы образования, социальной среды и производства, содержания и технологии образования и пр.);
двойной детерминации содержания и технологий образования (объектом изучения и объектом предстоящей деятельности).
При этом тот или иной дидактический принцип соотносится с одной из указанных общепедагогических идей (Крупченко. 2015).
В основу иной номенклатуры может быть положен уровень абстракции. В этой логике выделяют общедидактические (метапринципы, имеющие междисциплинарный, философско-психолого-педагогический характер), общеметодические (общеучебные, метапредметные, универсальные) и конкретно методические принципы (частно-предметные, отражающие специфику преподаваемой предметной области). В свою очередь, применительно к конкретной предметной области дидактические принципы могут рассматриваться как основополагающие и вспомогательные: первые обеспечивают достижение базовых (неотъемлемых) целей обучения в рамках предметной области, а вторые – обусловливают максимизацию образовательных результатов (обеспечение большей эффективности образовательного процесса).
В настоящее время в значительной степени признанными и общеупотребимыми можно считать следующие дидактические принципы:
развивающего характера обучения;
воспитывающего характера обучения (единство обучения и воспитания);
связи теории с практикой;
активности и сознательности;
системности и последовательности;
научности;
наглядности;
прочности усвоения;
доступности (посильности);
индивидуализации обучения.