#Образовательные реформыОбразовательные реформыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегОбразовательные реформыОбразовательные реформыНайденo 10 статейПолитические реформыПолитические реформы Великие реформыВели́кие рефо́рмы, собирательное наименование либеральных преобразований, проведённых в конце 1850-х – 1-й половине 1870-х гг. императором Александром II. Традиционно Великие реформы включают в себя морские реформы 1850–1860-х гг., крестьянскую реформу 1861 г., отмену телесных наказаний в качестве наказания за уголовные преступления в 1863 г., университетскую реформу 1863 г., земскую реформу 1864 г., школьную реформу 1864 г., реформу гимназий 1864 г., судебную реформу 1864 г., цензурную реформу 1865 г., финансовые реформы 1860-х гг., церковные реформы 1860-х гг., военные реформы 1860–1870-х гг., реформу городского самоуправления 1870 г., реформу тюремной системы 1879 г. Вопрос о причинах и последствиях Великих реформ остаётся предметом дискуссий в историографии. В современной историографии в качестве продолжения Великих реформ рассматривается политический курс, претворявшийся в жизнь председателем Верховной распорядительной комиссии, а впоследствии – министром внутренних дел графом М. Т. Лорис-Меликовым в 1880–1881 гг. Со 2-й половины 1860-х гг. проводилась линия на постепенное сворачивание реформаторского курса и корректировку уже осуществлённых преобразований в консервативном духе, что впоследствии привело к «контрреформам» периода правления Александра III.Прозвища «Либеральные бюрократы»«Либера́льные бюрокра́ты», принятое в историографии название небольшого круга высших чиновников Российской империи, активно участвовавших в разработке и осуществлении Великих реформ, проведённых при императоре Александре II в 1850–1870-х гг. Были убеждены в необходимости и неизбежности отмены крепостного права, преобразования суда, местного управления, самоуправления и других сфер жизни российского общества. Они выступали за введение принципа гласности, стремясь обеспечить общественную поддержку реформам. В то же время «либеральные бюрократы» рассматривали неограниченную власть российского императора как главную движущую силой преобразований. Сыграли ведущую роль при подготовке и проведении морских реформ 1850–1860-х гг., крестьянской реформы 1861 г., университетской реформы 1863 г., земской реформы 1864 г., реформы гимназий 1864 г., судебной реформы 1864 г., цензурной реформы 1865 г., финансовых реформ 1860-х гг., военных реформ 1860–1870-х гг., городской реформы 1870 г. Влияние «либеральных бюрократов» стало падать после покушения Д. В. Каракозова на Александра II в 1866 г. В период правления императора Александра III выступали против курса «контрреформ» 1880–1890-х гг.Научные, научно-технические издания «Современные проблемы науки и образования» (журнал)«Совреме́нные пробле́мы нау́ки и образова́ния», российский научный рецензируемый медико-биологический журнал. Выходит с 2005 г. 1 раз в 2 месяца. Учредители: издательский дом «Академия естествознания» (Пенза), Кубанский государственный медицинский университет (Краснодар), Камская государственная инженерно-экономическая академия (Набережные Челны), Кемеровский государственный университет (Кемерово). Главный редактор (на 2023) – М. Ю. Ледванов.Педагоги, деятели образования Горбунова-Каблукова Минна КарловнаГорбуно́ва-Каблуко́ва Ми́нна Ка́рловна (1840–1931), первая русская женщина-статистик, экономист, организатор женского профессионального образования, писательница. Родилась в семье врача, получила домашнее образование. Впервые в России провела статистическое исследование женских кустарных промыслов в Московской губернии. Открыла женское профессиональное училище c общеобразовательным отделением.Педагоги, деятели образования Владимирский Сергей АлексеевичВлади́мирский Серге́й Алексе́евич (1860–1902), деятель профессионально-технического образования в России. Провёл анализ состояния промышленного образования в России, настаивал на необходимости учёта тенденций технического прогресса, связи общего и профессионального образования, «соединения учащихся и фабрики».Государственные организации Эдукационная комиссияЭдукацио́нная коми́ссия, первый в Польше правительственный орган управления системой просвещения, существовавший в 1773–1795 гг. Комиссия предприняла попытку создания единой государственной системы национального, независимого от Церкви образования. Вводилось всеобщее обязательное обучение, реформировалась высшая школа, разрабатывались учебные программы, издавались учебники.Педагоги, деятели образования Ушинский Константин ДмитриевичУши́нский Константи́н Дми́триевич [1823–1870 (1871)], российский педагог, основоположник научной педагогики в России. Утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. Разработал цельную дидактическую систему, в которой раскрыл принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Дал анализ учёта и развития в процессе обучения психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления. В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания – признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Ушинский выступал за всеобщее обязательное обучение на родном языке и равный доступ к обучению детей обоего пола.Педагоги, деятели образования Бюиссон Фердинанд ЭдуарБюиссо́н Фердина́нд Эдуа́р (1841–1932), французский педагог и политический деятель. Сыграл большую роль в подготовке и проведении в жизнь законов 1880-х гг. о всеобщем обязательном бесплатном начальном обучении и о светской школе, а также школьных законов начала 20 в. Награждён орденом Почётного легиона (1924). Нобелевская премия мира (1927).Педагоги, деятели образования Манн ХорасМанн Хо́рас (1796–1859), американский общественный деятель и педагог. Создал систему нормальных школ штата Массачусетс, способствовал принятию школьного закона штата, ставшего образцом для аналогичных законов других штатов. Свои педагогические идеи (право каждой личности на свободу и образование независимо от расы, национальности и имущественного положения и др.) пропагандировал через созданный им в 1838 г. первый в США педагогический журнал Common School Journal («Общеобразовательная школа»).Педагоги, деятели образования Фельбигер Иоганн Игнац фонФельби́гер Иога́нн Игна́ц фон (1724–1778), австрийский педагог. Возглавил проведение школьной реформы в Австрии. Разработанная Фельбигером система школ известна как саганская система обучения.