#Образовательные реформы
Образовательные реформы
Тег

Образовательные реформы

Образовательные реформы
Найденo 10 статей
История
Политические реформыПолитические реформы
Великие реформы
Вели́кие рефо́рмы, собирательное наименование либеральных преобразований, проведённых в конце 1850-х – 1-й половине 1870-х гг. императором Александром II. Традиционно Великие реформы включают в себя морские реформы 1850–1860-х гг., крестьянскую реформу 1861 г., отмену телесных наказаний в качестве наказания за уголовные преступления в 1863 г., университетскую реформу 1863 г., земскую реформу 1864 г., школьную реформу 1864 г., реформу гимназий 1864 г., судебную реформу 1864 г., цензурную реформу 1865 г., финансовые реформы 1860-х гг., церковные реформы 1860-х гг., военные реформы 1860–1870-х гг., реформу городского самоуправления 1870 г., реформу тюремной системы 1879 г. Вопрос о причинах и последствиях Великих реформ остаётся предметом дискуссий в историографии. В современной историографии в качестве продолжения Великих реформ рассматривается политический курс, претворявшийся в жизнь председателем Верховной распорядительной комиссии, а впоследствии – министром внутренних дел графом М. Т. Лорис-Меликовым в 1880–1881 гг. Со 2-й половины 1860-х гг. проводилась линия на постепенное сворачивание реформаторского курса и корректировку уже осуществлённых преобразований в консервативном духе, что впоследствии привело к «контрреформам» периода правления Александра III.
Прозвища
«Либеральные бюрократы»
«Либера́льные бюрокра́ты», принятое в историографии название небольшого круга высших чиновников Российской империи, активно участвовавших в разработке и осуществлении Великих реформ, проведённых при императоре Александре II в 1850–1870-х гг. Были убеждены в необходимости и неизбежности отмены крепостного права, преобразования суда, местного управления, самоуправления и других сфер жизни российского общества. Они выступали за введение принципа гласности, стремясь обеспечить общественную поддержку реформам. В то же время «либеральные бюрократы» рассматривали неограниченную власть российского императора как главную движущую силой преобразований. Сыграли ведущую роль при подготовке и проведении морских реформ 1850–1860-х гг., крестьянской реформы 1861 г., университетской реформы 1863 г., земской реформы 1864 г., реформы гимназий 1864 г., судебной реформы 1864 г., цензурной реформы 1865 г., финансовых реформ 1860-х гг., военных реформ 1860–1870-х гг., городской реформы 1870 г. Влияние «либеральных бюрократов» стало падать после покушения Д. В. Каракозова на Александра II в 1866 г. В период правления императора Александра III выступали против курса «контрреформ» 1880–1890-х гг.
История
Научные, научно-технические издания
«Современные проблемы науки и образования» (журнал)
«Совреме́нные пробле́мы нау́ки и образова́ния», российский научный рецензируемый медико-биологический журнал. Выходит с 2005 г. 1 раз в 2 месяца. Учредители: издательский дом «Академия естествознания» (Пенза), Кубанский государственный медицинский университет (Краснодар), Камская государственная инженерно-экономическая академия (Набережные Челны), Кемеровский государственный университет (Кемерово). Главный редактор (на 2023) – М. Ю. Ледванов.
Журнал «Современные проблемы науки и образования». 2009. № 6. Обложка
Педагоги, деятели образования
Горбунова-Каблукова Минна Карловна
Горбуно́ва-Каблуко́ва Ми́нна Ка́рловна (1840–1931), первая русская женщина-статистик, экономист, организатор женского профессионального образования, писательница. Родилась в семье врача, получила домашнее образование. Впервые в России провела статистическое исследование женских кустарных промыслов в Московской губернии. Открыла женское профессиональное училище c общеобразовательным отделением.
Педагогика и образование
Педагоги, деятели образования
Ушинский Константин Дмитриевич
Уши́нский Константи́н Дми́триевич [1823–1870 (1871)], российский педагог, основоположник научной педагогики в России. Утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. Разработал цельную дидактическую систему, в которой раскрыл принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Дал анализ учёта и развития в процессе обучения психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления. В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания – признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Ушинский выступал за всеобщее обязательное обучение на родном языке и равный доступ к обучению детей обоего пола.
Гравер Лаврентий Серяков. Константин Ушинский. Ксилография. Конец 19 в.
Педагоги, деятели образования
Манн Хорас
Манн Хо́рас (1796–1859), американский общественный деятель и педагог. Создал систему нормальных школ штата Массачусетс, способствовал принятию школьного закона штата, ставшего образцом для аналогичных законов других штатов. Свои педагогические идеи (право каждой личности на свободу и образование независимо от расы, национальности и имущественного положения и др.) пропагандировал через созданный им в 1838 г. первый в США педагогический журнал Common School Journal («Общеобразовательная школа»).
Хорас Манн